Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

«Инновации приводят к сокращению площадей»

Идея перемещения крупных производств из центра Перми на окраину всё сильнее овладевает умами их владельцев и топ-менеджеров

Поделиться

Промышленное оборудование становится всё более компактным, и топ-менеджеры крупных производств, бывших советских «монстров» всё чаще задумываются о том, чтобы оптимизировать свои промплощадки, а освободившиеся территории продать, сдать в аренду, организовать технопарки и т. д. Растущий город готов эти площади с жадностью поглотить. Промышленники же признаются, что для определения стратегии им необходима открытая публичная политика городских властей в области пространственного развития.

Мотовилиха

  Константин Долгановский

«Деиндустриализация» городского центра

Несколько лет назад краевые власти декларировали своё намерение переместить промышленные предприятия из центра Перми на окраину. Это предложение большинство промышленников восприняли без энтузиазма и, по большому счёту, переехали только кондитерская фабрика «Пермская» и табачная фабрика «Астра». Ранее занимаемые ими площади освобождены под застройку.

Вопрос размещения производств, как и вопрос любого территориального передела, неизменно связан с конфликтными, скандальными ситуациями, затрагивает целый комплекс культурных, социальных (сокращение людей, сохранение культурного наследия) проблем и, несомненно, коммерческих вопросов. Однако теперь уже сами промышленники и эксперты отрасли признаются, что необходимость в переменах назрела.

Александр Трусов, директор Пермского центра научно-технической информации:

— Любое перемещение производства — это достаточно дорогостоящий процесс, связанный с его остановкой. Поэтому, когда говорят о переносе, первая мысль, которая возникает у меня, — «это просто нажива». Освобождаются площади в центре, строятся бизнес-центры, магазины, дома... Однако нельзя отрицать, что старое оборудование было громоздким и значительная часть цехов строилась под него. Новое же оборудование гораздо более компактное. Назрела необходимость реструктуризации производственных площадей.

Как пример удачного менеджерского решения, принятого на волне «деиндустриализации центра», эксперты приводят ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК), которое, отдав под жилую застройку значительную часть своих площадей, вложило средства в развитие инновационного оптико-волоконного производства. По словам заместителя директора по кластерному развитию ОАО «Корпорация развития Пермского края» Андрея Шахаева, в частности, благодаря полученным от реализации этих площадей средств, ПНППК удалось сделать рывок в развитии и «стать первыми в мире по оптико-волоконным технологиям».

Обсуждался тогда и перенос основной площадки завода им. Дзержинского на территорию бывшего ОАО «Велта», где с начала основания завода располагается его площадка №2. «Велта» и завод им. Дзержинского соседствовали и, как говорит сегодня заместитель директора завода им. Дзержинского Александр Сентябов, речь шла о частичном переносе площадки №1 в сторону «Велты».

«Перенос этот выгоден тем, кто был заинтересован в освобождении площадей по адресу ул. Дзержинского, 1 — Владиславу Шинкевичу, Денису Бронникову и прочим», — говорит Сентябов. Однако, по словам топ-менеджера, идея не была реализована, так как «никто этим не занялся».

Был ли выгоден планировавшийся переезд самому предприятию, топ-менеджер «Дзержинского» не комментирует, говоря, впрочем, что этот вопрос открыт до сих пор, и сегодняшнее руководство завода рассматривает различные варианты развития промплощадки.

«Центробежные» мотивы переноса предприятий Андрей Шахаев объясняет, прежде всего, экологической выгодой для горожан. При этом он признаётся, что самим предприятиям перенос не всегда удобен.

«Что можно было бы сделать с набережной Камы, почти полностью занимаемой «Мотовилихинскими заводами»? Какие инфраструктурные объекты можно построить с видом на Каму? — задаётся вопросом Шахаев, сетуя, что, проезжая на поезде мимо завода, можно увидеть выбитые стёкла в неработающих корпусах. — Но если переносить «Мотовилихинские заводы», предприятие потеряет близость к железной дороге, вынуждено будет переехать на участок, где нет коммуникаций». Впрочем, отмечает Шахаев, руководству завода «стоило бы рассмотреть возможность использования неработающих площадей, пусть даже не для аренды и продажи».

новомет

В то время как «советские монстры» избавляются от лишних площадей, молодые и инновационные от рождения готовы расширятся. На фото — цех ЗАО «Новомет-Пермь»

Александр Трусов из Пермского ЦНТИ предполагает, что при принудительном перемещении из центра предприятия согласятся на перенос только в том случае, если им будет обеспечена вся инфраструктура — газ, свет, вода. Ведь при переезде на окраину города всех этих благ на новом месте не будет.

Второй вариант — если при продаже земли будет выиграно столько, что это окажется даже более выгодным, чем размещение в центре — например, земля в центре будет продана за 1 млрд руб., а новое производство построено за $1 млн.

По словам генерального директора ОАО «Протон-ПМ» Игоря Арбузова, стоимость переноса производственной площадки зависит от многих факторов — от готовности инфраструктуры, наличия коммуникаций, планируемых объёмов производства.

«Это могут быть инвестиции размером от 15 до 70 млрд руб. и даже выше — по сегодняшнему уровню развития и задач, которые решают предприятия. Окупаемость зависит от ценности проекта. Если есть необходимость создания эффективных производств, получения высокой прибыли, то перенос оправдан, а если это просто дань моде, то это уже авантюризм», — рассуждает Арбузов, являющийся топ-менеджером одного из самых передовых и инновационных предприятий Пермского края.

