Особенности национального контракта

Компании, принадлежащие выходцам из Армении, контролируют почти треть пермского рынка строительства для государственных и муниципальных нужд

Поделиться

В экономике Пермского края проявился интересный феномен роста влиятельности армянской диаспоры, которую уже можно сравнивать с аналогичными диаспорами в городах Франции или США. Выходцы из Армении получили представительство в крае­вом парламенте и Пермской городской думе. Им принадлежат не только кафе, магазины и торговые центры, но и крупные промышленные предприятия. Ни одной другой национальной диас­поре таких предпринимательских и политических успехов в Прикамье добиться пока не удалось.

Считающиеся «армянскими» — то есть напрямую или опосредованно принадлежащие выходцам из Армении  — компании регулярно получают многомиллионные государственные и муниципальные контракты на дорожные ремонты, строительство или реконструкцию детских садов, школ, больниц и объектов инженерной инфраструктуры. По приблизительным оценкам, армянский капитал сейчас контролирует около 30% рынка бюджетных строительных заказов. Годовой объём подрядов составляет как минимум 3 млрд руб. При этом большая часть аукционов и конкурсов выигрывается армянскими компаниями без видимой борьбы. Потенциальные конкуренты либо самоустраняются от участия в торгах, либо их заявки по формальным причинам отклоняются конкурсными комиссиями.

Образ врага

Тенденция к укреплению бизнес-позиций армянской диаспоры на рынке госзаказа стала очевидной примерно 10 лет назад. Спустя ещё несколько лет выяснилось, что значительную часть краевых контрактов по ремонту региональных автодорог регулярно получают несколько компаний, аффилированных бизнесменам армянского происхождения. Как раз в то время возникли проблемы у прежних лидеров отрасли  — «Пермавтодора», «Октябрьдорстроя» «Дорстройтранса» и «Уралсибспецстроя», которым в конце концов пришлось уйти с рынка. Но в первую очередь армянская экспансия ударила по интересам небольших местных фирм, специализировавшихся на относительно небольших строительных подрядах ценой в несколько миллионов рублей.

Как следствие, возникла реакция отторжения, основанная в том числе на обычном бытовом национализме. Случаев публичного возмущения «армянским засильем» практически не было, но на уровне разговоров претензий в адрес «пришельцев» и потворствующих им чиновников высказывалось и высказывается множество.

Постепенно сложился довольно целостный образ врага, во многом основанный на домыслах и стереотипах. Вот лишь некоторые из них (это лишь оценочные суждения, к тому же, как правило, необоснованные, а вовсе не доказанные факты).

1. Армянские компании используют в основном привозную рабочую силу. На их объектах работают мигранты из той же Армении и Средней Азии. Часть этих мигрантов трудится нелегально, отнимая рабочие места у пермяков, что лишь повышает напряжённость межнациональных отношений.

2. Рост армянского бизнеса стал возможным из-за коррумпированнос­ти краевых и городских чиновников. В качестве примера такого коррумпированного чиновника иногда называют сити-менеджера Перми Анатолия Маховикова. В СМИ несколько раз появлялись сообщения о его неформальных встречах с бизнесменами из армянской диаспоры. Из фактов этих встреч делались слишком далеко идущие выводы, в том числе о том, что армяне якобы заранее договариваются с мэрией Перми о получении того или иного крупного строительного контракта.

3. Качество выполненных армянскими подрядчиками работ крайне невысоко. Иногда утверждается, что в мэрии Перми прекрасно об этом знают, но предпочитают закрывать глаза на откровенный брак.

4. Указывается на сомнительное происхождение первоначального капитала бизнесменов армянского происхождения. В вопросе «откуда у них столько денег?» явственно слышится намёк на отмывание капитала, местом для которого армянские мафиози выбрали именно Пермь. Как вариант, говорится о легализации доходов, полученных армянскими бизнесменами от незаконного игорного бизнеса.

Естественно, все эти домыслы и личные мнения не могли не остаться незамеченными самими армянскими бизнесменами. Ответной реакцией стало неприятие любых негативных замечаний об армянских компаниях и стремление увидеть чей-то заказ даже в справедливой критике.

Типичный пример: после выхода в «Новом компаньоне» статьи о скандальном конкурсе по реконструкции одного из пермских детских садов, к учас­тию в котором мэрия допустила только ЗАО «Магнат», в редакцию приехал директор «Магната» Гагик Назарян. Бизнесмена в основном интересовало, кто заказчик публикации. При этом едва ли не самым первым заданным вопросом был такой: «Вы это написали, потому что у меня фамилия нерусская?» Разубедить уважаемого предпринимателя и доказать ему, что критика была направлена прежде всего в адрес проводящего странные тендеры департамента образования, похоже, так и не удалось.

Армянская модель

Если же абстрагироваться от несколько карикатурного образа врага и попытаться разобраться в причинах успеха армянских бизнес-проектов, картина получится довольно занимательная. Прежде всего выяснится, что армянский бизнес не следует воспринимать как единое целое. Это совсем не среднеазиатская корпоративная модель, при которой всё принадлежит одному человеку, назначающему для управления капиталом фиктивных учредителей и директоров фирм.

В армянскую диаспору входит несколько десятков самодостаточных и независимых друг от друга в финансовом отношении предпринимателей. К числу крупнейших игроков на региональном рынке строительного госзаказа можно отнести как минимум четырёх из них. Это председатель совета директоров ОАО «Метафракс» Армен Гарслян, исполнительный директор и член совета директоров ОАО «Мотовилихинские заводы» Вагаршак Сарксян, директор ООО СКФ «АТМ» Айк Аветисян и, пожалуй, владелец нескольких одноимённых компаний «Сарко» Самсон Саратикян.

В случае с Гарсляном и Сарксяном их интерес к господрядам объясняется довольно просто. Возглавляемые ими предприятия располагали достаточной для выхода на этот рынок технической базой. У того же «Метафракса» было несколько дочерних строительных фирм, которым следовало обеспечить фронт работ. Со временем эти компании заняли лидирующие позиции в сфере строительства в Березниках и нескольких восточных районах Пермского края.

В случае с Айком Аветисяном история совсем другая. Компания «АТМ» была им создана в начале 1990-х с чистого листа и начинала с небольших строительных подрядов. Выйти на качест­венно новый уровень предприятие смогло примерно в 2000 году благодаря инвестициям в приобретение иностранного оборудования и применению новой по тем временам технологии холодной укладки асфальта.

ПРЗК-Автобанстрой
Компания «ПРЗК-Автобанстрой», получившая в этом году контракт на ремонт Коммунального моста в Перми, принадлежит переселенцам из Нагорного Карабаха
Фото: Константин Долгановский

Впоследствии вокруг АТМ сформировался целый пул армянских строительных компаний, принадлежащих родственникам и друзьям Айка Аветисяна. Например, ООО «Компания «ПРЗК-Автобанстрой», получившее в этом году контракт на ремонт Коммунального моста в Перми, принадлежит переселенцам из родного для Аветисяна села в Нагорном Карабахе. Выигранный ПРЗК тендер, кстати, следует отнести к категории странных, поскольку «конкурировал» его победитель именно с ООО СКФ «АТМ»

Стратегия незаметности

Пожалуй, основным принципом деятельности армянских компаний является стремление избежать риска, связанного с участием в проектах, по тем или иным причинам оказавшимся в центре общественного внимания. Как правило, армянские подрядчики не берутся за крупные заказы стоимостью более 1 млрд руб. или за знаковые объекты, такие как набережная Камы в Перми. Между тем технические возможности АТМ или СУ-157 позволяют справиться с той же набережной или с улицей Героев Хасана не хуже «Пермдорстроя» или «Газмет-ИНТЭКа».

Специализация фирм, контролируемых армянской диаспорой, немного иная  — текущие ремонты и содержание дорог, реконструкция магистралей краевого, но не федерального значения, благоустройство территории, асфальтирование тротуаров, прокладка немагистральных газопроводов, ремонт школ и т. д. По отдельности такие контракты на миллиарды не тянут, но в сумме их стоимость получается внушительной. Исключение составляют дочерние строительные фирмы «Метафракса», которые, как уже говорилось, регулярно выигрывают дорогостоящие тендеры в Березниках и ещё нескольких муниципалитетах.

Один из плюсов осторожной страте­гии  — минимизация репутационных рисков. За последние два-три года в регионе был десяток громких скандалов, вызванных срывом сроков строительства или ремонта знаковых объектов  — от краевого перинатального центра в Перми до драмтеатра в Кудымкаре. Ни в одном случае в резонансном долгострое не фигурировал армянский генподрядчик.

Презумпция невиновности

Принадлежащие бизнесменам армянского происхождения компании нередко становятся победителями странных тендеров, то есть торгов, на которых заведомо выгодные контракты распределяются без реальной конкурентной борьбы. Типичный пример  — недавние торги администрации Перми по выбору подрядчиков для содержания городских дорог. Считающиеся близкими к Вагаршаку Сарксяну и «Мотовилихинским заводам» компании СУ-157 и «Строймонтаж» «конкурировали» исключительно друг с другом, поделив между собой несколько лотов общей стоимос­тью более 1 млрд руб., что составляет около 30% от общей стоимости разыгрывавшихся контрактов.

Здесь, однако, следует учесть, что реальной конкуренции не было и по тем лотам, которые выиграли компании, ни прямого, ни косвенного отношения к армянской диаспоре не имеющие. Если исходить из принципа презумпции невиновности и считать, что никаких откатов чиновники мэрии не получали и заранее не указывали подрядчикам, кому из них на какой лот заявляться, то приходится предположить сговор самих участников торгов. Но национальная принадлежность владельцев компаний здесь уже ни при чём. Во-первых, сговор формально не доказан. Во-вторых, если он и был, то договаривались все, а не только армяне.

Точно такая же ситуация и с использованием труда нелегальных мигрантов. Ни миграционная служба, ни прокуратура, ни полиция пока что не изобличили считающиеся армянскими компании в массовом использовании труда нелегалов. Что же касается легальных мигрантов, то, во-первых, абсурдно кого-то упрекать в соблюдении законов при ведении бизнеса. А во-вторых, достаточно побывать на нескольких дорожных стройках, чтобы понять  — национальный состав рабочих на объектах «армянских» и «не армянских» подрядчиков практически не отличается.

Наконец, единственным объективным критерием оценки качества ремонта дорог, как ни парадоксально, является арбитражная практика  — других открытых источников информации, кроме картотеки судебных дел и решений по спорам между заказчиком и подрядчиками просто не существует.

Если проанализировать иски, поданные мэрией Перми в лице МУ «Пермблагоустройство» в течение трёх последних лет, то выяснится, что никаких национальных предпочтений при подаче заявлений в суд у чиновников не было. «Пермблагоустройство» пыталось выставить пени и неустойки всем подряд, пик этой судебной волны пришёлся на зиму 2011 —2012 годов, когда дорожную отрасль в мэрии курировал Максим Заварзин.

Другое дело, что финансовый результат судебных кампаний оказался близок к нулевому. Типичный пример  — серия исков, поданных в отношении ООО СКФ «АТМ». Предъявив претензии на общую сумму около 100 млн руб., «Пермблагоустройство» с трудом смогло добиться судебного решения о взыскании с подрядчика 800 тыс. руб.

Причины того, что суды намного чаще занимали сторону подрядчиков, носят сугубо юридический характер. При разбирательстве споров почти по всем контрактам, опять же вне зависимости от национальной принадлеж­нос­ти ответчика, выяснялось одно и то же.

Вскоре после начала ремонтов подрядчик обнаруживал, что объект выглядит не совсем так, как нарисовано в проектах. Мэрия извещалась о том, что требуется выполнить дополнительные работы, непредусмотренные первоначально конкурсной документацией. Затем вносились коррективы в графики и другие связанные со строительством бумаги, что было равносильно индульгенции подрядчику. Он всегда мог указать на то, что заказчик сам не выполнял первоначальные условия контракта.

Принцип политической лояльности

Вагаршак Сарксян
Один из политических и бизнес- лидеров армянской диаспоры в Пермском крае — исполнительный директор ОАО «Мотовилихинские заводы», депутат краевого парламента Вагаршак Сарксян
Фото: Константин Долгановский

Стоит напомнить, что армянская диас­пора сейчас имеет рекордное представительство в краевом парламенте. Условно к числу лоббистов интересов диаспоры можно отнести не только Армена Гарсляна и Вагаршака Сарксяна, но и ещё как минимум двух связанных с ними депутатов. Это генеральный директор «Метафракса» Владимир Даут и избранный в краевое Законодательное собрание от Коми-Пермяц­кого округа Владимир Хозяшев, который является совладельцем и директором ООО «Северный альянс». Предприятие специализируется как раз на дорожном строительстве, а в состав его учредителей входит одна из родственниц Вагаршака Сарксяна.

Но у этого политического представительства есть и обратная сторона. Депутатская деятельность армянского лобби вряд ли способна вызвать восторг, особенно у тех избирателей, которые или раньше сочувствовали оппонентам Олега Чиркунова, или теперь не скрывают своих симпатий к оппозиции Виктору Басаргину. Политическая платформа лоббистов неизменно колеблется вместе с линией партии власти  — трудно привести пример хотя бы одного противоречащего этой линии заявления Гарсляна или Сарксяна.

С другой стороны, национальный фактор здесь явно вторичен. Другие депутаты-подрядчики, как правило, придерживаются такой же гражданской позиции. Вряд ли кто-нибудь будет ожидать критики губернатора от Владимира Нелюбина или Виктора Плюснина, предприятия которых недавно также получили многомиллионные строительные подряды.

