Елена Шакина: «Наша задача — не продать продукт, а сделать исследования доступными для академической среды и бизнеса»
Доцент, заведующая кафедрой финансового менеджмента Высшей школы экономики — о создании в Перми уникальной международной лаборатории экономики нематериальных активов
— Елена Анатольевна, в этом году на базе Пермского филиала «Высшей школы экономики» будет создана международная лаборатория. В чём суть проекта и в чём выгода для региона в реализации подобных инициатив?
— Это трёхлетний проект, вполне соответствующий логике современного, глобального университета. Создаётся международная лаборатория — это гибкое подразделение людей, объединившихся ради реализации опредёленного проекта. Наша исследовательская группа работает уже пять лет. Как только у нас появились международные партнёрства, мы занялись позиционированием собственного проекта, подали заявку на конкурс, проходивший среди всех подразделений Высшей школы экономики. Из 49 заявок на создание международных лабораторий были поддержаны всего восемь. Выиграть конкурс, участвуя в состязании с московскими коллегами было нелегко, и мы рады, что это получилось.
Всего в создаваемой на базе пермского кампуса лаборатории будет работать 15 человек, включая и её «международную» часть — представителей крупных университетов Испании и Америки. Предполагается, что они будут достаточно часто присутствовать в Перми, а наши преподаватели будут регулярно проходить стажировки в Испании и Америке.
В работу лаборатории будут вовлечены и студенты. Основная цель лаборатории — проведение фундаментальных научных исследований и публикации в научных журналах, преимущественно международных. В то же время, мы не забываем и про прикладные аспекты наших исследований и, естественно, хотим, чтобы наши разработки имели спрос со стороны предприятий. И, несомненно, подобные исследования повышают качество нашей академической среды в целом.
— Одно из направлений исследований лаборатории — интеллектуальный капитал в спорте. В чём выгода подобных разработок?
— Клубы часто принимают решения о трансфертной стоимости игроков, их гонорарах. Эта цена, разумеется, должна откуда-то «взяться». На самом деле, она складывается из стоимости человеческого капитала (накопленного в прошлом) и будущего потенциала игрока. Существует очень много методик расчёта, но все они не имеют достаточно серьёзной фундаментальной базы, поэтому нет возможности оценить, насколько справедлива та цена, по которой тот или иной клуб перевёл игрока к себе, или, наоборот отдал своего спортсмена другой команде. А также как была определена цена его контракта. Это очень интересная тема, которой мы будем заниматься.
— На какой почве будут проводиться исследования? Будут ли обрабатываться данные пермских, российских, зарубежных компаний?
— В целом в исследованиях по теме интеллектуального капитала мы анализируем европейские и российские компании. База данных очень большая. В ней порядка 3000 предприятий. Что касается конкретно направления «Интеллектуальный капитал в спорте», то мы будем анализировать, в основном, европейские спортивные клубы. В данный момент основной акцент в наших исследованиях сделан на футбольные клубы Испании и Англии. В этот процесс мы бы очень хотели включить и пермские клубы, но есть определённые сложности, связанные с отсутствием адекватной отчётности в российских спортклубах. Недостаток информации связан с тем, что вести подобную отчётность при инвестировании в клубы в России не считается необходимым. У нас спонсорство рассматривается как некое хобби, в Европе же оно давно поставлено на рельсы бизнеса.
Исследуя этот вопрос, мы хотим, в том числе, вывести на новый уровень нашу индустрию, привнести сюда зарубежный опыт.
Сегодня спорт провозглашается как один из приоритетов государства, в то же время, нам повезло встретить людей, являющихся буквально гуру в этой теме в Европе и Америке. Анхель Барахас, который с нами работает уже в течение четырёх лет и является моим научным руководителем, будет как раз ведущим зарубежным учёным, который возглавит нашу лабораторию. Его второе исследовательское направление — интеллектуальный капитал. В сфере спорта и экономики он добился мирового признания, является одним из организаторов основной конференции по этой теме, которая проходит в испансом городе Хихон, публикуется в ведущих журналах и имеет авторские разработки по методике оценки эффективности футбольных клубов. К тому же имеет великолепные связи — знает лично практически всех мировых экспертов, которые работают в этой теме и благодаря ему мы имеем абсолютный доступ к экспертному сообществу.
Так, он привёл в нашу аудиторию американца Денниса Коутса (университет Мэриленд, Балтимор), так же признанного учёного в спорт экономике.
Высшая школа экономики — одна из первых экспертных площадок в России, которая начала заниматься этой темой, и, на мой взгляд, основное наше преимущество заключается в том, что пока для России это совершенно неизведанная область знаний. Эта тема, несомненно, будет иметь прикладное значение, так как потребность к нормальному финансово-экономическому становлению наших клубов уже созрела. Доказано, что в рамках свободного рынка спортивные организации не могут выжить без нормальной экономики.
Второе направление исследований связано с эмпирическими корпоративными финансами.
Здесь мы анализируем глобальные компании. Оцениваем, насколько серьёзно повлияло на них вступление в новый этап развития экономики — экономику знаний. В таких компаниях обычно существует множество заинтересованных лиц, интересы которых не согласованы. Возникает множество конфликтов, связанных с «асимметрией информации». Не то, чтобы они целенаправленно идут на конфликт между собой. Но в связи с тем, что каждый из них обладает определённой частичкой общей информации, и даже эта частичка может быть искажена, происходят конфликты, которые потом отражаются на коллапсах фондового рынка, конкретных компаниях . Мы же пытаемся проанализировать природу конфликтов в компании, связанных с «информационной асимметрией», понимая, что во многом она связана с интеллектуальным капиталом этих компаний.
— В чём прикладная ценность этих исследований?
— В тех случаях, когда это касается конкретных корпораций, которым нужно развиваться, инвестировать, в том числе, в инновации, конфликт интересов ни к чему хорошему не приводит. Менеджеры не могут найти деньги на то, чтобы развивать свою компанию. Акционеры не доверяют менеджерам, потому что им кажется, что те неправильно потратят деньги. Проблемы такого рода существуют везде: в России, на Западе. Эти направления исследований мы не хотим ограничивать ни нашим регионом, ни страной. Это было бы недальновидно, потому что у России, конечно, есть своя специфика, но в плане экономики это совершенно современная страна, которая играет по тем же правилам, по которым играет весь мир.
— В этом и заключается стратегия современного университета — в уходе от территориальных границ?
— Думаю, что любой университет не хочет сильно ограничиваться рамками своей страны. И стратегия Высшей школы экономики очень понятна. Это глобальный университет, который работает на Россию, на интерес нашего государства, при этом, понимая, что нельзя преследовать эти интересы, не позиционируясь в глобальном мире.
Третье направление исследований лаборатории, надеюсь, будет достаточно интересно и для региона. Мы будем анализировать малый и средний бизнес, причём попытаемся проанализировать те отрасли, которые интересны Пермскому краю. Возьмём химию, металлургию, нефтедобычу, и попытаемся проанализировать, как на эти отрасли повлияли общеэкономические изменения, опять-таки, переход к экономике знаний, когда ключевым ресурсом в компаниях стало не наличие доступа к материальным ресурсам, а способность абсорбировать информацию, исключать её для использования своими конкурентами. Сегодня это, наверное, задача любой компании, которая стремится к максимальной производительности. Речь идёт о знаниях относительно новых технологий, о том, как управлять персоналом, как поддерживать лояльность клиентов.
К исследованиям будут привлечены два очень интересных человека. Один из них — Карлос Хардон (Испания, университет Виго), очень сильный прикладной экономист, автор множества работ по малым и средним компаниям в Европе и Латинской Америке. Он имеет большой опыт работы с развивающимся рынком и поможет нам сделать сравнительный анализ, в котором Пермский край будет сравниваться со схожими регионами в Испании и Латинской Америки.
Наша задача — посмотреть, в чём мы лучше, а где ещё есть поле для развития. Второй наш эксперт — Феликс Итурриага, профессор университета Вальядолида.
— Почему именно Латинская Америка?
— Во-первых, потому что именно с Латинской Америкой мы можем провести явные параллели — много общего можно найти в модели развития промышленности — и по структуре, и по истории развития. Сравнивать нас, например, с США и Западной Европой, не всегда оправдано. Не потому, что мы менее развиты, а потому, что у нас совершенно другие условия развития.
Хотя мы планируем также сравнительный анализ Пермского края и некоторых регионов Европы. Европа близка нам территориально, это, безусловно, наш стратегический партнёр. С прикладной точки зрения в подобном исследовании мы решим интересную задачу: надо понимать, где мы находимся по отношению к миру.
— Смогут ли использовать эти исследования региональные компании?
— Эта информация будет абсолютно открытой. Наша задача — не продать продукт, а сделать исследования доступными для академической среды, для бизнеса. Цель этих исследований в том, чтобы нас услышали.
— В чём заключается интерес зарубежных профессоров, привлечённых к работе в лаборатории?
— Во-первых, у нас очень перспективная молодая команда. Уже сейчас, несмотря на молодость наших исследователей, они показывают прекрасные результаты. Во-вторых, зарубежным коллегам очень нравится, что вокруг одной темы у нас объединяется достаточно большое количество людей.
Академическая система в Европе построена несколько по-другому, гораздо больше, чем у нас, основана на индивидуальных интересах. Им достаточно трудно создать исследовательскую группу, потому что люди любят заниматься какой-то узкой областью и чаще в одиночку. Они вроде бы и хотят командной работы, но иногда не могут этого сделать, так как исторически сложилось иначе. Поэтому им нравится, что мы начали работать на командных принципах. Ну и, безусловно, наших зарубежных экспертов привлекает наше стремление учиться и развивать свою лабораторию и университет в целом.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.