Недвижимое искусство
Со сменой руководства региона в Перми вновь разгорелись споры о судьбе арт-объектов, размещённых на улицах города командой программы «Паблик-арт» Музея современного искусства PERMM и вызвавших крайне противоречивые отклики жителей. Руководитель этой программы Наиля Аллахверидева утверждает: никаких особых распоряжений по поводу «красных человечков» или «надкушенного яблока» не поступало, и нет никаких подтверждений тому, что губернатор Виктор Басаргин якобы намеревается свезти эти и другие арт-объекты на отдельную площадку.
Все скандально прославившиеся арт-объекты являются собственностью Пермского края и переданы на баланс Музею современного искусства PERMM на срок три года с возможностью его пролонгирования.
Арт-объекты принадлежат Пермскому краю физически, но далеко не все они являются его интеллектуальной собственностью. Так, «Триумфальная арка» Николая Полисского (деревянная буква «П» возле железнодорожного вокзала Пермь II) — авторская копия уже существующего объекта, поэтому об эксклюзивных правах говорить изначально не приходится.
Авторские права на «Яблоко» Жанны Кадыровой находятся у Музея PERMM. Согласно договору, автор не может копировать его в других местах, но может использовать этот образ после обработки.
С «красными человечками» ситуация сложнее. Это дизайнерский проект, который предполагает некое развитие, и уже есть примеры использования этой идеи в других территориях и проектах. В своё время ставился вопрос о покупке авторских прав на «красных человечков», но само это обсуждение подверглось общественной критике.
Наиля Аллахвердиева, руководитель программы «Паблик-арт» Музея современного искусства PERMM:
— Автор «красных человечков» Андрей Люблинский хотел продать права Перми за 1 млн руб., но мы в итоге отказались. Понятно, что художник получает предложения то там, то здесь, и у нас нет правовых ограничений на тиражирование «человечков». В конце концов, это вопрос не столько экономики, сколько политики. Я бы сама выкупила права на группу этих объектов...
Некоторые из скандальных арт-объектов не могут быть перемещены со своих мест физически, независимо от политической воли. Так, «Яблоко», установленное перед Пермской краевой библиотекой им. Горького, — конструкция абсолютно стационарная: его металлический каркас намертво сращён с фундаментом. Чтобы переместить такой объект, его придётся попросту разрушить и сделать на новом месте заново — это дороже, чем просто возвести ещё одну скульптуру (возведение «Яблока» в своё время обошлось в 1 млн руб.).
«Триумфальная арка» Николая Полисского — конструкция сборно-разборная, её перенос большой сложности не представляет, но потребует немалых усилий и затрат. Никаких проблем не возникнет с переносом бетонной «Власти» или «красных человечков».
Все эти объекты представляют определённые проблемы с точки зрения использования и эксплуатации. Многие из них приходится часто чинить, обновлять. Так, «Яблоко» рассчитано на суровые климатические условия, но его кафельную «кожуру» надо часто мыть, а в скором времени придётся менять. Часто проводится ремонт «красных человечков», но только потому, что их активно «юзают» прохожие, особенно дети, что, по мнению Наили Аллахвердиевой, не так уж и плохо.
Буква «П» — конструкция высокой прочности, её гарантийный срок — 10 лет, но она может простоять гораздо дольше. Здесь, по мнению Аллахвердиевой, всё зависит от планов реконструкции зоны, где она находится. Сам Полисский не оговаривал, на какой срок установлена его «Триумфальная арка», по большому счёту бессрочно.
Сейчас вся программа «Паблик-арт» находится в несколько подвешенном состоянии. И связано это не столько со сменой руководства края, сколько с уходом Надежды Кочуровой с поста «культурного» вице-мэра: именно она руководила комиссией по размещению арт-объектов при администрации Перми. Тем не менее перечень уже утверждённых для установки в этом году арт-объектов неизменен: ведётся работа по уточнению параметров интерактивного объекта «Сердце города» (что-то вроде бьющегося сердца с артериями и венами, построенного из фрагментов сантехнических и прочих инфраструктурных конструкций); по-прежнему актуальны «Маяк» Валерия Кошлякова — ажурная металлическая башня, которую планируется установить на набережной Камы; деревянные цветы Сергея Горшкова, которые должны «вырасти» на пермских газонах; «чешуя» из пайеток датской художницы Терезы Химмер, которой планируется покрыть фасад ЦУМа.
Как вы относитесь к идее переноса «скандальных» арт-объектов на специальную площадку возле Музея современного искусства PERMM?
Владимир Гладышев, краевед, преподаватель:
— Очень здравая идея! Это единственный способ спасти эти скульптуры от массового поругания и сохранить память о коротком промежутке истории Перми, который условно можно назвать «периодом культурной столицы». Это надо непременно сделать.
Марина Абашева, декан филологического факультета Пермского государственного педагогического университета:
— Отношусь к этой идее отрицательно по целому ряду причин.
Во-первых, это не соответствует самой функции арт-объектов: они созданы для того, чтобы очеловечивать, гуманизировать и эстетизировать урбанистическую среду. Они создают оазисы притяжения, «места силы». Дети на них играют, алкоголики выпивают, молодые люди оставляют автографы — это хорошо, в этом их предназначение! А если их свезти в резервацию, их функция, важная для городской среды и для жителей, попросту не будет выполняться.
Во-вторых, идея не нравится чисто эстетически. Эти «красные человечки» очень хороши именно там, где они сейчас находятся — на этих официальных зданиях «квадратно-гнездовой» советской архитектуры. Здесь они смотрятся и как современная реплика пермской деревянной скульптуры, и как отсылка к эстетике футуризма, которая для Перми очень важна — здесь ведь были Каменский и Родченко. А Речной вокзал с его размерами и ампирным декором этим человечкам противопоказан.
Ну и третий момент — технологический: это просто дорого, технически сложно и экономически нецелесообразно.
Всеволод Аверкиев, художник:
— Идея очень здравая! Пожалуй, я бы сделал исключение для «табуретки» Полисского: она хорошо «вписалась». А остальные объекты смотрятся неорганично, словно вырванные из контекста. И между прочим, если знать историю их создания, становится понятно, откуда такое впечатление. Вот, скажем, керамическое яблоко у «Горьковской» библиотеки — это повтор уже существующей скульптуры, которая есть в Киеве, но там она раза в четыре меньше и служит парковой скамейкой среди других таких же ярких керамических объектов — там есть груша, арбуз, светильники в таком же стиле... Вот там это к месту! То же самое — с «красными человечками»: они задуманы в качестве парковых указателей. «Скарабей» — это тоже повтор уже существующей скульптуры, установленной на пешеходной улице в Алма-Ате: там этот жук катит свой шарик в направлении движения пешеходного потока, как бы в него встраиваясь. Вот это удачная идея! А здесь он сам по себе, непонятно зачем и почему.
Я думаю, в качестве экспонатов музея под открытым небом они будут смотреться лучше. Будет хотя бы понятно, зачем и почему они здесь находятся.
Галина Янковская, профессор кафедры новейшей истории Пермского государственного научно-исследовательского университета:
— Отношусь к этой идее крайне отрицательно. Если так рассуждать, то давайте тогда все классические бронзовые скульптуры тоже соберём и установим около галереи: каждому направлению в искусстве — своя резервация.
Функция паблик-арта — продвигать искусство в городскую среду, поэтому никакого смысла нет выводить его из среды.
Владимир Гурфинкель, театральный режиссёр, художественный руководитель Фестивального городка на эспланаде:
— Механический перенос любому произведению искусства противопоказан. Арт-объекты должны быть привязаны к месту. Вот, например, памятник «Единство фронта и тыла»: каждый раз, как на него смотрю, чувствую, что с ним что-то не то. А что «не то», стало понятно, когда мне Сева Аверкиев объяснил: оказывается, он должен был стоять не здесь, а на улице Попова по пути к Камскому мосту справа. Вот там, на холме, это было бы потрясающее произведение искусства!
То же самое с этими объектами. Надкушенное яблоко у библиотеки — в этом читается какой-то смысл. А просто надкушенное яблоко — оно никакое.
«Триумфальная арка» Николая Полисского — это мощнейший памятник уходящей эпохе деревянной архитектуры, и для Перми, где всё ещё очень много деревянных домов, он очень важен. Эта «буква «П» «сделала» всю площадь! Она очень удачно размещена. Зачем её куда-то переносить?
Мне кажется, надо отделить искусство от политики. Арка Полисского — это шедевр, а связанные с ней политические домыслы — это глупости, в которых я никогда не разберусь. Мне кажется, что всё политическое со временем уйдёт, а художественное останется, и эта «буква «П» будет восприниматься как мощное и знаковое для Перми произведение искусства. Не надо трогать памятники. Они должны жить своей жизнью и умирать своей смертью.
Надежда Беляева, бывший директор Пермской государственной художественной галереи:
— Просто механический перенос арт-объектов вряд ли целесообразен. Нужно, чтобы с этим разбирались архитекторы, ландшафтные дизайнеры. Они должны решать, куда лучше впишутся эти скульптуры: что-то — в парк, что-то — во двор...
В «красных человечках» самих по себе нет ничего плохого, но они потому так аккумулировали негатив по отношению к Марату Гельману и команде, что неудачно размещены. Власть, конечно, должна уметь улыбаться, но если многие люди увидели в этой шутке власти что-то оскорбительное, не нужно тупо настаивать на своём. Надо признать, что что-то сделано неправильно. Около статусных учреждений и скульптура должна быть соответствующая, статусная. Она должна приподнимать здания, около которых находится, а не снижать.
Вадим Зубков, арт-директор галереи «Марис-Арт»:
— Идея сама по себе неплохая, но она должна быть художественно проработана. Мне очень понравилось, как оформили «Музеон» у Центрального дома художника: сначала туда просто механически свезли скульптуры советского периода, но сейчас уже сделали из них очень неплохой скульптурный парк. В Перми это тоже можно было бы сделать, и некоторым из объектов это явно пошло бы на пользу: скажем, «Скарабей» на нынешнем месте расположения совершенно теряется.
Там, где арт-объект установлен неудачно, его надо убирать, а сад скульптур, музей под открытым небом — это ещё один аттракцион, он по определению интересен.
Алексей Грибанов, заместитель главы администрации Перми:
— Со мной эту идею никто не обсуждал... Но, я думаю, нужно решать конкретно по каждому объекту, и решать должны специалисты по городскому ландшафту.