Ложка дёгтя

Крепкие позиции армянской диаспоры в регионе можно было бы объяснить ещё и комплиментарной позицией в отношении новых бизнес-игроков со стороны прежнего руководства региона. Визит экс-губернатора Олега Чиркунова в Армению, организованный хозяевами на самом высшем уровне, и подписанные в ходе него документы стали своеобразными сигналами к тому, что регион открыт. За последние 10 лет диаспора упрочила своё положение в Прикамье и заняла столь значимый сегмент на строительном рынке, что с ней приходится считаться тем воротилам бизнеса, кто ещё несколько лет назад лишь презрительно морщился при упоминаниях о «пришельцах». Но стоит обратить внимание и на самое простое объяснение успешной экспансии армянской диаспоры.

Успехи ряда «армянских» компаний многие наблюдатели склонны объяснять большей конкурентоспособностью и умением подстраиваться под любую ситуацию. Выражается это в том, что, в отличие от традиционных участников рынка, новые его игроки в условиях растущего госзаказа и сопутствующей ему коррупции были готовы обеспечить повышенную коррупционную ренту тем, от кого зависело получение этого заказа. В своих приватных разговорах многие пермские дорожники называют астрономические цифры в 20 —40% от общего объёма тех или иных контрактов. Такая плата для традиционных участников рынка просто неподъёмна, поэтому при сохранении нынешних условий «местные» просто обречены на дальнейшее мельчание и исчезно­вение с рынка.

Логично предположить, что «армянская экспансия» была бы невозможна без покровительства со стороны представителей исполнительной власти и надзорных органов. Среди самих последовательных лоббистов называют много самых разных пермских чиновников. Особняком выделяется фигура директора МУ «Пермблаго­устройство» Евгения Масалева, который курирует контракты на капитальный ремонт улиц Перми в 2013 году.

Примечательно, что подряды на ремонт улицы Революции и Коммунального моста достались «армянским» фирмам с падением на 0,5%, а заказ на улицу Сибирскую пермские подрядчики «Альянс АиО» и Пермская ДПМК опустили на 25%. Формально никаких вопросов к этим аукционам нет, но их результаты весьма показательны. Также примечательно отсутствие информации о претензиях мэрии к компании «Северный альянс», которая опоздала со сдачей ремонтов внутриквартальных проездов почти на год.

Устраивает ли существующее положение вещей сегодняшние краевые власти? Наверное, нет, и приход новых игроков на пермский рынок дорожного строительства, таких компаний, как «Ханты-Мансийскдорстрой» и «Аэродромстрой»,  — тому свидетельство. Но новые «пришельцы» конкуренцию составляют всё тем же «Пермдорстрою», Пермской ДМПК или «Уралмостострою». Доля же армянской диаспоры на рынке по-прежнему стремится к росту.


Компания-подрядчик Владельцы и руководители компании-подрядчика
ООО «А.Г.Л. — Дорстройинвест» Единственный участник и директор ООО — Геворг Арутюнян
ООО «ВЕК строй» (зарегистрировано в Москве) Участники ООО — Андраник Донаканян, Сейран Тангамян. Директор — Сейран Тангамян
ООО «Евродорстрой» Единственный участник и директор ООО — Амазасп Абрамян
ООО «Компания «П.Р.З.К.-Автобанстрой» Участники ООО — Рузанна Казарян, Залик Казарян, Крист Казарян. Президент ООО — Рузанна Казарян
ЗАО «Магнат» Единственный акционер ЗАО и директор — Гагик Назарян
ООО «МетаТрансСтрой» Единственный участник ООО — ОАО «Метафракс». Директор — Михаил Зуев
ООО «Пермь-Благоустройство» Единственный участник и директор ООО — Грачик Аракелян
ООО «Сарко» (две одноимённые компании) Участники и директора ООО — Самсон Саратикян, Агабек Саратикян
ООО «Северный альянс» Участники ООО — Светлана Сарксян, Наиля Старкова, Владимир Хозяшев. Директор — Сергей Быков (с марта 2013 года, ранее — Владимир Хозяшев)
ООО «СпецМонтаж» Единственный участник ООО — Татьяна Базилюк. Директор — Андрей Пепеляев
ООО «Спецстрой-БАТ» Единственный участник и директор ООО — Артак Погосян
ООО «Строительная компания «МагТрансСтрой» Единственный участник и директор ООО — Мартик Карапетян
ООО «Строительная компания «Химспецстрой» Единственный участник ООО — ОАО «Метафракс». Директор — Камиль Сафин
ООО «Строительно-коммерческая фирма «АТМ» Единственный участник и директор ООО — Айк Аветисян
ООО «Строительное управление-157» Единственный участник ООО — Артур Гулян. Директор — Григорий Дмитриенко
ООО «Стройджавахг» Единственный участник и директор ООО — Масис Арутюнян
ООО «УралСтройТранс» Единственный участник и директор ООО — Арман Сароян

 


Поделиться