Ольга Майорова

Ольга Майорова

декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ-Пермь

Мы готовим тех, кто будет способен в дальнейшем самостоятельно обновлять свои знания

Поделиться

Если обратить внимание на историю нашей страны, то станет очевидным, что в образовании, как и в любой отрасли, всегда существовали свои тренды и модные течения. Было время, когда инженеры, врачи и военные были наиболее востребованы на рынке труда. В 1990-х им на смену пришли юристы и экономисты. Сегодня же на первый план выходят специалисты, умеющие не только получать информацию, но и работать с ней.

Не так давно на самом высоком уровне заговорили о важности гуманитарного образования ввиду растущей потребности в повышении профессионализма в сферах, связанных с идеологией, культурой, воспитанием и средствами массовой информации.

Умение работать с полученными данными — собирать и понимать их, использовать и анализировать — позволяет принимать верные решения в любой сфере деятельности. При этом даже при недостатке ресурсов появляется возможность использовать их более эффективно и получить существенный результат. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы общество могло стать более успешным на мировой арене.

Для дальнейшего развития нашей страны как мирового лидера нам необходимо понимать, как работают социальные структуры в окружающем нас мире. Необходимо понимать, например, что люди думают и что они чувствуют, почему ведут себя так, а не иначе. Необходимо также понимать, почему существующие институции работают так, а не иначе, почему они успешны или наоборот, что в них можно и нужно менять, а что лучше не трогать. Всем этим занимаются социально-гуманитарные науки. Такие факультеты готовят своих выпускников не для того, чтобы они стали «винтиками» на каком-то предприятии и бездумно выполняли чьи-то решения. Специалисты-гуманитарии способны искать и анализировать информацию, необходимую для принятия решения, и  они умеют и должны участвовать в управлении этими процессами.

Работодатели выдвигают свои требования к выпускникам вузов. Погоня за эффективностью иногда ослепляет. Сегодня считается, что образовательные учреждения должны подготовить работодателю узкого специалиста, который с первого дня станет безупречным исполнителем. Однако не стоит забывать, что вуз — не ремесленное училище. Мы готовим тех, кто будет способен в дальнейшем самостоятельно обновлять свои знания, осваивать новые технологии, а также новые способы сбора и анализа информации.

Гуманитарное образование даёт самую широкую и основательную базу для восприятия вечно меняющегося мира. К сожалению, многие работодатели не любят такое базовое образование. Им не хочется инвестировать в навыки и знания своего сотрудника, специфичные для задач этой организации, так как это дорого и слишком высоки риски потери таких вложений. Они предпочитают получить готового сотрудника.

В свою очередь, образовательным учреждениям приходится доказывать, что их выпускники компетентны и конкурентоспособны. Но это не может происходить за счёт следования случайной моде или ориентации на потребности конкретного работодателя, так как мода может пройти, а запросы предприятия могут измениться.

Не стоит забывать, что проблема трудоустройства стоит не только перед гуманитариями: выпускники технических вузов также жалуются на трудности в поиске работы по специальности. Одной из сложностей на рынке труда для гуманитариев является отсутствие прямой связи между их образованием и традиционными и хорошо известными профессиями.

Всем известно, чем будет заниматься инженер, врач, финансист, юрист или менеджер. Намного сложнее заранее сказать, в какой отрасли найдёт себя филолог, историк или политолог, так как филологи и историки работают не только учителями, а политологи занимаются не только предвыборными кампаниями.

Специалисты, обладающие навыками работы с текстами, архивами, документами, подготовки устных выступлений, письменных докладов, работы с общественностью и клиентами, анализа и принятия решений с учётом исторического, культурного и политического контекста требуются практически во всех современных организациях, частных и государственных.

Без знаний филологов не может обойтись ни одна современная организация, ни одно современное предприятие, чья репутация зависит от грамотности ежедневно составляемых отчётов, рекламы, публикаций и т. п.

Из историков выходят отличные, рекламщики и пиарщики, так как их знания современной истории не позволяют им размещать в рекламе ко Дню Победы изображения иностранных самолётов и танков.

Из политологов выходят отличные политические обозреватели и журналисты, так как они не просто напишут о выборах или политической проблеме, но и дадут глубокий анализ политического контекста, как местного, так и международного.

А уж как будет называться должность специалиста с социально-гуманитарным образованием: чиновник, специалист по пиару и связям с общественностью, аналитик, политтехнолог или спичрайтер — будет зависеть от фантазии работодателя.

Востребованность конкретного выпускника на рынке труда обуславливается набором компетенций, полученным в процессе обучения. Тенденции в современной экономике таковы, что узкоспециализированная подготовка обрекает выпускника на периодическое получение фундаментальной профессиональной переподготовки и, соответственно, связанные с этим дополнительные расходы на образование.

Социально-гуманитарное образование ориентируется на широкую базовую подготовку специалистов, включающую в себя навыки самообразования, коммуникабельность, владение иностранными языками и способность анализировать и критически оценивать информацию. Эти фундаментальные профессиональные компетенции помогут оставаться востребованными вне зависимости от изменений в экономике. И задача вуза состоит в том, чтобы содействовать освоению профессиональных компетенций студентами, а также в том, чтобы научить выпускников правильному позиционированию себя на рынке труда.

К слову, в «Вышке» последним занимается Центр развития карьеры, где будущих выпускников не только обучают правильному составлению резюме, но и ориентируют на ожидания работодателей, помогают в поиске хорошей работы, а также обучают навыкам собеседования при приёме на работу.

Естественно, что родителям хочется, чтобы их ребёнок был успешен, имел большие карьерные возможности и гарантированный хороший доход. В то же время не стоит забывать, что в любой специальности можно добиться и успеха и высокой зарплаты, если у человека есть талант и желание заниматься этой работой, и, соответственно, даже в самой многообещающей профессии можно не добиться ничего, если эта профессия не по душе и к ней нет способностей. И сегодня, принимая во внимание ценность некоторых практических навыков, вузы дают студентам гуманитарных направлений дополнительную подготовку сериями различных курсов.

В нашем вузе историки и политологи, помимо своих профильных предметов, слушают также лекции по экономике. Помимо этого мы планируем внести изменения в образовательные программы таким образом, чтобы студент получал компетенции одновременно по двум специальностям: одну глубоко и полно, а другую как вспомогательную. Например, студенты нашего факультета смогут, при желании, в дополнение к основному образованию, выбирать вторичную специализацию в менеджменте или финансах. Такое образование, несомненно, даст значительные преимущества выпускникам при трудоустройстве.

Двухступенчатая система образования, недавно получившая развитие в России, также даёт выпускникам вузов возможности гибко корректировать развитие карьеры с минимальными издержками. Например, если выпускник-историк или филолог устроится на работу в госучреждение, а по прошествии какого-то времени поймёт, что госслужба — это его призвание, то он сможет поступить в магистратуру и получить образование более высокого уровня в государственном и муниципальном управлении всего за два года. Или, если выпускник программы по политологии станет успешным журналистом на уровне Пермского края и захочет выйти на международную арену, то в магистратуре в Москве он сможет специализироваться на международных отношениях и выйти на более высокий уровень в своей карьере.

Так или иначе, самое главное при выборе высшего образования — это осознанно выбрать ту сферу деятельности, которая по душе, и вуз, который обеспечит необходимый уровень профессионализма.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться