«Это настоящее безобразие!»
Председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов пообещал навести порядок в региональной экономике
В Перми 10 июня состоялись публичные слушания годового отчёта об исполнении краевого бюджета и о достижении целевых показателей социально-экономического развития за 2013 год. Всего в мероприятии участвовали более 100 человек, из них выступили только двое. Единственный вопрос властям задал лишь бывший первый заместитель губернатора Пермского края Юрий Белоусов.
Председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов, в частности, отметил, что усилены методы профилактики преступлений в экономической сфере, в том числе в отрасли лесопромышленного комплекса. В результате, по его словам, удалось сократить рынок сбыта незаконно добываемой древесины и снизить количество преступлений на 23,8%.
В крае возбуждены уголовные дела в отношении девяти организаций, действующих по принципу финансовой пирамиды. Выявлено 26 преступлений и возбуждены уголовные дела в отношении недобросовестных управляющих компаний.
Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:
— Посадили ещё и тех, кто побросал дольщиков. Впервые такое! Я думаю, что не в последний раз. Постараемся сделать так, чтобы таких примеров было больше, в том числе с управляющими компаниями. Это очень серьёзная проблема.
После отчёта об успехах на криминальном фронте Тушнолобов перешёл к анализу развития экономики региона.
Рост объёма инвестиций составил 19% к уровню 2012 года и превысил на 15,5% плановое значение. Наибольший объём вложений приходится на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь.
По предварительной оценке показатель прибыли до налогообложения в 2013 году должен был достигнуть 205,4 млрд руб., превысив значение 2012 года на 2,6 млрд руб. и плановое значение на 1,6%. Между тем в ряде отраслей экономики зафиксировано сокращение прибыли, в том числе в сфере химического производства, оказывающей значительное влияние на общий финансовый результат. Калийное производство, нефтепереработка и нефтедобыча показали выполнение плана на 70%.
Геннадий Тушнолобов:
— Это очень серьёзная тема. Всё, что произошло с «Уралкалием», отразилось на финансовых показателях. Два года назад компания платила 9 млрд руб., сейчас — 6 млрд руб. Планируют 4—5 млрд руб. — очень серьёзное падение. То же самое с остальными предприятиями.
Мы очень серьёзно работаем, нас это беспокоит. В ближайшее время буду проводить комиссию по неплательщикам налогов, у нас таких очень и очень много. Многие такие предприятия возглавляют наши известные политики, которые учат всех работать, но сами не платят не только налог на прибыль, но и подоходные налоги, в социальные фонды и многое другое, однако не любят об этом говорить. Видимо, дождутся времени, когда начнём называть фамилии. Никогда на личности не переходил и не собираюсь.
В заключение своей речи премьер-министр подчеркнул, что бюджет исполняется «очень сложно», и снова вернулся к теме «Уралкалия».
Геннадий Тушнолобов:
— Если анализировать, проблемы поступления в бюджет мы имеем из-за «Уралкалия». На сегодняшний день переплата по налогу на прибыль составляет 9,5 млрд руб. Это произошло при слиянии «Сильвинита» и «Уралкалия». На балансе «Сильвинита» была Камская горная компания, у которой имелась лицензия на освоение Половодовского участка, приобретённая за 30 млрд руб. Эти финансовые ресурсы были отнесены на убыток, прибыль, которую «Уралкалий» пересчитал, снизилась. Претензии предъявил в 2010 году.
В 2011—2012 годах, когда был профицит, всё было тихо, хорошо и ничего не просили возмещать. Сейчас подняли шум: давайте всё возместим! С «Уралкалием» договорились о том, что они внесут платежи в июле. Посмотрим рынок минеральных удобрений, калия и определимся, что будем делать дальше. В этом году долг с «Уралкалием» не накапливаем.
Вторая сложность для бюджета, по мнению Геннадия Тушнолобова, кроется в налоговом законодательстве. Закон разрешает перерасчитывать прибыль за счёт инвестиций, вложенных в производство за предыдущие пять лет. В конце прошлого года и в этом году в адрес региональной казны поступило много платёжных поручений на возврат средств из бюджета.
«Это положено по закону. Очень сложно управлять, потому что мы не знаем, какое предприятие и в каком объёме пересчитает, и поэтому — большие проблемы», — признался Тушнолобов.
Третье затруднение связано с серьёзным увеличением недоимки: налогоплательщики перестали платить.
Тушнолобов обещает провести серьёзный анализ причин, изучить происходящее с малым и средним бизнесом и то, как работает налог на единый вменённый доход, который является частью бюджета муниципалитетов: «Там масса вопросов. Коэффициент сделали самый маленький, предприятия дробятся на кучу мелких».
В числе прочего краевые власти посчитали эффективность налоговых льгот. Был сделан вывод, что предоставляемые в крае льготы не улучшили его инвестиционный климат, не увеличивается количество предприятий с участием иностранного капитала, не растёт число предприятий, регистрируемых на территории Прикамья.
При этом к результату применения льгот добавились негативные моменты. А именно: снизилась доля прибыли источников инвестиций с 36% в 2009 году до 21% в 2013-м. Проведённый анализ показал, что из всех инвестиций в основной капитал около 69% приходится на долю банковских кредитов.
«Прибыль — на дивиденды, на другое, а инвестиции — за счёт банковских кредитов. Процент по платежам за кредит падает на себестоимость, снижается прибыль, — объяснил Геннадий Тушнолобов. — Не буду говорить, что сейчас мы их отменим, это надо делать очень аккуратно. Налоговая политика требует разумности».
Окончательное решение о судьбе льгот ещё не принято. В правительстве рассматривают разные варианты, в том числе отмену льгот или внедрение адресного льготирования.
