Ирина Шафранская

Ирина Шафранская

руководитель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь

«Будущее управленческой профессии стремительно меняется»

Поделиться

Мы привыкли к тому, что управленческая деятельность на бытовом уровне плотно ассоциируется с корпоративной иерархией, «борьбой за кресло» и известным принципом Питера: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». Но современный мир, а точнее современное представление о будущем мира, как сейчас модно говорить, проявляет новые вызовы. Генри Форд, внедряя конвейерное производство в начале ХХ века, создал не только горизонтальную систему разделения труда, но и что более важно — вертикальную. В вертикальной системе разделения труда сферы ответственности управленцев стали дробиться, разделяться, появились новые профессиональные области деятельности. И тогда впервые роль менеджера проявилась в «плоской» организационной структуре — стало необходимо управлять отдельными проектами внутри больших производственных цепочек, появились команды внутри крупных компаний, возник аутсорсинг как способ решения различных задач в системе вертикального разделения труда.

Сейчас эта вертикальная система разделения труда начинает возникать в интернет — пространстве, и возникают новые профессии — я их называю профессиями будущего — которые совсем скоро будут востребованы: например, менеджеры пользовательских сообществ, менеджеры по кросс-культурным коммуникациями, корпоративные антропологи, менеджеры трафика. Пока еще таких профессий практически нет, для них не придуманы должностные инструкции и квалификационные требования, но задачи-то по управлению трафиком уже есть, пользовательские сообщества уже сейчас требует внимания и целенаправленных коммуникаций. И работа по решению этих задач — это не техническая, программистская работа, это задачки из области управления, перевода системы из одного состояния в другое, целевое, состояние, с минимизацией издержек.

Есть много таких профессий будущего. И мы уже сейчас начинаем разговаривать об этом со студентами — о том, что будущее стремительно меняется, что управленческая профессия становится все более специализированной, и все более важно обладать современными знаниями об управлении, понимать, как меняется роль управленца в компании. Мы привыкли, что ты приходишь в компанию — тебе дают задание, ты его выполняешь. Но есть же совершенно другие подходы, когда ты приходишь и говоришь — я буду делать вот это, то есть сам назначаешь себе задание, сам подбираешь команду внутри коллектива, определяешь сроки и бюджета решения задачи, и иногда даже в офис не приходишь потом ее решать, а делаешь это удаленно. И это совершенно другая модель управления, в основе которой система мотивации, построенная на «достижительных», а не «наказательных» стимулах, которая уже сейчас реализуется в различных IT-компаниях в мире. В ближайшее время на факультете менеджмента мы хотим ввести новый профиль обучения, как раз связанный с digital-проектами. Речь идет об управлении контентом интернет-проектов, подборе нужной для этого команды и т.д. Думаю, что новый профиль может появиться уже со следующего года. Профиль — это по сути дела собственный выбор студентом фокусировки на той или иной профессиональной области, в которой он планирует работать, которая возникает на последних курсах обучения в бакалавриате. Мне кажется, очень опасно пытаться сразу дать студентам узкую специализацию. Период полураспада «узких» управленческих знаний — пять-семь лет, и тут ни в коем случае нельзя пытаться учить чему-то конкретному с первого курса. Поэтому в первые три года обучения мы формируем базу знаний, закладываем фундамент. Человек должен посмотреть на все канонические управленческие теории — общую теорию управления, управление финансами, управление маркетингом, персоналом, стратегический менеджмент — на первом курсе все приходят на направление «Менеджмент». Со второго курса студенты сами начинают выбирать отдельные дисциплины, как это делается во всем мире, а на четвертом курсе каждый студент сам выбирает свой профиль — тот самый профессиональный фокус. Сейчас среди них — «управление человеческими ресурсами», «предпринимательство и инновации», «маркетинг», «операционный и логистический менеджмент». Мне кажется, что сам процесс выбора очень важен. Если мы научим людей выбирать собственную образовательную траекторию, когда они ещё студенты, мы тем самым научим их делать выбор и в будущем, когда они уже будут руководить компаниями. Но они будут выбирать другое — рынки, на которые они выходят, персонал, с которым они работают, бизнес-модели и т.д.

Наш студент с первого курса понимает и формирует траекторию своего развития. Во время приёмной кампании он знакомится с базовым учебным планом на четыре года. И мы сохраняем этот план устойчивым до конца обучения — это наше обещание — и лишь расширяем его за счет курсов по выбору, если нам кажется, что на рынке труда происходят какие-то колебания. Это позволяет студенту планировать свое обучение, опять же, ориентируясь на свое представление о будущем. Например, он может решить, что один семестр он поучится в другом кампусе «Вышки», на другой съездит во Францию или в Англию, а в третьем семестре возьмет несколько курсов в он-лайн университете Стенфорда, например. И под такую траекторию мы формируем студенту индивидуальный учебный план, понимая, что в глобальном мире ни в коем случае нельзя «ставить заборы».

Мне очень нравится роль университета Хогвартс в жизни Гарри Поттера. Мы пытаемся сделать так, чтобы «Вышка» так же стала домом для наших студентов. В этом доме должно быть комфортно, уютно, важно, чтобы в него хотелось вернуться. Но ведь в Хогвартсе то дракон откуда-то из-за угла, то наводнение… У нас тоже есть свои «драконы» и «наводнения» в виде экзаменов, проектов. Да, у нас требовательная система, но мы устанавливаем конкретные сроки и ребята знают, когда и что они сдают. Мы создаем для них эти вызовы, но и даем ответ — как их преодолеть. Это именно то, что делает обучение здесь таким ритмичным, насыщенным. Тебе некогда останавливаться — ты все время бежишь. Но если ты хочешь быть управленцем, ты и дальше будешь жить в этом ритме всю жизнь. И поэтому, да, ты бежишь, как Гарри Поттер, за какими-то новыми целями, к своему будущему, преодолевая сложности, но при этом не перестаешь развиваться.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться