«Место силы» Петера Цумтора
В Перми 18 декабря с однодневным визитом побывал лауреат Притцкеровской премии Петер Цумтор, который разрабатывает проект нового здания для Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ). Цель его нынешнего приезда для него самого была до последнего не ясна: лишь прибыв в Пермь, Цумтор узнал, что ему предстоит презентация своего проекта перед пермской общественностью. (Он-то полагал, что едет знакомиться с новым губернатором и восстанавливать прерванный из-за смены руководства региона процесс создания нового музея). Впрочем, приватная встреча с губернатором всё же состоялась: за два часа до публичной презентации Цумтор вместе с Виктором Басаргиным ещё раз побывал на месте будущего строительства на Соборной площади.
На фото: Петер Цумтор, архитектор:
— Я полюбил коллекцию галереи. Она прекрасна. Она расположена в старом храме, и это очень хорошо, что мы перемещаем её в новое здание прямо напротив него. Она не должна покидать своё историческое место, «место силы». Это место имеет иконическое значение для города, это визитная карточка, силуэт Перми. Здесь много красивых зданий, и моё намерение — подарить этой «компании» нового «соседа». Этот «сосед» будет дружелюбным, добропорядочным «человеком», который хорошо будет относиться к тем, кто там уже «живёт». Если бы ко мне пришёл некто и предложил неприлично много денег, чтобы я построил на этом месте палаццо — я бы отказал. Но для музея это прекрасное место.
Моё видение музея таково: мы должны исходить не из архитектуры, а из коллекции, идти изнутри наружу, создать для этой аутентичной коллекции аутентичное здание. Мы должны сосредоточиться на тех предметах искусства, которые принадлежат только вам. Я как иностранец понимаю, что мои соотечественники не поедут в Пермь ради того, что они могут увидеть в Лондоне, Париже или Нью-Йорке. Вы должны сосредоточиться на том, чего нигде больше нет, — деревянной скульптуре, иконе, народном искусстве. Это сердце вашей коллекции.
Я посетил те места в Пермском крае, где были собраны деревянные боги, и они меня очень тронули, они стали для меня источником вдохновения. Если мне повезёт, и вы мне доверите этот проект, деревянная скульптура и другие предметы искусства, которые генетически привязаны к местности, будут чувствовать себя как дома. Через четыре года люди будут смотреть на музей, и у них не будет сомнений, что этот музей принадлежит этой точке на карте.
Презентацию предварило выступление губернатора Виктора Басаргина. Поблагодарив именитого архитектора за любезность, он признался, что у него до последнего времени оставались сомнения в целесообразности продолжения контракта, и эта встреча должна стать решающей, окончательной.
Цумтор и его ассистент, архитектор Каролина Славецки показали слайды, рисующие устройство будущего музея и его расположение на Соборной площади, где здание в форме корабля наполовину «утонет» в склоне набережной, а также снабдили демонстрацию комментариями, пояснив, что имеется в виду, когда Цумтор делит внутреннее пространство будущего музея на «улицы» и «дома». «Дома» — это закрытые внутренние комнаты достаточно большой площади, предназначенные для ценнейшей постоянной экспозиции, «улицы» — это огибающие «дома» проходы и коридоры, которые предназначены не только для перемещения людей, но и для проведения временных выставок.
Проект отличается сложной внутренней навигацией, для которой Цумтор определил в качестве ключевого слова «свободу» — у каждого посетителя будет возможность выстроить индивидуальный маршрут, с такой же свободой по зданию будут перемещаться воздух и свет.
Свет — ключевой элемент архитектуры Цумтора; предполагается, что внешние стены здания будут состоять из огромных окон, так что весь «корабль» ночью будет светиться, что будет особенно эффектно смотреться с Камского моста и с противоположного берега реки, а днём прохожие на улице Окулова и на набережной смогут сквозь стекло любоваться произведениями искусства совершенно бесплатно.
Это касается верхнего этажа, который логично назвать первым, поскольку именно туда будут попадать посетители с улицы. На нижнем, «минус первом» этаже расположатся хранилище, офисы, лекционный зал, библиотека и кафе. Этот этаж будет наполовину скрыт в склоне и окнами обращён в сторону Камы.
Слайды, показанные Цумтором и Славецки, выглядели очень красиво. Это настоящая современная архитектура без провинциальных новорусских «наворотов», смелая и в то же время элегантно скромная. Для Перми это совершенно небывалое явление.
Показывая свои домашние заготовки и рассказывая, как будет устроен будущий музей, Петер Цумтор пояснил, что зрители должны делать поправки: побывав ещё раз на местности, он понял, что здание будет ниже, чем он планировал (не 12 м над уровнем улицы Окулова, а всего лишь 7 м) и сдвинуто ближе к Камскому мосту, так что закроет не весь обзор в сторону Камы с Соборной площади.
Кроме того, он пообещал, что справа от будущего музея расположится новая панорамная лестница с бельведером, таким образом, у пермяков появится новое место для того, чтобы прогуливаться и любоваться рекой. Наконец, поскольку само здание музея будет почти прозрачным, можно будет с улицы Окулова смотреть на Каму буквально сквозь призму искусства.
Реакция общественности на презентацию Петера Цумтора была в целом благожелательной, каверзные вопросы звучали, но очень сдержанно. Против самого проекта и личности архитектора никто из собравшихся не возражал, возражения вызвало лишь место будущей стройки.
Объясняя выбор площадки для строительства нового музея, архитектор сказал, что, по его мнению, коллекция Пермской государственной художественной галереи не должна уезжать далеко от своего нынешнего «намоленного» места.
Таким образом, архитектор заранее отмёл основной массив возможных претензий — по поводу того, что он «портит» вид с Соборной площади. Однако у собравшихся, среди которых было немало специалистов, остались другие сомнения. В частности, они касались того, что стройка оказывается в законодательно оформленной охранной зоне, да ещё и двухуровневой: с одной стороны, это территория археологического памятника «Пермь губернская», и, прежде чем начинать здесь работы, необходимы тщательные раскопки, а с другой стороны, это охранная зона ансамбля Кафедрального собора, и здесь нельзя изменять ландшафт.
Эти сомнения развеял глава администрации Перми Анатолий Маховиков, который сообщил, что землеотвод уже получен, и все юридические формальности соблюдены, а заодно отмёл и сомнения насчёт близости железной дороги, поскольку землеотвод согласован и с руководством РЖД.
Ещё одна группа возражений касалась того, что здание заслонит вид на Кафедральный собор со стороны въезда в город. Здесь наиболее резко высказался бывший главный архитектор Перми Геннадий Игошин, который сказал, что «теперь въезжающие в Пермь будут видеть забор; пусть даже очень привлекательный, модернистский, но забор».
На это Цумтор ответил: «Мне грустно, что вы называете ваш будущий музей «забором». Не мне об этом рассказывать, но туда, где я что-то построил, люди едут, чтобы посмотреть на это».
И он рассказал о том, как построил на севере Норвегии, на берегу Баренцева моря, очень длинное здание в форме забора — мемориал ведьмам, сожжённым на этом месте инквизицией.
После этого, по словам Цумтора, соседний отель, до тех пор пустовавший, начал строить второй корпус — нет отбоя от туристов.
Объясняя свою позицию, Цумтор сказал, что за последние 30 лет он «неоднократно сталкивался с тем, что люди боятся нового, потому что боятся потерять что-то дорогое. Однако жизнь так устроена, что невозможно создавать и двигаться вперёд, не нарушая привычный ход вещей. С этим приходится смириться».
В аудитории нашлись не только противники Цумтора, но и немало сторонников, и даже фанатов. Архитектор Александр Зотов, например, сказал, что считает швейцарского мэтра своим учителем, его идею постройки пермского музея назвал «воздушной, чистой, прозрачной», а место для будущего строительства — «отличным». «Дай бог удачи, пусть это здание займёт своё место, после этого в Перми никто не будет иметь права строить хуже», — завершил свою речь пермяк под аплодисменты собравшихся.
Свои резоны для того, чтобы строить новый музей именно на Соборной площади, нашлись и у маркетологов. Директор компании «Озон» Олег Ощепков сообщил, что из маркетинговых соображений нельзя переносить галерею слишком далеко от нынешнего места, чтобы не ломать привычные маршруты любителей искусства. И в целом с точки зрения транспортных и пешеходных маршрутов место на Соборной площади, по его мнению, идеально.
В аудитории находилось немало людей, которые активно выступают против цумторовского проекта в интернете. Но они промолчали: видимо, подбирали фразы для фейсбука и «Живого журнала».
Архитектор Сергей Шамарин в кулуарах объяснил это тем, что главный пункт возражений — не сам проект, а его привязка к местности, а место выбирал вовсе не Цумтор. «Здесь уже сформирован землеотвод, земля муниципальная, её не надо выкупать», — пояснил позицию властей Шамарин. Сам же он остался неудовлетворён результатами разговора: «Цумтор известен бережным отношением к ландшафту, но этот ландшафт он не почувствовал».
Подводя итоги презентации, губернатор Виктор Басаргин объявил: «Будем двигаться тем же курсом».
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:
— Состоялся очень профессиональный разговор. Мы будем двигаться в рамках реализуемого проекта тем же курсом. Мы убедились, что автор готов вносить коррективы, он уже согласился с изменениями, связанными с высотной доминантой, с осевой линией Комсомольского проспекта.
Мы убедились и в том, что это здание вдохнёт новую жизнь в это пространство. Я думаю, что серьёзных препятствий не будет, а те препятствия, которые возникнут — необходимость проведения археологических раскопок, геология склона, мы решим. Дай бог, чтобы наша галерея вскоре обрела новый дом.
Таким образом, контракт с Петером Цумтором, заключённый прежним руководством региона, был подтверждён.
«Культурные слои в этом месте полностью утрачены»
Родион Вильданов, главный археолог Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия):
— Формально эта территория пока является памятником археологии. Но фактически мы рекомендуем исключить это место при утверждении нового проекта охранных зон Перми. Дело в том, что в прошлом году КЦОП провёл корректировку охранных зон для внесения уточнённых данных в генплан города. Обнаружилось, что при строительстве железной дороги в 1870-х годах холм, где находились памятники палеолита, был срезан. Таким образом, культурные слои в этом месте полностью утрачены. Охранять зря места, не являющиеся памятниками архитектуры, нет смысла. Но надо понимать, что памятники палеолита находят в том случае, если нарушаются слои земли. При строительстве галереи велика вероятность того, что могут быть обнаружены новые артефакты возраста 70-80 и даже 100 тыс. лет.
«Это возможность построить уникальный музей, который станет «визитной карточкой» современной Перми»
Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:
— О проекте Петера Цумтора говорили много и многие. Вначале я скептически отнеслась к заявленной идее. Как и многих, пугал тот факт, что «приезжий» архитектор не знает нашей истории, традиций. И его проект воспринимался как нечто инородное. Как проект, который «сломает» архитектурный образ набережной. Слишком амбициозный, слишком современный.
После вчерашней встречи многие мои сомнения были развеяны. Считаю, что опасения, высказанные архитектурным сообществом Перми, общественностью, лежат в плоскости полномочий краевой власти и органов местного самоуправления. Зонирование, геологические и археологические изыскания, согласования с железной дорогой — все эти проблемные моменты можно и нужно решать.
Главное, что я услышала из уст Петера Цумтора: он слышит наши сомнения и опасения, он готов «подстраивать» свой проект под существующий ландшафт, под наши ожидания, под наше восприятие Камы.
Я не припомню, чтобы за последнее время в Перми был возведён объект мирового уровня. Проект Петера Цумтора — это возможность построить уникальный музей, который станет «визитной карточкой» современной Перми.
Состоявшаяся 18 декабря презентация показала, что архитектурные идеи необходимо широко обсуждать, что необходимо взаимодействовать с профессиональным сообществом Перми. И этот опыт неплохо было бы тиражировать.