Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Наших туристов не испугать ничем

Генеральный директор компании «Финист трэвел» Ольга Молчанова уверена, что ни ситуация на Украине, ни рост курса доллара и евро, ни санкции со стороны Запада не сорвут россиянам туристический сезон-2014

Поделиться

— Ольга Ивановна, на днях МИД России предупредил, что россиянам следует воздержаться от поездок за границу, поскольку «их могут захватить секретные службы США, которые активно охотятся на русских в наказание за недавнюю аннексию Москвой Крыма». «Не хватало только порушить ещё и туристическую отрасль» — так прокомментировали эту информацию в социальных сетях. Вы видите опасность этого официального заявления для наступающего курортного сезона?

— Как показывает опыт, наших турис­тов не испугать ничем. Их не волнуют стихийные бедствия, такие как пожары в Греции или тайфуны в Таиланде и Малайзии. Египет — самая популярная страна для соотечественников по сей день, несмотря на то что на её территории в течение уже нескольких лет идёт война. Наш народ смелый и ко всяким угрозам и предупреждениям относится очень спокойно и иронично, естественно, с соблюдением норм и правил поведения. Я не верю, что нормальные страны, к примеру, та же Турция, которая живёт туризмом, пойдут на какую-то дискриминацию туристов из России. Это, прежде всего, не в их интересах. Да и рецепт есть отличный: не выходить за территорию отеля. В Турции, например, это очень легко.

— А кроме шуток?

— Мне кажется, что это говорится с вполне определённой целью — обеспечить загрузку в предстоящий отпускной сезон курортов Сочи и Крыма. Это — самый главный момент.

И туроператоры, кстати, ничуть не против такого разворота туристического потока. Это было бы даже здорово, потому что такой красоты, как в Абхазии или в Крыму, нет ни в Турции, ни в Египте, ни в Таиланде.

Другое дело, каким будет соотношение «цена-качество». Если оно окажется конкурентоспособным, то мы только «за».

Но пока проблемы существуют. Даже в Сочи, где построили такой великолепный комплекс, в сравнении с которым Карловы Вары просто «отдыхают», сервис остаётся родом из «совка». Потребуется ещё несколько лет для того, чтобы обслуживающий персонал в отелях, кафе и ресторанах понял, что его доходы, его благосостояние зависят от уровня предоставляемых услуг.

Мои друзья, побывавшие на Олимпиаде в Сочи, рассказывали, как за­шли в ресторан, а там им говорят: «Пить нечего. Если есть хотите, то три часа подождите, или мы можем булок дать». А цены... Гамбургер стоит, как в Перми комплексный обед.

— И как продаётся сегодня отдых в Сочи?

— Мы начинаем продажи, но у тур­операторов пока не сформировалось комплексное предложение, чтобы можно было понять, в какой гостинице, когда и какие номера свободны. Системы бронирования не до конца отработаны.

Цены не низкие. Скажем, в Андорре ещё недавно можно было покататься на лыжах значительно дешевле, чем на Красной Поляне.

Туристы, приобретая путёвки в Сочи, безусловно, интересуются объектами Олимпиады. Уже бронируются гостиницы «Рэдиссон Сочи», «Рэдиссон Блу Парадиз». Эти отели для VIP-клиентов (от 5900 руб. в сутки), которых интересует высокий уровень обслуживания. Но в Сочи есть и бюджетные варианты, которые существовали и прежде, например небольшие частные отели, с которыми у нас давно устоявшиеся отношения.

Крым

Старшее поколение наскучалось по крымскому побережью, люди вспоминают молодость, те времена, когда можно было приехать «дикарями» и жить в палатках на берегу

— К отдыху в Крыму, наверное, ещё больше вопросов?

— С Крымом, как и с Сочи, мы работаем с 1998 года. Там у компании «Финист трэвел» тоже есть партнёры — небольшие гостиницы и частные квартиры. Но их немного. На полуострове до последнего времени тяжело развивался туризм.

Сегодня по поводу Крыма звонков масса, интерес большой. Старшее поколение наскучалось по крымскому побережью, люди вспоминают молодость, те времена, когда можно было приехать «дикарями» и жить в палатках на берегу.

Главное — как сегодня туда добираться. Основным способом остаётся авиаперелёт до Симферополя, поскольку железной дорогой доехать туда в любом случае будет сложно, если вообще возможно. И машиной непросто: через Таманский полуостров на переправе в Керчь.

Правительство РФ приняло программу дотации авиаперевозок в Крым, но Пермь пока не вошла в этот список. Вопрос упирается в то, из какого бюджета финансировать авиаперевозчиков — краевого или федерального. Вопрос решается и в рамках Приволжского федерального округа. Разосланы письма с предложением полётов из Перми в Крым авиакомпаниям «Ютейр», «Орен­эйр», «ИжАвиа».

Цена авиаперёлета из Москвы в Симферополь колеблется от 3,2 тыс. до 15 тыс. руб. (эконом-класс), из Екатеринбурга пока — 11-18 тыс. руб.

В том, что Крым будет нынче пользоваться спросом, сомнений никаких. Народ поедет и просто посмотреть, и соотечественников поддержать. Но пока вариантов транспортного сообщения, кроме самолёта, мы не видим. Ждём и надеемся.

— С какими зарубежными курортами придётся конкурировать российскому побережью Чёрного моря?

— Если говорить о пляжном отдыхе, то альтернативы Турции для нашей страны сегодня нет, поскольку соотношение «цена-качество» там более привлекательно. Там выше качество гостиниц, питания и обслуживания. Большой плюс — перевозка: из Перми в Турцию в сезон ежедневно отправляются три авиарейса.

По массовости зимой первенство держит Египет. Наши южные курорты доступны для купания только с середины июня, всего три-четыре месяца в году. С октября по май — это время спроса на зарубежные туры в те страны, где в любое время года можно получить солнце, которого здесь катастрофически не хватает.

— Как в сегодняшней экономичес­кой ситуации вы оцениваете спрос на туристические услуги в целом? Повлиял ли на активность туристов рост курса доллара и евро?

— Если судить по раннему бронированию туров, то спрос только нарастает. Пермяки начали подавать заявки даже раньше, чем прежде, с декабря. Достиг пика спрос в феврале и до сих пор не падает.

По странам, где в ходу доллар, спрос даже выше, чем в прошлом году, если опять же судить по раннему бронированию, которое вот уже три года активно развивается. Люди понимают, что за счёт этой услуги можно существенно сэкономить и гарантировать себе тот вариант отдыха, который предпочтителен. Особенно эта касается дат, пользующихся повышенным спросом.

Спрос несколько упал на европейские направления из-за курса евро. Но его снижение может объясняться ещё и тем, что раннее бронирование рассчитано в основном на май и июнь. А в Европе в это время море ещё не очень тёплое.

В среднем цены выросли относительно прошлого года примерно на 10%, то есть, по большому счёту, на уровень инфляции. Но подорожавшему туру всегда можно найти альтернативу, выбор на рынке широкий, и папка с заявками только пухнет.

Политические события или природные катаклизмы могут скорректировать спрос на какой-то момент. Но паника быстро проходит. И в этом туристичес­ком сезоне мы не ждём никакого провала. Более того, по внутренним российским направлениям в силу объективных обстоятельств намечается явный прирост. Уже сейчас многие отечественные курорты, в том числе лечебные, забронированы «под завязку».

— Какие тенденции в последнее время отмечаются на отечественном рынке туризма?

— Главная тенденция — общая глобализация рынка. В том числе и в сфере туризма, хотя может и в меньшей степени, чем в других отраслях. На пермском рынке заняли свою нишу крупные туроператоры: Anex Tour, Coral Travel,

Pegas Touristik, Tez Tour. Есть игроки чуть поменьше, такие как «Лабиринт», Mouzenidis Travel (официальный представитель греческой компании). Они глобальны в том смысле, что работают и по всему миру, и по России. У них своя система отелей, самолёты (у кого-то собственные, у кого-то арендованные).

На рынке задерживаются сейчас те туроператоры и компании, которые вкладываются в маркетинг и новые технологии.

— Что такое новые технологии в турбизнесе?

— Это современные системы онлайн-бронирования, моментального подтверждения заявки, электронная система продажи билетов и электронная система подтверждения брони в отелях. То есть, когда клиенту моментально говорят «да», а не просят, как раньше, подождать три дня до получения ответа. Эти технологии совершенствуются год от года.

— С появлением онлайн-бронирования билетов и отелей всё больше туристов планируют свои поездки самостоятельно, не прибегая к услугам турфирм. Как это сказывается на рынке?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит сравнить личное время, затраченное на поиск и бронирование отелей, покупку билетов и прочее, и приобретение аналогичного тура в агентстве, где практически всегда это можно сделать с определённой скидкой и со страхованием рисков. Можно просидеть в интернете неделю, а выгоду получить в 1 тыс. руб.

Дело в том, что глобальная система бронирования даёт туроператорам очень приличные скидки за счёт того, что бронирует «глубоко» — на длительный период времени, а также «широко» — по многим отелям, выкупая их заранее. Поэтому чаще всего цены тур­операторов ниже той, которая значится в прайсе отелей или системе бронирования Booking.

Существенно влияет на цену разница между стоимостью билетов на регулярные рейсы и чартерные. Сегодня чартерные перевозки так отрегулированы, что практически не отличаются от регулярных.

Надо учитывать и риски. При самостоятельном оформлении тура, если самолёт опоздал, весь дальнейший трансфер оказывается под вопросом. На день позже приехал — отель уже занят, бронь «слетела». Турист сам несёт ответственность за каждую составляющую своего маршрута.

При обращении в агентство ответственность за любой срыв несёт туроператор.

Турфирмы всё равно остаются профессионалами на этом рынке, а профессионализм вырабатывается годами.

Безусловно, есть искушённые турис­ты, которые могут проложить маршрут сами. Особенно к этому стремится молодёжь, перемещаясь от фестиваля к фестивалю по всему миру. Но людям постарше уже не хочется хлопот на свою голову, им нужен сервис. А специалис­ты, которые по 20 лет работают в туризме, всегда могут подсказать, стоит или не стоит оправляться в путешествие в тот или иной день, тем или иным рейсом, в тот или иной конкретный отель.

Более того, нередко деньги в процессе онлайн-бронирования уходят не по адресу. Человек идёт на посадку в самолёт, а его спрашивают: кто ты такой? Случаи подобных сбоев, работа хакеров — это существенные риски, за которые турфирма стопроцентно несёт ответственность.

— Каковы особенности конкуренции на туристическом рынке сегодня?

— Естественно, крупные компании прикладывают все усилия к тому, чтобы удержать клиентуру. Но другими способами, чем в предыдущие годы. Налицо переход от построения личных отношений с каждым клиентом, которые доминировали прежде, к акценту на совершенствование сервиса. При этом, чем крупнее компания, тем ей проще обеспечить стандарты и сервис высокого уровня.

Если у турфирмы нет собственной системы бронирования, если она не входит в единую систему бронирования, например, такую как «Алеан» (крупнейшего национального туроператора по России) или систему франчайзинга Pegas Touristik, то она сразу теряет свои позиции. Это уже становится очевидным, поскольку в современных условиях особое значение приобретают единые стандарты.

В Перми очень большое количество офисов Pegas Touristik, Coral Travel, стали появляться офисы Anex Tour. Они узнаваемы, у них единый стиль оформления, единый дресс-код сотрудников. В них действует достаточно жёсткая система поддержания стандартов, требований, вплоть до штрафных санкций. Только единая стандартизация позволяет обеспечить должное качество.

Естественно, клиенты это понимают: это как раз то, что гарантирует туристу минимум проблем.

— По некоторым данным в Пермском крае работают около 2 тыс. туристических компаний. Как выживают все остальные?

— Многие становятся франчайзинговым офисом крупных компаний. Хотя в последнее время владельцы франшиз установили своего рода «сито» и берут в партнёры не всех желающих.

Есть на туристическом рынке и чисто российское явление, когда бизнесмены создают компании для жены, дочери, чтобы они не скучали и оказывали услуги своим близким знакомым. При этом есть там убытки или нет — никого особо не интересует. Правда, это до поры, пока не случилось крупного сбоя.

Есть компании, действующие в локальной нише. Например, это могут быть только лечебные туры, образовательные или же работа по формированию индивидуальных туров под конкретный запрос обеспеченных клиентов.

Если нет ни того, ни другого, ни третьего, то это бизнес временный. Дело в том, что уходит в прошлое период, когда мелкие турфирмы привлекали клиентов за счёт скидок. Давая скидку выше 5%, сам остаёшься без сил и ресурсов, поскольку 5% — это вовсе не прибыль, а затраты: на оплату офиса, и зарплату, и налоги.

На региональном рынке очень много фирм, которые работают по два-три года и закрываются. Мы даже не успеваем их запомнить: на профессиональных семинарах и рабочих встречах постоянно новые лица, новые названия, визитки.

— То есть один из вариантов выживания — объединение?

— Да. И в этом смысле нам очень помогает Пермская туристическая гильдия, которой уже почти 15 лет. За это время многие, в том числе крупные компании, предпринимали попытки создавать различные ассоциации, объединения. Они не приживаются, а Пермская туристическая гильдия работает. Показателем стабильности является приток в гильдию относительно молодых, но очень успешных турфирм с высокой конкурентоспособностью. В гильдии собрались адекватные люди, понимающие, что все друг другу конкуренты, но есть события и проблемы, которые требуют совместных решений.

Конечно, со временем меняются цели. Если первоначально целью было развитие туризма в Пермском крае, то сейчас ориентиры другие. Сегодня основная цель объединения — продвигать, пиарить на рынке добросовестных участников. Добросовестных и по отношению к государству, и потребителю, и конкурентам. Сегодня это объединение — своего рода хартия со своим кодексом чести.

— Пермская туристическая гильдия каким-то образом взаимодействует с региональной властью?

— У нас есть такие планы, но мы до сих пор не можем понять существующую властную структуру и то какое, место в её планах занимает туризм. После того как в 1999 году туризм «ушёл» из комитета по физкультуре и спорту, происходит постоянная смена переподчинения. И мы не можем понять, нужна туристическая отрасль региону или не нужна. Есть ощущение, что краю развитие туризма не интересно. И как бы мы ни бились, ничего не получится.

— Вы сейчас говорите о развитии внутреннего въездного туризма?

— В том числе. В этом направлении в своё время было очень много сделано. Мы разрабатывали предложения в краевую программу развития туризма. Но как только передавали туризм из одного структурного подразделения администрации или правительства в другое или менялся руководитель, сразу же начиналась переработка программы.

Таких неосуществлённых программ накопилось множество. Там предлагались и участие в выставках, и встречи с представителями власти, и разработка новых маршрутов, и реализация проектов, таких, например, как «Школа выживания» для подростков, «Месяц туристических фестивалей», «Интерактивные экскурсии для школьников» и другие. Мы делали всё, что в наших силах. Но ни одна организация в одиночку и даже гильдия, в которой сейчас уже 60 членов, не в состоянии развивать туризм в регионе, поскольку решение этой задачи напрямую связано с созданием инфраструктуры. Проблемы дорог, музеев, памятников, сервиса надо решать глобально. Поэтому «воз и ныне там».

Конечно, и сегодня строятся гостиницы, разрабатываются новые туры. Но это всё частная инициатива, которая не оказывает существенного влияния на общую картину.

Может быть, время ещё не пришло. Может, действительно показывать туристам у нас нечего, потому что всё, что было ценного, уже практически развалилось. Это ведь должен быть комплексный проект, включающий в себя, в том числе, восстановление культурных объектов, памятников архитектуры.

Сегодня нужны не просто экскурсии, а интерактивные программы, которые должны быть вписаны в культурную или краеведческую канву, основываться на ситуационных информационных поводах.

Отдельные точки роста есть. К примеру, Кунгур реально продвинулся в развитии туризма, город приведён в относительный порядок, там проходят различные фестивали, в том числе и международные. В таких городах всё зависит от позиции мэра.

Чтобы привлечь в Пермский край туристов, у нас должно быть всё в комплексе: автобусы, дороги, питание, размещение, программы, экскурсии, визовая поддержка. Пока этого нет, турфирмы делают ставку на выездной российский и выездной зарубежный туризм.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться