Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Пермалкоголь­регулирование

В Перми решили ограничить места розничной продажи алкоголя

Поделиться

Теперь входы в бары и рестораны могут находиться не ближе чем в радиусе 20 метров от учреждений и «мест массового скопления людей», а входы в магазины, где торгуют спиртным, — не ближе чем в радиусе 50 метров. Пермские предприниматели с такой схемой не согласны. Их коллеги, федеральные ритейлеры, счи­тают, что опасаться нечего.

алко

  Алексей Гущин

Постановление администрации Перми, определяющее границы, в которых дозволено торговать спиртным, вступило в силу 30 декаб­ря 2013 года. Результат труда чиновников — это 1,5 тыс. схем, которые насчитывают более 1,5 тыс. медицинских учреждений, около 1 тыс. детских образовательных организаций, около 50 объектов спорта, 16 объектов военного назначения, пять оптовых и розничных рынков, три места «массового скопления граждан» и 62 места нахождения «источников повышенной опасности». В радиусе 20 м от них не должно быть входов в кафе и рестораны, где ведётся розничная продажа алкоголя.

Под запрет попали и розничные магазины, вход в которые находится в радиусе 50 м от перечисленных объектов.

Документ принят «в соответствии с федеральным законом «Об обороте алкогольной продукции» и постановлением российского правительства «Об определении границ территорий, на которых не допускается продажа спиртного».

Ахсо Арекеева, начальник управления по развитию потребительского рынка администрации Перми:

— Установление границ территорий вокруг объектов, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции, с одной стороны, позволит оградить детей и школьников от негативного влияния алкоголя, с другой — даст возможность упорядочить размещение данного сегмента рынка на территории города.

Мнения представителей розничного бизнеса разошлись. Представители федеральных торговых сетей поддержали инициативу мэрии, но пермские предприниматели с ней не согласны.

О зонировании известно генеральному директору группы компаний «Норма» (супермаркеты «Виват», «Дельта», «Норманн», пивные рестораны «Боб») Вадиму Юсупову. Но схемы мэрии в «Норме» ещё не анализировали. По предыдущему аналогичному решению местных властей компания обращалась в суд и сейчас, по словам Юсупова, намерена действовать согласно закону: «Если будут выявлены нарушения законодательства — «Норма» рассмотрит судебную перспективу».

Со схемой границ территорий, где не допускается розничная продажа алкоголя, генеральный директор управляющей компании «Добрыня» Константин Окунев пока не знаком. Но в планах компании — ознакомиться с этим документом и обсудить его с мэрией.

«Если аргументы являются исчерпывающими и железобетонными — чего спорить? Будем выполнять, — говорит Окунев. — Если аргументы надуманные, связанные с перераспределением рынка, будем отстаивать возможность продаж в судах».

Окунев считает, что «работа должна вестись комплексно, а законотворчество должно быть предупредительным, публичным, прозрачным, обсуждаемым». По его мнению, неплохо было бы, если бы мэрия организовала обратную связь с продавцами алкоголя до принятия закона.

«Меры должны быть не только запретительными, но и стимулирующими к здоровому образу жизни. Это сложная межведомственная работа всех уровней власти, — говорит предприниматель. — А вот с кем действительно нужно бороться, так это с магазинами, которые специализируются на продаже алкоголя, и чья форма — реклама спиртного».

В пресс-службе X5 Retail Group (развивает в Перми сети «Пятёрочка» и «Перекрёсток») не видят проблемы в зонировании территорий, запретных для продажи алкоголя. Этот вопрос находится в ведении местных властей, говорят в компании: «X5 Retail Group ведёт свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации, поэтому компания готова соблюдать границы зон, установленных мэрией. В каждом конкретном случае, если магазин окажется в запретной зоне, будет приниматься отдельное решение по согласованию с местными властями».

В METRO Cash & Carry напоминают, что их торговый центр расположен в Индустриальном районе Перми, при выезде из города, вдали от указанных объектов. «Таким образом, на нас данный запрет на продажу розничного алкоголя не распространяется», — заключила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева.

Инициатива пермской мэрии по определению границ запрета на продажу алкогольной продукции не повлияет на работу гипермаркета «Лента», заверила менеджер по связям с общественностью Яна Могилёва. Она пояснила, что гипермаркеты «Ленты» расположены вдали от социальных учреждений (школы, больницы, детские сады и пр.), согласно законодательству, на расстоянии не менее 100 метров.

В сети алкогольных магазинов «Красное и Белое», а также в компании «Фудтрейд» (развивает сети «Ещё бы» и «Кофе You») от комментариев отказались.

Тем временем пермские рестора­торы относятся спокойно к схемати­зации зон торговли алкоголем.

«Закон не поменялся, просто нанесли его на карту, — говорит ресторатор Илья Баршевский (развивает сеть ресторанов «Сальса» и фаст-фуда «Печка»). — Визуализация не приведёт к закрытию ресторанов с лицензией на торговлю алкоголем, потому что порядок их выдачи не изменился».

С Баршевским согласен ресторатор Сергей Крещевников (развивает пабы «Шеймус» и «Чеширский кот»). «Раньше так и было, — считает он. — Схематизация территорий пока никак не коснулась бизнеса».


«Наши власти пытаются «перепрыгнуть» федеральных законодателей»

Вадим Юсупов, генеральный директор группы компаний «Норма»:

— Есть федеральный закон, жёсткий и требовательный к расстоянию, в том числе до школ и медицинских учреждений. Наши власти пытаются «перепрыгнуть» федеральных законодателей, стараясь добавить от себя ограничения и не просчитывая последствия как для магазинов, так и для общепита. Мы к этому относимся негативно.

Федеральный закон проверяют эксперты, профессионалы. Как оценивали постановление, принятое администрацией Перми, — загадка. Местные законо­датели могут принять закон, но им бы понять, зачем они это делают.

Последствия могут быть такие, что 99% магазинов в центре Перми, похоже, перестанут торговать алкоголем.


«В этом решении меня смущает слово «радиус»

Константин Окунев, генеральный директор управляющей компании «Добрыня»:

— Трезвый образ жизни — одна из первоочередных задач государственной власти, но к тому, как это делается в Российской Федерации, я отношусь скептически. Мои ощущения, что в России (и Пермский край не исключение) ограничение продажи алкоголя происходит очень выборочно. Захотелось пролоббировать продажи слабого алкоголя — запретили крепкий. Захотелось поддержать продажи крепкого — запретили рекламу слабого.

Я сторонник ограничения продаж и потребления алкоголя, но хотелось бы видеть стратегический план, системность работы, а не перекос в запретительную сторону. Резко лишать людей возможности заниматься бизнесом, связанным с алкоголем, или ограничивать употребление — нельзя. Необходимо разработать и принять «дорожную карту», предусматривающую сокращение потреб­ляемого алкоголя. Похоже, что такого плана ни у кого нет, никто не хочет этим озаботиться, и поэтому инициативы воспринимаются в штыки.

Так или иначе, к событиям, которые происходят в Перми, я отношусь с пониманием, в том числе как человек, ратующий за здоровый образ жизни, и как соавтор регионального законопроекта, ограничивающего время продажи алко­голя в Пермском крае.

В решении городских властей смущает слово «радиус» — в федеральном законе это не радиус, а расстояние от входа в детское или медицинское учреждение до входа в магазин, торгующий алкоголем. Причём расстояние по тротуарам, пешеходным переходам, а не напрямки. Думаю, что будут судебные иски и разбирательства, связанные именно с этим.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться