Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Прощай, «Пермское губернское»…

Пивовары из «САН ИнБев» объявили о закрытии своего производства в Перми

Поделиться

Неприятной сенсацией стала информация о том, что из региона уходит один из крупнейших налогоплательщиков, завидный инвестор и просто приятный во всех отношениях партнёр, реализовывавший в Пермском крае несколько социальных проектов, — компания «САН ИнБев». Пессимистично настроенные эксперты назвали это событие «печальным знаком» и «первой ласточкой», демонстрирующей, что с инвестиционной привлекательностью Прикамья «происходит что-то неладное». Оптимисты, напротив, считают, что, может, и не стоит жалеть об уходе «неместного» производителя, а лучше заняться развитием собственной пивоваренной промышленности и поощрять «малышей».

Официально о своём решении покинуть регион представители «САН ИнБев» сообщили в ходе аудиенции с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным 26 марта. В тот же день пресс-служба губернатора информировала, что глава региона предложил в кратчайшие сроки рассмотреть возможности эффективного использования площадей завода, а также разработать комплекс мер по повышению доходной части регионального бюджета в связи с потерями, связанными с закрытием предприятия.

Потери и в самом деле предстоят нешуточные. С момента запуска проекта в регионе налоговые отчисления компании год от года возрастали, достигнув 2 млрд руб. Согласно представленной «САН ИнБев» справке, в 2007 году они составляли 448 млн руб., в 2010-м — 1998 млн руб., в 2011-м — 2200 млн руб., в 2012-м — 2030 млн руб., в 2013-м — 1919 млн руб. При этом большую часть отчислений представлял «косвенный налог» (акциз на алкогольную продукцию), который вырос с 441 млн руб. в 2007 году до 1854 млн руб. в 2013-м.

Эксперты однозначно связывают уход компании с федеральной антиалкогольной политикой, особенно ужесточившейся два года назад. Однако тот факт, что «САН ИнБев» уходит не из всех регионов России, вызывает малоприятные мысли об инвестиционной привлекательности региона.

Официальная версия происходящего, изложенная пресс-службой компании «САН ИнБев», такова: «Решение о прекращении производственной деятельности Пермского филиала было принято компанией после тщательного изучения её операционной деятельности и рыночной ситуации. Компания планирует перераспределить объёмы, производимые Пермским предприятием, на другие заводы».

В ответ на запрос «Нового компаньона» о возможном закрытии других заводов в «САН ИнБев» ответили уклончиво: «Ключевое влияние на развитие пивоваренного производства в стране сегодня оказывают инициативы по введению дальнейших ограничений и запретов, повышение акциза. При этом, к сожалению, эти инициативы рождаются без учёта мнения производителей и всестороннего анализа со стороны экспертного сообщества. Поэтому появление дальнейших инициатив и принятие решений в отношении отрасли непредсказуемо. Мы на постоянной основе осуществляем оценку наших активностей для поддержания конкурентных позиций бизнеса. Любое подобное решение может быть основано только на тщательном анализе».

Отсутствие конкретики говорит о том, что решения по другим российским заводам компании пока не принято. Почему же «бросили» именно Пермь?

Предприниматель Константин Окунев, некогда имевший отношение к пивоварению, но позже дистанцировавшийся от этого бизнеса, считает, что о предстоящем падении рынка было известно ещё два года назад и подобных решений от инвестора можно было ожидать, а это значит, что было время подготовиться, вести переговоры, но этого сделано не было. «Недостаточно устанавливать льготы, нужно ещё и сопровождать их», — говорит он, считая, что с компанией «САН ИнБев» не велось достаточной «профилактической» работы со стороны краевых властей.

В Пермском региональном отделении общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» подтвердили, что сложившаяся ситуация связана с общей политикой, ведущейся в России по отношению к алкогольсодержащей продукции. В то же время в объединении предпринимателей считают, что «эту серьёзную потерю для Пермского края можно исправить», что «имеет смысл позволить расти собственному рынку, поддержать создание местных пивоварен».

Президент Пермской гильдии добросовестных предприятий Юрий Карманов (Пермский пивоваренный завод является членом этой гильдии) считает, что с уходом «САН ИнБев» Пермский край, несомненно, многое теряет — более 200 высокооплачиваемых рабочих мест со средней заработной платой больше 30 тыс. руб., высококачественную продукцию. По мнению Карманова, руководству Пермского края было бы разумно сейчас приложить все усилия, чтобы сохранить производство и рабочие места: «Разрушить легко, потом будет не восстановить». В то же время он не исключает, что найдётся инвес­тор, который захочет купить предприятие. В таком случае, по мнению Карманова, возможно, стоит дать какие-то налоговые каникулы потенциальному покупателю.

Юрий Карманов, президент Пермской гильдии добросовестных предприятий:

— Когда бизнес уходит, он принимает решение с калькулятором в руках. Официальная версия — очень высокие акцизы. Тем не менее, когда «сворачивается» из региона компания международного уровня, это очень плохая тенденция. К нам должны идти, а не уходить. Для этого должен быть хороший инвестиционный, деловой климат. Вероятно, власти нужно к бизнесу относиться по-другому.

Константин Окунев сомневается, что на Пермский пивоваренный завод найдётся покупатель. «Очень мало игроков на российском рынке, которые могут заинтересоваться приобретением такого завода. В ожидании дальнейшего падения рынка таких желающих ещё нужно найти, — размышляет он. — Основные производители пива в РФ — это глобальные игроки, западные концерны («Анхойзер-Буш ИнБев», «САБ Миллер», «Карлсберг»), которые в состоянии обеспечивать нужную себестоимость продукции, сами производят солод. Их, на самом деле, единицы».

Владелец группы компаний «Норман-Виват» Вадим Юсупов признаётся, что пока располагает только общей информацией, что пивоваренный завод в Перми работать не будет, остаётся логистический центр, который, очевидно, будут снабжать продукцией с других предприятий.

По мнению ритейлера, уход производителя из региона, скорее всего, не скажется на ценах продукции: «Это глобальный бренд, и цены у них единые во всех регионах, несмотря на то что производится продукция только в некоторых городах России».

С точки зрения бизнеса, как говорит Юсупов, «ничего не изменится», однако есть вопросы, связанные с будущими планами по производству пермских пивных брендов, в частности, «Пермского губернского».

Вадим Юсупов, владелец группы компаний «Норман-Виват»:

— Мы сейчас пытаемся понять, что будет с брендом «Пермское губернское», эксклюзивные права на продажу которого были только у нашей сети. Эта марка в течение 10 лет не производилась, мы попросили «САН ИнБев» возобновить её производство, они восстановили его специально для нас, и нам очень интересно, что будет с ней дальше.

Кроме того, мы хотели обсуждать возможность развития наших брендов и сейчас проводим конкурс среди заводов — кто их разольёт. Конечно, нам было бы удобно, если бы это был Пермский пивоваренный завод. Во-первых, это была бы дешёвая логистика, во-вторых — когда непосредственно общаешься с технологами, заводчанами, проще контролировать качество, можно обсудить этикетки, упаковку и пр.

Директор по корпоративному развитию «САН ИнБев» Андрей Ерин, выступая в прямом эфире радиостанции «Эхо Перми», оставил двусмысленную надежду на возвращение производителя в регион, заявив, что «краевые власти ещё могут попытаться вернуть пивоваренный бизнес в регион». Правда, для этого, по словам Ерина, необходимо изменить законодательство на федеральном уровне.

Очевидно, что повлиять на многолетнюю политику государства, уже продемонстрировавшего «непредсказуемость» в принятии подобных решений и отсутствие каких-либо привязок к мнению экспертного сообщества, краевым властям будет нелегко. Желание компании повлиять на малоприятную для неё позицию целого государства через региональных руководителей очаровательно в своей непосредственности.

Краевые власти, в свою очередь, намерены продолжать переговоры с пивоваренным концерном до победного конца. Так, председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов сообщил «Новому компаньону», что собственникам «САН ИнБев» предложено вновь сесть за стол переговоров.

Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:

— Мы сейчас обратились, во-первых, в правительство РФ с тем, чтобы сообщить о политике компании в целом. Они ведь не только у нас закрываются. Кроме того, мы обратились уже непосредственно к собственникам, а не к тем, кто приехал. Потому что в декабре от них была абсолютно иная информация, а сейчас они выдали другую.

Мы предложили собственникам ещё раз сесть за стол переговоров, взвесить все вопросы бизнеса. Мы готовы чётко понять их действия по дальнейшей работе — либо продажа, либо они законсервируют, либо ещё что-то.

На вопрос, возможно ли предоставление налоговых каникул потенциальному покупателю пивоваренного завода, Геннадий Тушнолобов ответил: «Во-первых, это нужно смотреть индивидуально, а во-вторых, мы в ближайшее время опубликуем новую налоговую политику».

По словам премьер-министра, «по поводу новой налоговой политики» уже состоялось три заседания совета по экономике, на которых «были рассмотрены разные варианты и подготовлены соответствующие программы».

Выходит, что на налоговую политику отдельно взятого региона компании «САН ИнБев», похоже, уже удалось повлиять.


«Может быть, стоит не удерживать неместного производителя, а позволить расти собственному рынку»

Согласно законодательным поправкам, вступившим в силу с 1 января 2013 года, была запрещена продажа пива (алкоголь исключили раньше) в стационарных объектах и павильонах площадью менее 50 кв. м. Треть продаж пива по различным оценкам шла именно через нестационарную торговлю. Есть мнение, что эти законодательные поправки были пролоббированы крупными торговыми сетями. Их целью было передать продажи алкоголя из киосков в магазины.

«Опора России» ещё в 2012 году, до введения поправки, собирала подписи предпринимателей, чтобы законодательные изменения, не влияющие никоим образом на здоровье нации, не были приняты. Однако повлиять на этот процесс не удалось.

Можно было уже тогда предсказать сегодняшнюю ситуацию — что продажи будут падать, а часть проблем ляжет на производителей, таких, как «САН ИнБев».

Однако, на самом деле, доля продукции этой компании, производимой именно в Перми, была не так высока, как нам кажется. И то, что мы получали «свежую продукцию», — иллюзия. На упаковках предлагаемой ими продукции в пермских магазинах зачастую значились другие регионы-производители.

Так, может быть, стоит не удерживать этого, по большому счёту, неместного производителя, а позволить расти собственному рынку, поддержать создание местных пивоварен. Такая возможность есть. Существует в Перми для этого и законодательная база. По большому счёту, для того чтобы они развивались, им нужно просто не мешать.

Из комментария Пермского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»


«Мы становимся территорией, в которую завозят, а не той, в которой производят»

Константин Окунев, предприниматель:

— Ситуация не очень сложная. У концерна «Сан ИнБев» в России семь заводов. При этом пермский — не самый худший: пять лет назад было проведено его техперевооружение, заменены ЦНТ (чаны, в которых варится пиво). Продукция завода была востребованна. После того как были приняты законодательные поправки, согласно которым пиво приравнивается к алкоголю (его перестали рекламировать по телевизору, обязали продавать только в заведениях, имеющую лицензию на продажу алкоголя), рынок упал. Если раньше в крае было порядка 5 тыс. точек, торговавших алкоголем, то сейчас лицензированных учреждений в Перми 1,5 тыс.

Да, падение было объективно. Но закрывается только один завод из семи, и не саранский, например, а пермский, повторюсь, не самый худший по объёмам производства продукции, выпускаемым брендам. При этом в Пермском крае действует льгота в 4,5% к налогу на прибыль, и все условия вроде бы есть. Но раз закрывается именно пермский завод, видимо, это наша местная проблема.

Законодательные изменения, ухудшившие положение пивоваров, были приняты два года назад. Ситуацию можно было спрогнозировать. Можно было разговаривать, встречаться, помогать заводу. Ничего этого сделано не было.

Важно не просто устанавливать льготы, но и разъяснять их. Важно заниматься администрированием, то есть сопровождением льготы. И не только искать новых инвесторов, но и поддерживать старых.

К этой теме можно относиться по-разному. Некоторые говорят: «Вы спаиваете наших детей». Но для простого потребителя ничего не изменится. Может быть, немного вырастет цена на продукцию, которую раньше выпус­кал Пермский пивоваренный завод, — за счёт логистических расходов, которые будут частично заложены в цену продукта, так как везти его будут из других регионов.

Продукт по-прежнему будет производиться, но люди будут трудоустроены в других регионах, налоги будут поступать в другие бюджеты. Ситуация не очень хорошая. Мы становимся территорией, в которую завозят, а не той, в которой производят.

И дело не в налогах, а в принципе, в системе мер поддержания местного производителя. Она полностью разбалансирована. У нас практически нет министерства экономического развития в Пермском крае, нет ни стратегии поддержания местного производителя, ни тактических мероприятий. Льготы-то есть, но они требуют администрирования, сопровождения, а никто этим заниматься не хочет. Временщики у власти.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться