Кирилл Хмарук: Мы хотим стимулировать диверсификацию нашей экономики
Министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края — о новом взгляде на будущее пермской промышленности
— Кирилл Петрович, в Пермском крае принята программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». На что будут потрачены 6,3 млрд руб., составляющие объём её финансирования?
— Если мы говорим о бюджетных средствах, то они, естественно, гораздо меньше этой суммы. С 2014 по 2016 год финансирование из краевого бюджета — 750 млн руб., и порядка 1,5 млрд руб. — из федерального бюджета. Ещё 67 млн руб. должны предоставить бюджеты муниципальных образований. Остальное — внебюджетные источники. Поэтому мы говорим о том, что здесь «на круг» — два с небольшим миллиарда рублей бюджетных средств.
— На что они будут потрачены?
— Основные деньги по программе — краевые и федеральные — направлены в подпрограмму малого и среднего предпринимательства. Это продолжение нашей краевой долгосрочной программы. Там есть перечень мероприятий.
Основной уклон мы делаем на финансовую поддержку — докапитализацию гарантийного фонда, докапитализацию наших микрофинансовых организаций (Пермский центр развития предпринимательства), выделение средств муниципалитетам на разные мероприятия для поддержки малого и среднего предпринимательства, молодёжное предпринимательство, обучение. Запланировано также создание инфраструктуры поддержки предпринимательства — создание центров поддержки предпринимательства по всей территории Пермского края.
В разделе «развитие и инновации» мы пойдём, прежде всего, по пути поддержки кластерных мероприятий. Наиболее готовый проект — кластер «Новый Звёздный». Под него мы заложили 30 млн руб. финансирования из краевого бюджета — на создание филиала бизнес-инкубатора, центра инжиниринга и ряда других мероприятий. Мы надеемся также на получение софинансирования от Федерации и муниципалитета.
— Вопрос по финансированию «Нового Звёздного» до сих пор не решён?
— Для меня лично и, я думаю, для правительства Пермского края тоже вопрос по «Новому Звёздному» решён. Для того чтобы предприятия аэрокосмического комплекса на территории Пермского края могли развиваться, есть необходимость в их кооперации, совместном развитии, в поиске точек соприкосновения, в том числе в развитии кадрового потенциала. Это не модная тенденция, это просто жизненная необходимость для выживания в текущей экономической ситуации.
То, что мы находимся в списке не первой, а второй очереди кластеров, утверждённой Минэкономразвития РФ, — мне ни о чём не говорит. Мы выполняем мероприятия по госпрограмме, показываем нашу заинтересованность в развитии этого направления. Мы свой выбор сделали и поддерживаем его уже не виртуально, а из средств, которые мы планируем использовать в государственной программе.
— Однако были попытки увеличить федеральное финансирование.
— Были, и эта работа не остановлена, она идёт. Но в этом году уже финансирование мы не получим. Учитывая, что планируются деньги в государственной программе, мы будем двигаться по этому пути.
— В рамках какой программы планируется получить федеральное финансирование «Нового Звёздного» в будущем году?
— В настоящее время в Министерстве экономического развития РФ действуют две программы, в которые мы можем попасть, — программа поддержки кластеров и программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Для кластеров перечня приоритетных инновационных проектов применяется особый подход в программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Финансирование могут получить малые инновационные компании, центры кооперации, центры инжиниринга — инструменты, которые в рамках поддержки малого предпринимательства ориентированы на кластерное развитие.
Мы работаем по всем этим направлениям, так как приняли решение поддерживать Игоря Арбузова (генеральный директор ОАО «Протон-ПМ», главный куратор проекта «Новый Звёздный» — ред.) двумя руками.
— Была ещё идея биомедицинского кластера. Будет ли она каким-то образом развиваться в Перми?
— Вы знаете, я готов поддерживать любое начинание, которое основано на здравом смысле, на понимании перспектив и должном уровне экспертизы. Но пока всех этих составляющих в биомедицинском кластере я не вижу. Если мне ясно, на чём основан кластер «Новый Звёздный», кластер горного машиностроения, на чём может быть основан IT-кластер, — тут есть экспертиза, есть понимание перспектив, есть команда, то биомедицинский кластер по всем этим направлениям при прочих равных условиях отстаёт.
— Есть ясность, какие ещё кластеры будут поддерживаться на краевом уровне?
— В конце года мы формируем промышленную политику, в ней мы должны сформировать организованные кластеры, которые у нас будут. Предварительная ясность того, кто это будет, есть. Но мне не хотелось бы это комментировать до того, как эксперты, которые сейчас занимаются определением нашей политики, до того, как консультанты, которые занимаются разработкой инвестиционной политики в Корпорации развития Пермского края (преобразована из Агентства по содействию инвестициям — ред.), не дадут «добро». Это, с моей точки зрения, было бы даже неким субъективным давлением на них.
— В последнее время кластерная форма организации производственных процессов применяется всё чаще. Это веяние моды или необходимость?
— На мой взгляд, кластер — это просто современная упаковка того, что называется «производственно-территориальным комплексом». То есть это комплекс связанных по кооперации предприятий, либо производящих дополняющую друг друга продукцию, либо являющихся партнёрами, которые осуществляют кооперацию. Эти производственно-территориальные комплексы были созданы на территории Пермского края ещё при Советском Союзе. Потом так уж в стране сложилось, каждый выживал в одиночку. У каждого предприятия — свой собственник, либо оно входит в какой-то холдинг.
Наша задача, которая и является основным посылом нашей промышленно-региональной политики, — найти точки соприкосновения, которые должны улучшить развитие в целом, позволят создать новые рабочие места. Мы ищем те синергетические эффекты, которые для жителей Пермского края были бы в долгосрочной перспективе положительны.
— В последнее время сократилась краевая поддержка программ «УМНИК» и «Старт». С чем это связано и возобновится ли она в прежнем объёме?
— С Фондом Бортника у нас всё, в общем-то, налаживается. Действительно, был этап перехода на госпрограммы. Но то финансирование, которое планировалось, мы будем продолжать. Из краевого бюджета на эти цели выделяется порядка 5 млн руб. в год. Деньги уже запланированы. Кроме того, мы согласовываем с фондом перечень мероприятий, в которые они вложатся на территории Пермского края, — может быть, в размере нашего взноса, а может, и больше.
Работа ведётся, и никаких вопросов тут нет. Финансирование сохраняется на прежнем уровне. Если будут привлекаться какие-то дополнительные ресурсы по линии министерства образования или ещё какие-то — пожалуйста, это возможно.
— Как вы представляете инновационное развитие Пермского края? Совпадает ли ваш взгляд на развитие инноваций с видением предыдущего руководства краевого министерства промышленности, науки и инноваций?
— А какой был взгляд у предыдущего руководства министерства промышленности, науки и инноваций? Вы меня просветите — так, чтобы я знал... Трудно ответить? Потому что вот такой был туманный взгляд. У меня же всё достаточно просто.
В настоящее время мы формируем нашу промышленную политику вместе с экспертным сообществом края. Параллельно компания KPMG (аудитор из «большой четвёрки») выиграла конкурс по разработке инвестиционной политики Корпорации развития Пермского края. Соответственно, в рамках региональной промышленной политики, которую мы сейчас разрабатываем, и в рамках инвестиционной политики для Корпорации развития будет уделено особое внимание в том числе и инновационному развитию. То есть мы должны всё сложить, и это будет, соответственно, отражено в промышленной политике и в инновационной стратегии Корпорации развития.
Мы хотим стимулировать диверсификацию нашей экономики. В настоящее время, действительно, зависимость только от экспорта продукции низкого передела достаточно очевидна. Вызов сегодняшнего дня в том, что мы должны стимулировать развитие инновационных предприятий и стимулировать инновации, чтобы таким образом обеспечить диверсификацию экономики. И это будет отражено в конкретных мероприятиях, которые будут фигурировать в этих документах.
Я думаю, какой-то черновик (промышленной политики и инновационной стратегии Корпорации развития — ред.) будет готов к концу 2013 года, и в первом квартале 2014 года он будет презентован.
— Какая доля финансирования в рамках программы экономического развития придётся на развитие инноваций?
— Ну, это ведь не содержание белка в молоке. У нас есть определённые показатели, какое количество инновационных предприятий должно быть создано. Но какого-то глобального финансирования на это не предусмотрено. Показатели мы ставим для себя, и к ним нужно будет идти.
— Будет ли создан Центр оценки инновационных технологий, который бы анализировал вновь появляющиеся инновационные предприятия и затраты на них?
— Я думаю, что нет. Я не уверен, что у нас как у Министерства промышленности Пермского края есть достаточные компетенции для того, чтобы делать вывод о развитии той или иной технологии.
В рамках Корпорации развития будут созданы центры кластерного развития, которые будут модерировать те кластеры, которые мы выберем приоритетными. И, соответственно, в рамках этих кластеров сами предприятия совместно с учёными будут выбирать те перспективные технологии и те перспективные направления, которые они считают лучшими.
— Какова судьба концепции развития науки и инноваций, созданной предыдущим министерством промышленности с участием пермских научных кругов?
— К сожалению, в стране у нас есть общая для всех тенденция, что формирование расходной части опережает понимание источников финансирования. И, на мой взгляд, та программа, которую они разрабатывали, грешит тем, что она не подтверждена никаким источником финансирования. А создавать программы, не понимая их источников, на мой взгляд, — это тупик.
Программа, которая была создана, писалась в отрыве от источников финансирования. Если же нет источников финансирования, значит, программа создана по потребностям, а не по возможностям. А я считаю, что нужно жить по средствам.
— А созданная вами программа экономического развития основана на конкретных источниках финансирования?
— Абсолютно верно. На краевом бюджете. Расходные обязательства все вошли в бюджет, мы понимаем рамки нашего федерального лимита в Министерстве экономического развития РФ. Мы видим во внебюджетных источниках те инвестиции, которые можно провести через Корпорацию развития Пермского края, мы видим те мультипликаторы по софинансированию, которые можем там получить. Поэтому она сформирована из тех источников, которые у нас в наличии есть, с учётом проведённого у нас в прошлом году секвестра бюджета.
— В этом году малые предприниматели пострадали в связи с увеличением выплат в Пенсионный фонд России. Как вы их поддерживаете?
— Действительно, есть такая тенденция: на начало 2013 года сокращение количества индивидуальных предпринимателей составило 13% по отношению к прошлому году. На 1 января 2012 года в крае их было 132,2 тыс., а к 1 января 2013 года эта цифра сократилась до 115,03 тыс. За девять месяцев 2013 года снижение составило ещё 12,9 тыс., то есть ещё 11%. Задача, которую мы перед собой ставим, — выйти в 2014 году по этому показателю на уровень 2012 года.
— Как этого можно добиться?
— Через программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Мероприятия, которые в ней запланированы, как раз направлены на получение доступа к льготному финансированию. Плюс будут предоставляться гранты, развитие системы микрофинансирования.
Сейчас мы формируем группу, которая будет заниматься обеспечением доступа к финансированию, потому что видим, что малым предприятиям стабильно не хватает доступа к оборотному капиталу и долгосрочному финансированию. Для малых предприятий, как правило, кредитная ставка достаточно высока.
Через систему гарантийного фонда мы добиваемся снижения для них стоимости привлечения ликвидности, а также увеличения срока её предоставления. Через систему микрофинансирования мы даём льготные займы микропредприятиям — до 1 млн руб. на уровне ставки рефинансирования (сейчас она составляет 8,25%).
Кроме того, через средства, которые мы выделяем нашим муниципальным образованиям, мы компенсируем затраты на основные средства — возмещаем первоначальные лизинговые платежи, плату за техническое присоединение. При этом немного компенсируем им расходную часть. В муниципалитетах действует система грантов начинающим предпринимателям. Это тоже работает.
— Как вы можете оценить тот факт, что руководство производственными процессами и распределением финансов в региональных компаниях всё чаще переходит под ведение российских отраслевых компаний — «Оборонпром», «Вертолёты России»?
— То, что формируются вертикально интегрированные холдинги, в том числе в оборонной промышленности, — это опять же не какая-то модная тенденция. Это просто выживание. Государство реанимирует отрасли и создаёт компании, которые конкурируют на глобальном рынке.
Наивно предполагать, что один завод может выступать конкурентом глобальным мировым корпорациям. Потому что у него нет ни такого же доступа к финансированию, ни такой концентрации ключевых компетенций в сфере разработки продукции и серийного производства.
К созданию вертикально интегрированных холдингов можно относиться по-разному. Кто-то говорит, что это плохо, кто-то — что хорошо. На мой взгляд, это некая неизбежность процесса развития.
Второй фактор — то, что головные управляющие компании не базируются в Перми, а находятся в Москве — на мой взгляд, это тоже нормально. Ничего сверхъестественного здесь нет. При этом у председателя правительства Пермского края, у губернатора есть все инструменты для выстраивания диалога с собственниками, с менеджментом головных холдинговых компаний.
Я не согласен с тем, что интересы Пермского края — это управление финансовыми потоками конкретного хозяйствующего субъекта. Не согласен, что интересы Пермского края — это интересы какого-то конкретного человека. Интересы Пермского края — это поступление налогов, создание рабочих мест, уровень зарплат работников предприятий. Это развитие компетенций, которые есть на промышленных предприятиях Пермского края, чтобы они здесь оставались и развивались. И вся логика взаимодействия с менеджментом головных холдинговых компаний сводится к тому, что на территории Пермского края должны сохраняться и развиваться компетенции, которые у нас есть. Здесь происходит абсолютно равноправный диалог, и он, на мой взгляд, выстраивается в нормальный процесс.
Должен сказать, что мы здесь не уникальны. Если мы здесь считаем, что в других регионах происходит по-другому, то это не так.
— В последнее время акционеры и руководители крупных промышленных предприятий часто обращаются к краевым властям, чтобы «разрулить» какие-то внутренние конфликтные ситуации. Так уже было с «Нытвой», «Авиадвигателем», «Мотовилихой». Есть ли у краевых властей реальные рычаги воздействия на акционеров? И даёт ли плоды такое вмешательство?
— Мы не можем допускать того, чтобы производственный комплекс, существующий на территории Пермского края, терял что-либо — рабочие места, налоговые поступления, получал проблемы в виде сбоев в обеспечении ресурсоснабжающими организациями. Моя логика очень проста: мы должны стоять на страже наших краевых интересов и должны их транслировать собственнику.
— Как же можно повлиять на частные компании?
— Мы находим рычаги воздействия. Зачастую нужно просто объяснить позицию. Как правило, проблемные ситуации возникают, на мой взгляд, от склонности собственника к риску, когда хочется развивать предприятие, и ты принимаешь те или иные рискованные решения. Иногда достаточно просто внятных переговоров, чтобы донести перспективы принятия ими тех или иных решений.
В общем-то, знаете, процентов на 70 все всё понимают. Весь вопрос в том, что иногда им просто не говорят. Но мы говорим. И в 70% это работает.
— Кто же вас не понимает, назовёте?
— В Пермском крае таких нет.
Кирилл Хмарук родился в Новороссийске. Окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «экономист-международник». Получил степень MBA в Мадриде. Работал в Сибирско-Уральской нефтегазохимической компании, затем — на Кирово-Чепецком химическом комбинате, где был ведущим инженером, ведущим менеджером по продажам, коммерческим директором. Работал в инвестиционных структурах «Альфа-групп», в Министерстве сельского хозяйства РФ, занимал пост директора ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод» (Свердловская область). С марта 2013 года возглавляет объединённое Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Женат, отец двоих детей.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.