Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Арабеск» с пермским акцентом

XIII Открытый российский конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой показал принципиальные отличия от предыдущих

Поделиться
Инна Билаш

Пермячка Инна Билаш, получившая первую премию, была вне конкуренции
  Антон Завьялов

«Неинтересный был гала-концерт: сплошь всё пермские выступали!» — жаловались некоторые зрители заключительного вечера конкурса артистов балета «Арабеск», состоявшегося 13 апреля. Но так говорили лишь те, кто не был на конкурсных показах и не «болел» за «наших». Для заядлых же балетоманов конкурс стал праздником и триумфом пермского балета.

Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, член жюри прессы конкурса «Арабеск-2014» (Екатеринбург):

— Пермяков можно поздравить. Впервые за всю историю конкурса пермский театр выставил слаженную, мощную, хорошо подготовленную команду, как и подобает хозяевам. Раньше на каждом конкурсе приходилось слышать: «Мы только что приехали с гастролей и не успели подготовиться». Сейчас можно видеть, что появился и нормальный подход к гастрольной политике, и ответственное отношение к конкурсу. Проделана огромная работа, выстроен репертуар для каждой пары. Причёски, костюмы, подача — всё очень правильно и гармонично. Чувствуется высокая сценичес­кая культура, ни грамма провинциальнос­ти, Питером повеяло...

Пермские артисты, даже если они пока не звёзды первой величины, могут на многое претендовать. Все раскрылись, показали новые грани. Полина Булдакова, Евгения Ляхова, Никита Четвериков, Олег Куликов, Александр Таранов, не говоря уже о настоящей приме Инне Билаш, могут быть достойной основой полноценной труппы с очень сложным и разнообразным репертуаром. Из всей команды Александр Таранов наиболее артистичен, странно, что его не отметило большое жюри, но жюри прессы присудило ему и его партнёрше Евгении Ляховой приз за лучший дуэт.

Арабеск

  Антон Завьялов

Лауреатами конкурса стали четверо из восьми артистов Пермского теат­ра оперы и балета, принимавших учас­тие в «Арабеске». Первую премию среди женщин получила Инна Билаш — она была вне конкуренции. Никита Четвериков тоже стал лауреатом первой премии, но поделил её с Дмитрием Прусаковым из театра «Балет Москва». Можно понять жюри: практически невозможно определить, что лучше — высокий, длинноногий, обладающий прекрасной школой и техникой «принц» Четвериков или мускулистый, подвижный, харизматичный и очень прыгучий Прусаков.

Самая известная из конкурсанток — американка Джой Вомак, танцующая в «Кремлёвском балете», получила вторую премию, поделив её с Амандой Гомес из Бразилии. Вообще, бразильцы, участвовавшие в «Арабеске» впервые, выступили очень достойно, как и японцы. Школа у тех и других, понятно, русская. Японец Ясуоми Акимото разделил вторую мужскую премию с Эрнестом Латыповым из Санкт-Петербурга.

Третья женская премия поделена между пермячками Полиной Булдаковой и Евгенией Ляховой. Мужскую разделили между собой Дмитрий Дьячков и Александр Омельченко, оба из Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Остальные пермские артисты — Кристина Михайлова, Олег Куликов, Александр Таранов, Степан Дёмин — стали дипломантами, поскольку все прошли в третий тур конкурса.

Кроме того, пермяки получили несколько спецпризов. Никита Четвериков получил приз имени Мариуса Петипа «За чистоту и академизм классического танца», учреждённый Фондом поддержки Пермского театра оперы и балета «Жемчужина Урала». Инна Билаш получила приз мецената из Японии Тошихико Такахаши, который присуждается лучшей танцовщице конкурса. Евгения Ляхова получила приз имени Натальи Дудинской «За верность традициям русской балетной школы». Александр Таранов получил приз солис­та Большого театра Андрея Меркурьева «За правду образа, эмоциональность и выразительность», а приз жюри прессы был присуждён дуэту Александр Таранов — Евгения Ляхова.

Члены жюри признаются, что судить было чрезвычайно сложно.

Лариса Барыкина:

— Конкурс продемонстрировал удивительную вещь. На нём всегда было много серой, невыразительной массы, в которой сразу выделялись лидеры — мужчины, как правило азиаты, которые поражали техникой. Это воспитало определённую публику, у которой сместились критерии восприятия танца. Это продолжалось из года в год на протяжении 20 лет. Всегда были одни и те же проблемы: отсутствие настоящего стиля, музыкальности, танцовщики перевирали балетные тексты, не чувствовали образ.

А в этом году что-то сдвинулось, и мы увидели настоящий танец, настоящую сценичность. Второй и третий туры были очень сильные. Но, как всегда бывает в таких случаях, как только поднялся общий уровень, стало труднее выделить лидеров. Поэтому и не был присуждён Гран-при.

Как и раньше, конкурс имеет преимущественно мужской характер, но преобладает другой тип танцовщика: это не «конкурсные бойцы», как раньше, а тип, приближающийся к dance nоble.

Впечатление от того, что мы увидели на сцене, — очень позитивное.

Впервые важнейшей составляющей «Арабеска» стал конкурс современной хореографии.

Лариса Барыкина:

— Мини-конкурс хореографов проводится не в первый раз, но в первый раз он по-настоящему «выстрелил». Прежде всего, по количеству участников: 44 хореог­рафа — это уже серьёзная панорама, отражающая современное состояние хореог­рафии. Номеров, попавших на конкурс по недоразумению, — единицы. Мы увидели различные художественные системы, увидели личностный рост многих постановщиков. Впервые вижу на «Арабес­ке» разнообразие художественных языков: классика, неоклассика, свободная пластика, contemporary dance, всевозможные авторские техники и даже street dance!

Алексей Расторгуев из «Балета Евгения Панфилова» совершил гигантский прыжок от довольно ограниченной хореографии «Бойцовского клуба», рассчитанной на полусамодеятельных исполнителей, до изобретательного contemporary dance. Его номер «Кукла» посвящён напряжённым взаимоотношениям мужчины и женщины в очень неожиданном преломлении. Прекрасный номер и у Сергея Райника, сделанный в оригинальной полуфольклорной стилистике под горловое пение выдающейся якутской драматической актрисы Степаниды Борисовой. Наконец, третий номер «Балета Евгения Панфилова» — «Восхождение» Константина Кейхеля — очень интересен по мысли, хотя в нём нет какой-то логической точки.

Нужно отметить, что все три номера этого театра во многом удались благодаря феноменальной, по-настоящему удивительной исполнительнице. Мария Тихонова — настоящая балетная звезда Перми. Она уникальна и по физическим возможностям, и по человеческой харизме. Её тело — соавтор хореографа. Каждый её танец — увлекательные приключения женской души, трансформированные в телесность. Она может всё — от неоклассики до самого жёсткого contemporary dance. На «Арабеске» она, несомненно, была лучшей. Жаль, что она в конкурсе не участвовала! Член жюри Нина Ананиашвили, одна из величайших танцовщиц в мире, была ею очень впечатлена.

Пермским хореографам Арине Панфиловой и Марине Кремнёвой хочется пожелать встречи с профессиональными танцовщиками. У них обеих удачны те номера, которые они сами исполняют. Арина уверенно растёт в профессии, с Мариной дело сложнее, её проблема в том, что она руководит самодеятельным ансамблем с очень ограниченными возможностями. Им обеим надо работать с профессионалами.

Арабеск

  Антон Завьялов

Абсолютным открытием стало появление на «Арабеске» брейк-данса. Мужской дуэт из Японии — Юдзи Нарита и Кейске Камеяма с акробатической ловкостью станцевали этюд на музыку Шопена на всех частях тела, включая головы. Этот совершенно безумный номер в постановке хореографа с псевдонимом Такане завершал торжест­венные гала-концерты 12 и 13 апреля, приводя зал в неистовый восторг и обещая, что «Арабеск» уже никогда не будет таким, как прежде.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться