ПОЯВИТСЯ ЛИ В ПЕРМИ УЛИЦА МЕШКОВА?

В сентябре 2006 года исполнится 90 лет с тех пор, как Пермская городская дума постановила переименовать улицу Набережная (ныне - Окулова) в улицу Н. В. Мешкова

Поделиться

Обещанного ждут уже 89 лет. А 30 сентября 2006 года будет своеобразный «юбилей» - 90 лет. Ведь еще в 1916 году Пермская городская дума постановила переименовать улицу Набережную в улицу имени Н. В. Мешкова.

Для того времени это был такой же шаг, как если бы сейчас кому-нибудь из ныне живущих пермяков поставили на Комсомольском проспекте памятник: метров 10 высотой и верхом на лошади. Тогда улицы называли как города - Ирбитская, Камышловская, Шадринская, Екатеринбургская, Осинская, Кунгурская или как-нибудь со значением - Монастырская, Большая Ямская, Покровская… Повод для такого решения городской думы был экстраординарный - в Перми открылся университет, и Николай Мешков сыграл в этом процессе ключевую роль.

Это сейчас даже в Перми университетов много. А тогда на всю огромную Российскую империю их было 13. Город, в котором есть университет, сразу переходил в другую «весовую категорию».

Современники писали: «Переход Перми на положение университетских городов кладет конец ее прошлому - как месту ссылки (…), ибо для проживания в университетском городе всегда требовалась у нас особая политическая благонадежность и административные высылки из университетских городов до сих пор практиковались широко и свободно».

Но не только в ссыльных дело. Пермь тогда была городом чиновников и кустарей. (Мотовилиха - не в счет, она тогда была отдельным городом.) Порт, заводы Лесснера, Балашовой и суперфосфатный - вот и вся крупная промышленность Перми того времени, и потому университет, как бы мы сейчас сказали, резко повышал инвестиционную привлекательность региона.

И еще один нюанс: в то время человек с университетским образованием находился примерно на той же ступени социальной лестницы, как и купец первой гильдии.

О том, как в Перми появился университет, написано немало: и что был большой конкурс среди городов, чтобы разместить у себя это высшее учебное заведение (борьба длилась около двух лет), и что частный предприниматель Мешков тогда применял вполне современные PR-технологии (например, на заседании Государственной думы, где решался этот вопрос, каждому депутату была подарена книга «Заря высшего просвещения на Урале»), и что Мешков отдал свои здания и землю под корпуса университета, и это стало решающим аргументом…

Дальнейшее известно. Улицы стали называть в честь бескомпромиссных и жестоких людей, которые не строили, а в основном разрушали. Посмотришь на названия улиц центра Перми - 1933 год. Разве что улица Троцкого теперь носит имя Пушкина, да Карла Маркса переименована в Сибирскую, а так все на месте - и Хохряков, и Толмачев, и Борчанинов, и Орджоникидзе, не говоря уж про Ленина.

А вот улица Набережная носит имя С. Окулова, человека, который в Гражданскую войну был начальником Пермского гарнизона. О его деятельности на этом посту красноречиво говорит такой факт: после взятия Перми Колчаком два дня священнослужители кропили дома, в которых жили и работали коммунисты. «Особенно много «святой воды» было израсходовано на окропление помещений ЧК и квартир комиссара 29-й дивизии Борчанинова, начальника Пермского гарнизона Окулова», - пишет И. Капцугович в книге «Прикамье в огне Гражданской войны» (Пермь, 1969 год). Через семь месяцев Окулов, командуя 260-м Петроградским полком, вернется в Пермь вместе с Красной Армией, и пощады не будет никому…

Разговоры о том, что в Перми необходимо каким-нибудь образом увековечить имя Мешкова, идут давно. Одно время даже хотели назвать университет в его честь. Инициатором этого был академик Ю. А. Орлов, один из первых преподавателей университета (сейчас в его честь назван Палеонтологический музей в Москве). В 1966 году он ехал на 50-летие университета, в том числе и с целью решить этот вопрос. Однако в пути с ним случился апоплексический удар, до Перми он не добрался и вскоре умер. Вместе с ним умерла и идея дать университету имя Мешкова. Да в то время это вряд ли было возможно - к миллионерам, даже и бывшим, тогда было принято относиться уничижительно.

С начала 1970-х годов известный пермский краевед Наталия Аленчикова говорит о необходимости исполнить решение городской думы 90-летней давности и переименовать улицу Набережную в Мешкова. «Не было бы университета, - пишет Аленчикова, - не было бы и той плеяды академиков, ученых с мировым именем, стартовой площадкой в деятельности которых стал наш университет».

Сам Мешков к переименованию улицы относился так, как это и положено воспитанному и скромному человеку: «Мне будет стыдно за эту незаслуженную честь» («Пермская земская неделя», 1916 год).

Прошли годы, и мы видим, что честь эта вполне заслуженная. Более того, нам будет стыдно, если это решение так и не будет исполнено. Ведь пермяки - люди благодарные.


Поделиться