От «инно» к «прому»
В Екатеринбурге в пятый раз с успехом прошла главная промышленная выставка Урала
«Иннопром» уже зарекомендовал себя в кругах промышленников: одни не пропускают ни одной экспозиции, считая это возможностью для налаживания связей, другие же не находят в этой выставке абсолютно ничего выдающегося, предпочитая более крупные аналоги за рубежом. Екатеринбургу в этом смысле надо отдать должное — где ещё, как не на Урале, собирать промышленников, да ещё и под эгидой модных нынче инноваций.
Пятую выставку «Иннопром» можно по праву считать прорывной: президент России Владимир Путин поддержал её на федеральном уровне, партнёром выставки стала Китайская Народная Республика, Министерство промышленности РФ выбрало её для подписания различных стратегических соглашений, ну а самое главное, «Иннопром» стал площадкой, на которой начали, наконец, презентовать промышленные премьеры.
Если первые «Иннопромы» были похожи на выставки достижений народного хозяйства, по которым слонялись толпы зевак, то сейчас этот форум стал более профессиональным: праздных посетителей практически не было, хотя вход на выставку был доступен всем. Жители Екатеринбурга, правда, негодовали. В последний день «Иннопрома» традиционно проходил «детский день»: выставка работала в формате научно-популярного шоу, где ребята с раскрытыми ртами наблюдали за чудесами химии и физики, разговаривали с роботами, лазали по экспонатам. В этом году (по официальной версии, из-за сокращения финансирования, по неофициальной — из-за того, что выставку решили сделать профессиональной) «детского дня» не было.
Решения для городов
Большое внимание на «Иннопроме-2014» было уделено развитию городской инфраструктуры. Те, кто был на выставке, сразу отмечали обилие различных видов транспорта, представленных разными компаниями. Тут были и поезда, и электрички, и городские трамваи, которые непосвящённым посетителям было достаточно трудно отличить друг от друга.
Трамвай Russia One (R1), представленный компанией «Уралтрансмаш» (входит в состав корпорации «Уралвагонзавод»), поражал посетителей выставки своим космическим видом. Посмотреть на чудо-трамвай пришли даже министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и премьер-министр России Дмитрий Медведев.
По замыслу дизайнеров R1, трамвай создан с зеркальной поверхностью, чтобы отражать облик города и органично вписываться в любой ландшафт. Вместимость вагона в разных конфигурациях составляет от 190 до 270 человек (к слову, вместимость пермских трамваев модели 71-623 при максимальной загрузке составляет 187 человек). Создатели R1 планируют, что такие трамваи будут в скором времени ходить по улицам Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Волгограда. Задачу-максимум в «Уралтрансмаше» видят в повышении популярности электронного транспорта среди всех категорий горожан.
Группа «Синара — Транспортные машины» представила на выставке инновационный вагон метро, цель которого — увеличить уровень обеспечения безопасности пассажиров и максимальную вместимость. В вагонах предусмотрены аварийные выходы в случае остановки вагона в тоннеле, а также автоматическое складывание сидений в часы пик, которое позволяет увеличить вместимость вагона на 25%. По слухам, вагонами именно этой группы администрация Екатеринбурга планирует обновить на 70% свой парк вагонов метро к 2020 году.
Внимание, наверное, любого пермяка, который был на экспозиции, привлёк скромный стенд новосибирской компании «Дизфор», выполненный в виде остановки общественного транспорта. Дело в том, что визуально эта остановка была очень похожа на выполненные в Перми по проекту Артемия Лебедева.
Единственное, но немаловажное отличие представленного на выставке экземпляра было в техническом оснащении: в проекте остановок предусмотрены навигационное интерактивное табло, громкоговорящие устройства для слабовидящих, встроенный Wi-Fi, инфракрасный обогрев и многое другое. Подобные остановки уже активно работают во многих городах Сибири и Урала. Этот проект особенно приглянулся властям северных регионов, находящихся в вечной борьбе с экстремально низкими температурами: инфракрасный обогрев остановок решает очень серьёзную проблему обморожения горожан зимой.
Тема решений для города активно подкреплялась и мероприятиями деловой программы: на третий день работы выставки состоялась международная конференция «Технологии для городов», на которой мэры, девелоперы и застройщики из 60 регионов обсудили комплексное освоение территорий, финансирование инфраструктуры мегаполисов, энергоэффективность в строительстве и многое другое. В конференции принял участие бывший главный советник мэра Лондона по вопросам экологии Мартин Пауэлл, который рассказал о том, как вписать высотное строительство в архитектурный ландшафт города. Несмотря на актуальную для Перми тематику, представителей Пермского края на этой конференции обнаружить не удалось.
Инновационные муниципалитеты
С каждым годом растёт количество стендов регионов и муниципалитетов. Форматов участия территорий в «Иннопроме», как правило, два: первые приезжают рассказывать о кластерах и особых экономических зонах, которые существуют на их территории; вторые просто привозят делегацию небольших предприятий своего региона, о которых им хотелось бы рассказать. Надо признать, что второй формат очень перспективный и активно использовался в этом году. Небольшие предприятия, как правило, не имеющие достаточно денег и фантазии для участия в выставке, всё-таки могут решить свои презентационные задачи за счёт региона, а регион — не словом, но делом поддержать перспективный инновационный бизнес. Таким образом, например, приняли участие в выставке Челябинская область и Рефтинский городской округ.
Более продвинутые регионы, готовые рассказать о своих кластерах и особых экономических зонах, привозили, как правило, представителей региональных министерств промышленности, которые подробно и в красках расписывали преимущества своей территории для ведения там бизнеса в области промышленности.
Одним из самых заметных экспонентов такого рода стала особая экономическая зона (ОЭЗ) «Титановая долина» в Свердловской области, которая специализируется на таких направлениях промышленности, как производство изделий из титана, производство компонентов и оборудования для металлургии и машиностроения, производство стройматериалов. Область обещает резидентам снижение издержек на 30% за счёт практически нулевых налогов на прибыль, имущество, землю, транспорт, ввозную пошлину и НДС. Несмотря на то что строительство первой очереди ОЭЗ началось в начале 2012 года, пока нет никаких достоверных данных о том, когда строительство будет закончено и «Титановая долина» уже сможет пустить новых и имеющихся резидентов на свою территорию. На данный момент «Титановая долина» насчитывает всего пять резидентов, а расходы на её возведение уже превысили 70 млн руб.
Курганская область презентовала два узкоспециализированных кластера — территориально-отраслевой «Новые технологии арматуростроения» и медицинский. Глобальную цель первого кластера правительство Курганской области видит в создании полного производственного цикла по выпуску импортозамещающей трубопроводной аппаратуры. На сегодняшний момент на территории этого ТОКа реализуются 10 внутрикластерных проектов общей стоимостью 1792 млн руб. Инициаторами большей части проектов выступили предприятия Курганской области.
На базе Курганского медицинского кластера планируется объединить медицинское производство, клиники, образовательные учреждения и медицинские лаборатории — словом, всё, что обеспечит пациентам полный комплекс медицинских услуг от постановки диагноза до полного восстановления. На сегодня на территории этого кластера уже работают восемь клиник разного профиля, завод медицинских изделий по производству аппаратов Илизарова и два малых инновационных предприятия.
Также среди муниципалитетов в выставке были представлены Новоуральский городской округ, Астраханская область, города Зеленоград, Екатеринбург и другие.
По разнице в уровне стендов Свердловской области можно было сделать вывод о сложившейся политической ситуации в регионе. Огромный стенд, оформленный в лучших традициях дизайна с гордым слоганом «Invest in Sverdlovsk region» («Инвестируйте в Свердловскую область»), практически полностью затмевал скромный стенд Екатеринбурга, который, наверное, даже мало кто заметил. А мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана даже не пустили на встречу с Дмитрием Медведевым, проходящую в рамках «Иннопрома». По официальным данным, сотрудники администрации Екатеринбурга напортачили с бейджем градоначальника, не озаботившись вопросом внесения специальной отметки доступа на эксклюзивные мероприятия выставки.
Подписания
«Иннопром» уже давно стал площадкой, на которой каждый год подписывается целая вереница различных соглашений о сотрудничестве. Например, в прошлом году на «Иннопроме» было заключено 38 международных соглашений. «Фишка» этого года — огромное количество соглашений между муниципалитетами и регионами и коммерческими компаниями по инфраструктурному развитию территорий.
Одним из первых на «Иннопроме-2014» состоялось подписание договора между СКБ-банком и «Ростелекомом» об оказании телекоммуникационных услуг. Подписи под соглашением поставили директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций ОАО «СКБ-банк» Кирилл Попов и директор департамента по работе с корпоративным сегментом макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» Владислав Сюркаев. Как отметили стороны, централизованный договор позволит улучшить качество услуг и технической поддержки оператора связи, значительно упростить документооборот между сторонами сотрудничества и повысит транспарентность расходов на связь.
Ещё одним небезынтересным событием стало подписание соглашения между Министерством промышленности и торговли РФ и главами субъектов Федерации о взаимодействии в сфере промышленной политики и торговли. Этот документ был подписан с шестью регионами — Татарстаном, Удмуртией, а также Свердловской, Костромской, Омской и Оренбургской областями.
Пермь на «Иннопроме»
Пермская делегация среди экспонентов была представлена всего двумя компаниями.
«ЭР-Телеком» (телеком-оператор «Дом.ru Бизнес») продемонстрировал свою систему видеонаблюдения нового поколения и другие предложения для бизнеса. Кроме того, эта компания выступила официальным оператором связи выставки: для организаторов и участников была предоставлена проводная сеть, а для посетителей — бесплатный Wi-Fi, который, к сожалению, не всегда справлялся с огромным потоком желающих «посидеть в интернете».
Другой, более скромный участник — небольшая пермская компания «МИП Интеллект» (Promobot), которая недавно занялась разработкой роботов для применения в торговых сетях, гипермаркетах и торговых центрах. Пермский робот умеет разговаривать с посетителями, запоминать их лица, анализировать настроение и собирать аналитику о посетителях, продавать товары и даже показывать ролики на своём дисплее. При всех своих преимуществах промобот дешевле западных аналогов в несколько раз (на сегодня цена робота в зависимости от комплектации составляет 300—600 тыс. руб.) и уже применяется на нескольких торговых точках Перми. Приехали создатели промобота на выставку благодаря форуму промышленного дизайна Global Industrial Design.
На «Иннопроме» пермский робот произвёл настоящий фурор: посетители выставки всех возрастов разговаривали с ним, интересовались его функционалом, фотографировались с ним. В итоге вклад в разработку промобота оценили на высоком уровне: разработчики чудо-робота победили в конкурсе «Иннопромер» в номинации «Лучшая разработка в области промышленного дизайна».
Представители Пермского края выступали и в качестве экспертов. На публичной лекции «Водоснабжение и водоотведение в современном городе» главный управляющий директор ООО «Новогор-Прикамье» Владимир Глазков представил участникам «Иннопрома» опыт компании по модернизации одного из главных водозаборных узлов Перми — Чусовского.
Благодаря Пермской торгово-промышленной палате пермские предприниматели смогли посетить «Иннопром» в рамках единой делегации. Заявки на участие в поездке подали более 30 предприятий, в числе которых были представители ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Морион», Пермского моторного завода, классического и политехнического университетов и других предприятий.
Подводя итоги, можно отметить: Перми на «Иннопроме» в этом году было намного меньше, чем хотелось бы. Вузы Екатеринбурга и других городов привлекали огромное количество интересующихся, а пермские, несмотря на то что в рейтингах стоят намного выше своих коллег, себя так и не показали. Пермские предприятия внедряют инновационные разработки в производство ничуть не хуже соседей-конкурентов. Судя по планам краевых властей, инновации будут и впредь рассматриваться как движущая сила пермской промышленности. Но ведь даже самые смелые начинания теряют всякий смысл, если о них никому не рассказывать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.