Часть пунктов социально-экономического развития Геннадий Тушнолобов комментировать не стал, ожидая вопросов из зала, но их не было.
«Достаточно информации для размышления, очень подробный доклад», — одобрила модератор слушаний, председатель комитета краевого Законодательного собрания по бюджету Елена Зырянова. Она отметила, что «важно, чтобы публичные слушания имели обратную связь».
После выступления председателя Контрольно-счётной палаты Юрия Новосёлова, который рекомендовал принять как отчёт о бюджете, так и целевые показатели, выступили лишь двое участников публичных слушаний.
Заместитель председателя краевого совета ветеранов Пётр Бондарчук посоветовал властям использовать в полной мере лесной ресурс, так как «край имеет все перспективы развития в этом отношении». По его мнению, к лесным работам необходимо привлечь заключённых, как это было раньше, проложить железную дорогу в Коми-Пермяцкий автономный округ через село Кочёво, где построить теплоэлектростанцию, сырьём для которой будут служить древесные отходы. «На границе с Республикой Коми стоят 25 млн кубометров неиспользованной тайги, — считает ветеран. — Газ и нефть закончатся, лес никогда не закончится».
Бондарчук также посетовал, что без леса остаётся Кыновский леспромхоз. «Давайте сделаем его хозяином в Лысьвенском районе, чтобы не было «чёрных лесорубов». Покажем пример, как надо развивать лесную отрасль», — предложил он.
На призыв Петра Бондарчука откликнулся Геннадий Тушнолобов. Он рассказал, что в 2013 году была проведена проверка использования выданных для личных нужд 300 тыс. кубометров, целевое использование было подтверждено только на 40 тыс. кубометров, остальное реализовано, в том числе, на пилорамы.
Геннадий Тушнолобов:
— Сегодня всё берут для перепродажи, а не для личных нужд, вот в чём проблема. Людей, умеющих и знающих, как работать в лесу, знаю пофамильно. Остальные — случайные. Ведите ко мне директора Кыновского лесхоза! Только пусть приготовится, принесёт бухгалтерский отчёт, документы на лесопользование. Если он прав, мы решим. Если не прав — он получит «в полный рост».
Вторым докладчиком стал директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов. У него сложилось хорошее мнение о состоянии бюджета Пермского края. «Это один из лучших финансовых органов России, но в то же время сказать, что с финансами всё обстоит идеально, нельзя», — был прямолинеен Белоусов, после чего стал критиковать. Важнейшим вопросом он считает нарушения в сфере госзакупок.
Юрий Белоусов, директор Центра прикладной экономики:
— Это просто катастрофа! Никто этим вопросом не занимается! Минфин не занимается. Геннадий Петрович ни слова не сказал. Контрольно-счётная палата не сказала. В Управление ФАС Пермского края я один раз обратился с жалобой — сейчас могу сказать, никогда в жизни не обращусь в ФАС. Беда в том, что госзакупки подрывают всю основу экономики. Почему у нас развития нет? Мы, вроде бы, в рыночной экономике, но её двигатель — это конкуренция. А у нас продаёт тот, кто договорился. Кроме общественности, навести порядок в госзакупках не может никто.
Можно по-разному относиться к личности Навального, но то, что он сделал, когда остановил миллиардные бестолковые нелепые закупки федерального уровня, — за это ему уже можно памятник поставить.
Когда пришёл Басаргин, первым делом он в своём блоге провёл опрос, какой из 10 объектов является самым важным. В голосовании победил проект строительства нового моста. На два года практически он из речи губернатора исчез.
Если опрос провели, население ответило — вы отчитайтесь по этому поводу! Мнение населения — самое важное.
Есть указ президента РФ №601 от 2012 года, где чётко сказано, что главным критерием работы госвласти является достижение к 2018 году уровня удовлетворённости населения качеством услуг до 88%. Государство — это организация, которая оказывает услуги населению и бизнесу. Давайте спросим, удовлетворены ли они качеством услуг. Удовлетворённость услугами образования в среднем по России составляет примерно 60%, а здравоохранения — не выше 40%. Быть может, это сигнал, куда нужно направлять бюджетные деньги?
К качеству госпрограмм Пермского края у меня множество претензий, их общий смысл — отчитываться за каждый рубль. За год не сделаешь, за три—пять лет можно достичь хороших показателей. Оценивать, в первую очередь, должны люди, а не статистические показатели.
«Хорошая тема, Юрий Викторович! — поддержал бывшего первого заместителя губернатора Пермской области Геннадий Тушнолобов. — Мы вынуждены отчитываться по утверждённым показателям. Согласен, по уровню удовлетворения нет показателя. Надо подумать, как ввести».
Тушнолобов пояснил и другой вопрос: «В полномочиях КСП госзакупок нет, это полномочия финансовых органов. В организационном плане правительство изменило систему госзакупок. В 2013 году основная масса госзакупок проходила с сентября по декабрь, то о чём вы говорили. Сейчас конкурсы проводятся равномерно в течение года».
Поделился Тушнолобов и другими проблемами. Он не так давно провёл совещание на тему строительства 10 пожарных депо. Из них пять возводится без проблем, на остальные органы местного самоуправления выдали технические условия стоимостью выше, чем стоимость самого депо.
«Это настоящее безобразие!» — возмутился председатель краевого правительства и продолжил приводить примеры. Так, в одном из муниципалитетов рядом с местной администрацией за счёт финансирования из федерального бюджета вырубали сухостой. «Будем порядок наводить. Это не для критики. Мы ставим себе такую задачу, — заявил Тушнолобов. — Мнение людей надо слушать, к мнению людей надо правильно относиться».
На этом публичные слушания были объявлены закрытыми.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.