«Здесь надо что-то менять»

Сегодня о массовом освобождении центра Перми от промышленных предприятий по приказу «сверху» речи уже не идёт. Однако неожиданно для самих себя предприятия стали заявлять о возможном переносе своих производственных площадок.

Так, серьёзно просчитав плюсы и минусы различных вариантов размещения производств, Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК), владеющая Пермским моторным заводом (ПМЗ) и «Авиадвигателем», заявила о строительстве нового производства на территории бывшего танкового полигона близ Восточного обхода Перми. Здесь же, с одобрения краевых властей, планируется строительство технопарка.

По словам управляющего директора ПМЗ Сергея Попова, темой технопарка на Восточном обходе уже занимается краевой минпромторг.

По мнению Андрея Шахаева, не исключено, что со временем ПМЗ полностью переедет за город. Плюсы, которые его собственники увидели в перемещении площадки, ранее уже озвучил топ-менеджер ОДК Владислав Масалов: «Завод в своё время был странно разделён с точки зрения архитектуры сооружений. Здесь практически нет возможности выстроить логические технологические и производственные цепочки. Я видел схему перемещения заготовки для изготовления лопатки по территории завода — она «нарезает» 30 км. Понятно, что здесь надо что-то менять».

Любопытно, что о переезде «Авиа­двигателя», связанного с ПМЗ по принципу сообщающихся сосудов, речи пока не идёт. По словам эксперта, знакомого с ситуацией, по этому вопросу были даже некие трения. В то же время на интернет-форумах появились высказывания горожан, ожидающих в связи с переездом сокращения сотрудников предприятия на 6 тыс. человек и считающих, что переезд «убьёт» предприятие, а пермская моторостроительная тематика окончательно «перейдёт в Рыбинск».

Эксперты объясняют потребность пермских предприятий в новых территориальных решениях их инновационным ростом и необходимостью модернизации.

Закономерный процесс сокращения потребности в производственных площадях Андрей Шахаев иллюстрирует так: «Можно привести пример с компьютером — несколько десятков лет назад он занимал комнату, а сейчас уменьшился до размера ноутбука. Сегодня можно установить инновационную дрель, которая сделает 500 отверстий за то же время, за которое раньше делалось одно. Инновации приводят к сокращению площадей».

Пермская промышленность приблизилась к развилке: часть построенных в советское время заводов готова сократиться до «карманного» размера, занимая минимум площадей и стремясь к максимальной энергоэффективности. Растущие же молодые производства, как, например, «Новомет», напротив, заявляют, что площади им необходимо расширить. Но не представляют как.

«Договориться с собственниками соседних участков о выкупе земли по адекватной цене не удаётся. Дефицит земли ощущается, несмотря на то что часть производств «Новомета» размещена на улице Рязанской», — признаются на предприятии.

Олег Перельман, генеральный директор ЗАО «Новомет-Пермь»:

— Площадку, на которой сейчас располагается основное производство «Новомета», мы купили в 2001 году. Раньше здесь работал завод «Агрореммаш». Территорию площадью 12 га на шоссе Космонавтов мы покупали, можно сказать, с запасом, в компании тогда работало всего 400 человек. Несколько лет назад, когда численность сотрудников превысила 2 тыс. человек и мы начали увеличивать выпуск продукции, стало очевидно, что имеющихся площадей скоро будет не хватать.

В том, что пространственные корректировки предприятиям нужны, эксперты единодушны. А в том, каким образом это будет реализовываться, единства нет.

По мнению Александра Трусова, главное в процессе «переезда» — не забыть о пользе предприятия.

Александр Трусов:

— Было бы идеально, если бы, высвобождая и продавая площади, предприятия направляли вырученные деньги «в копилку» производства, тратили их на усиление инновационной составляющей, а то ведь всегда есть варианты — вложиться в производство или поехать на Канары. ■


«Настало время других технических и технологических решений»

Игорь Арбузов, генеральный директор ОАО «Протон-ПМ»:

— Объективно, сегодня существует такая ситуация, когда основные производственные фонды предприятий устарели, а внедрение новых технологий в условиях существующих площадок очень ограничено. Настало время других технических и технологических решений. Как правило, модернизация сопряжена с вопросами остановки производства, что недопустимо. Даже по приблизительным оценкам, сегодня создание нового производственно-технологического комплекса, что называется, «с нуля», стоит дешевле, чем реконструкция любого существующего. С этой точки зрения перенос производства, поиск более удачного места для его размещения оправдан. Подчеркну, что применение абсолютно новых технологий на уровне мировых стандартов не должно происходить в корпусах, построенных в 1930—1940-х годах.

Я считаю, что размещение производственных предприятий недостаточно эффективно. Первоначально все предприятия строились за городом, а уже потом, в силу определённых обстоятельств, оказались в центре Перми. Сегодня это является препятствием для пространственного развития: совершенствования транспортной системы, развития социальной инфраструктуры, экологии. Конечно, у промышленных предприятий должна быть программа, согласованная с собственниками, с акционерами. Но нам необходимо существовать не автономно, а быть встроенными в общую политику развития мегаполиса.

Я считаю, что, прежде всего, должна стать публичной политика городских властей в области пространственного развития, их видение. Если завтра все выезжают, то что дальше? Нужно это городу или нет? Мы неоднократно поднимали данный вопрос, но никаких консультаций с нами не ведётся.

Сейчас Пермский моторный завод тоже заявляет о планах по переезду. Я считаю, что сначала нужно договориться с городом о какой-то единой политике и понять эффективность этих решений.

Нужно подробно разобраться с планами предприятий по переезду и выстроить общую политику.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться