Анатолий Иванов

Анатолий Иванов

ординарный профессор, зав. кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ-Пермь

О школьной математике — сегодня и завтра

Поделиться

Давным-давно представитель оксфордской школы, философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (около 1214-после 1294 годов) сказал: «Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Более того, он даже не способен оценить уровень своего невежества, а потому не ищет от него лекарства».

Уже школьная математика — системообразующий предмет, хорошее знание её — основа успеха в информатике, физике, химии, технике и т. д. К широко известному афоризму, что войны выигрывают школьные учителя, следует добавить, что, в первую очередь, — учителя математики. Думая о восстановлении народного хозяйства в 1944 году, математики, даже студенты, были уволены из воюющей армии. Сегодня особенно актуально и очевидно, что от качества математического образования зависит обороноспособность страны, функционирование космических станций, запуски спутников и ракет, которые не должны падать, как это, к сожалению, бывает. О каком качестве школьного математического образования можно говорить в наше время, если для получения аттестата достаточно набрать 24 тестовых балла из 100, а конкурсы на физико-математические и технические специальности неуклонно падают: на эти специальности вузы готовы брать выпускников с 24-40 баллами. Смею утверждать, что эффективно обучать в вузе математике можно только выпускников с результатом не менее 60-70 баллов, а для того чтобы набрать 50 баллов в 2010-2014 годах, достаточно освоить материал на уровне 7-8-х классов.

Сразу отмечу, что виноват в этом не ЕГЭ, а нынешний формат экзамена, на который Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) перешёл в 2010 году. Этот формат был предложен ректором Московского института открытого образования (МИОО) А. Семёновым и заведующим кафедрой математики МИОО И. Ященко — сегодня два этих человека определяют всю политику в школьном математическом образовании:

1) создали формат ЕГЭ по математике, по которому достаточно изучить арифметику в 2-4-х классах и получить положительную оценку на ЕГЭ за 11 классов;
2) создали «концепцию математического образования», которая узаконивает нынешнее катастрофическое положение с математикой в школе;
3) совсем недавно предложили внедрить проект «Понятная математика», в котором учеников уже в 5-м классе будут делить на три уровня по изучению математики.

Очень пагубную роль в отношении мотивации познавательной деятельности при изучении математики в 9-11-х классах сыграло использование в России форматов ГИА и ЕГЭ по математике в последние годы, авторы и идеологи которых ссылаются на компетентностный подход, предлагая из года в год одни и те же тривиальные задания, решения которых достаточно для получения положительных оценок, например: «Магазин открывается в 10:00 и закрывается в 22:00 с перерывом на обед с 13:00 до 14:00. Сколько времени работает магазин?» (задача «B1» ЕГЭ взята из единого банка заданий на официальном сайте МИОО). Для решения таких заданий достаточно знаний 2-3-х классов, поэтому ученики и, к огромному сожалению, многие учителя быстро понимают, что незачем забивать голову какими-то действиями над корнями, функциями, техникой преобразований. Конечно, уровень мыслительной деятельности учащихся резко снижается, все математики заявляют, что ученики не решают даже простейших текстовых и геометрических задач. Один из идеологов нынешнего формата ГИА и ЕГЭ сам убедился, что 30% 11-классников Москвы не смогли рассчитать месячную плату за электроэнергию по показаниям счётчика и указанным тарифам.

Печально, но и многие учителя поняли, что совсем необязательно учить детей размышлять, думать над интересными задачами по геометрии и алгебре, они стали реже вспоминать о стандарте математического образования и основных содержательных линиях. Теперь если спросить ученика из какой темы та или иная задача, он не в состоянии назвать тему и «выпаливает», например, B7!

Идеологам и создателям этого формата в своих отчётах «удается» убедить президента и общество, что в стране с математикой все нормально и только 6-7% учащихся её не освоили.

Следует, однако, понимать, что получить высокие баллы затруднительно, многие ученики сразу заявляют, что к части C они и приступать не будут. Здесь причин несколько: одна из них — безнадёжность решения заданий C4, C5, C6, которые зачастую носят олимпиадный характер. Особенно это касается задачи C6, являющейся сугубо олимпиадной. Кстати, умение/неумение её решать никак не отражается на успешности обучения в вузе.

В заключение приведу результат тестирования учащихся 3-4-х классов гимназии №2 Перми 4 апреля 2014 года по тесту из 20 заданий, взятых из так называемого открытого банка заданий. Эти 20 задач дети выполняли 40 минут, а не 3 часа 55 минут, которые отводятся на ЕГЭ в 11-м классе. В результате 60,6% учеников 3-4-х классов получили от 63 до 81 тестового балла, а 23,1% — от 83 до 100 баллов.

Возникает естественный вопрос: чем же занимаются нынешние школьники в 5-11-х классах и почему средний балл по России составляет всего лишь 47,1?

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться