«Взрослая» работа

«Пимпинон» стал достойным пополнением ассортимента камерных комических опер

Поделиться

Когда после окончания премьеры комической оперы Георга Филиппа Телемана «Пимпинон, или Неравный брак» в Пермском театре оперы и балета авторы спектакля вышли на поклон, сама собой вспомнилась бессмертная цитата из бессмертного фильма «Мимино»: «Адвокат — совсем маленький девочка. Кому судьбу человека доверяют?! Ей в куклы играть!» 

Режиссёр-постановщик Татьяна Степанова и художник Анна Макарова производят именно такое впечатление, которое лишь усиливается при взгляде на дирижёра и музыкального руководителя Максима Емельянычева — не только очень юного, но и вопиюще несерьёзного с виду, настоящего творческого вундеркинда. Для всех них это первая самостоятельная работа. Зрители были готовы проявить сни­сходительность, но она не понадобилась: спектакль вполне состоялся, молодняк сработал «по-взрослому». 

Пимпинон.jpg

Незамысловатая история, в которой шустрая служанка Веспетта ищет состоятельного мужа, а влюблённый в неё Пимпинон прикидывается богатым старичком, не отличается хитрыми коллизиями и поворотами, но, как всякий «вечный» сюжет, представляет простор для режиссёрской выдумки, и Татьяна Степанова этим простором воспользовалась. Прежде всего, Пимпинона наделили профессией музыканта, и благодаря этой придумке небольшой ансамбль артистов оркест­ра MusicAeterna во главе с Максимом Емельянычевым за клавесином удалось вписать в спектакль, сделать не сопровождением, а частью действия. 

Действие оперы стало чередой аттракционов, иногда родственных буффонаде и клоунаде: вспомнить хотя бы, как Веспетта раз за разом выдёргивает из-под Пимпинона стул, или приключения его трости... Здесь, конечно, понадобилось актёрское мастерство, чтобы не скатиться в кривляние, и оба исполнителя главных (и единственных) ролей — Наталья Кириллова и Эдуард Морозов — его проявили. Особенно хорош красивый и молодой Морозов в роли комического старикашки — сказался многолетний опыт участия в капустниках.

С точки зрения вокала всё тоже неплохо. Сольные партии кое-где страдают, акустика фойе, в котором идёт спектакль, не способствует глубине звука, зато отлично выявляет все дефекты. А микрофоны надо прятать тщательнее, и лучше вообще без них обойтись. Не Бродвей всё-таки... Зато дуэты получились очень красивые и очень барочные. В музыкальном отношении это были лучшие моменты.

С музыкой пришлось серьёзно поработать, и Максим Емельянычев сделал это очень творчески. Успех комической оперы во многом зависит от её содержания, от текста, а «Пимпинон» написан на двух языках — немецком и итальянском, и хорошего русского перевода не существует. Чтобы зрители были в курсе того, о чём говорят персонажи, было придумано очень оригинальное решение: редактор издательского отдела театра Наталья Овчинникова написала короткие диалоги, передающие содержание арий, а дирижёр-постановщик включил их в музыкальную ткань оперы. Можно порадоваться и прекрасному стилю Овчинниковой, и музыкальному чутью Емельянычева: музыка звучит постоянно, «вставные» диалоги ничуть не выпадают из общей ткани спектакля и в целом всё смотрится гораздо живее, чем подобные постановки, снабжённые субтитрами.

«Пимпинон» стал достойным пополнением ассортимента камерных комических опер, начало которому положили оперы Доницетти «Разбитая чашка, или Как стать мужем и уцелеть» и «Колокольчик, или Как правильно выйти замуж». Постановщик этих мини-комедий Ольга Эннс впервые высказала идею поставить «Пимпинона»... То, что замысел безвременно ушедшей прекрасной талантливой молодой женщины воплощён её друзьями, не просто трогательно: это заставляет верить в будущее теат­ра, который ценит свою молодёжь и даёт ей простор для творчества.


Поделиться