Провальные идеи и упущенные возможности
Промышленники и инноваторы убеждены, что одним лишь обилием пивных баров и ресторанов квалифицированных специалистов в Перми не удержать
Краевые власти обсудили с промышленниками и учёными способы стимулирования инноваций. По мнению представителей реального сектора экономики, две основные проблемы на пути к созданию наукоёмких производств — это утеря научной школы и отсутствие привлекательной для перспективных кадров городской среды. Разрыв по сравнению с другими городами в части организации «среды обитания» в Перми настолько велик, что специалисты высокого уровня, как правило, предпочитают покидать регион. Участники дискуссии сошлись во мнении, что нужно создавать условия для производства инноваций и научиться привлекать для этого в том числе и федеральные деньги.
По признанию председателя краевого правительства Геннадия Тушнолобова, идея встречи, состоявшейся 18 июля на площадке аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета заключалась в том, чтобы услышать, какие задачи должны решить органы власти для развития инноваций в крае.
Заместитель председателя правительства Пермского края Леонид Морозов, в свою очередь, заявил, что задача формирования внутреннего спроса на высокие технологии стоит на государственном уровне. По его словам, опасность, которая грозит пренебрегающим развитием государствам, — «голландская болезнь» (экономика Голландии, зависимая от падения цены на сырьё, в какой-то момент просто встала). При этом Морозов подчеркнул, что доля России на рынке наукоёмкой продукции очень низка, в отличие от Китая и США.
Леонид Морозов, министр экономического развития, заместитель председателя правительства Пермского края:
— Именно с переходом на инновационный путь развития регионы связывают надежды на устойчивый экономический рост. Экономический кризис заставил нас ещё более серьёзно подойти к вопросу инновационного пути развития.
Я считал бы возможным обсудить создание «витрины» наших инновационных продуктов, с тем чтобы её можно было продвигать в Европе, в Азии, в других странах, а также среди соседних регионов. У нас есть примеры, когда пермские разработки применяются в Европе и Азии, но есть проблема в продвижении этих товаров.
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина отметила, что в производственно-экономической сфере произошли серьёзные изменения, которые требуют нового подхода к подготовке кадров. Сегодня, по её словам, в цене сотрудники нового поколения — люди, умеющие работать с «парадоксом сложности» и «стрессом будущего».
Геннадий Тушнолобов отметил, что есть проблема в том, чтобы определить, «кому и что платить из молодёжи». По его словам, выплата стипендий школьникам не оправдала себя: «Тем, кто хорошо учился, платили-платили, а до ЕГЭ дошли — результатов нет... Сколько у нас там утекает денежек? 73 миллиона? Половина не смогли получить хорошие баллы!»
Участники обсуждения высказались также о недостаточно развитой в крае инновационной инфраструктуре.
«В Перми до сих пор не существует технопарка, о создании которого говорилось ещё 10 лет назад», — признался представитель Высшей школы экономики.
Тушнолобов в ответ заявил, что строительство технопарка в Осенцах было «изначально провальной идеей».
Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:
— Это была стратегическая ошибка. У осенцовского промышленного куста другие потребности и другие задачи. Зачем туда полезли? Время потеряли и ресурсы. И в итоге ничего не сделано.
Присутствующие поговорили также об упущенных возможностях, вспомнив, что, когда была создана корпорация «Роснано», была поставлена задача к 2015 году («Тогда казалось, что он наступит ещё не скоро»), чтобы в производстве нано-продукции были задействованы 150 тыс. человек, а стоимость продукции с использованием нанотехнологий в России должна была составить 1 трлн руб. в год. Этого не произошло, и «непонятно, кто сейчас за это ответит».
В то же время, по словам руководителя Ассоциации научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края Георгия Полетаева, технопарк, построенный в Набережных Челнах, уже пять раз окупил себя: «В Татарстане поняли механизм работы технопарка и создают новые частные технопарки».
Ректор Пермского политехнического университета Анатолий Ташкинов признался, что условия для производства инноваций в Перми серьёзно отстают от других регионов.
Анатолий Ташкинов, ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета:
— В Екатеринбурге только на территории города существует 20 бизнес-инкубаторов. А мы вот один в Перми создали, да один в Соликамске. Хотя дело ведь не в том, кто создал первым, а в том, у кого больше проектов реализовано, кто имеет рабочие места и платит налоги. Но с точки зрения структуры инноваций мы ещё не впереди.
Было отмечено также, что в Пермском крае не хватает квалифицированных сотрудников по всем направлениям. Удержать лучшие кадры в Перми сложно, отметили эксперты.
«Пермь не так привлекательна, как например, Санкт-Петербург», — сошлись во мнении участники дискуссии.
Геннадий Тушнолобов:
— Любого производственника спроси — его волнуют не люди, не масса людей, а квалификация. Я сам производство прошёл, сокращал людей сотнями, внедряя новые техники, новые технологии. Если мы говорим, что нам не хватает людей, это означает «не хватает профессионализма». Есть ещё третий показатель — производительность труда. И что мы покажем? Где она у нас? Очень низкая.
Генеральный директор ОАО «Протон-ПМ» Игорь Арбузов заявил, что все инвестиции в образование могут стать напрасными, если не будет создана качественная городская среда.
Анатолий Ташкинов согласился, что выпускники пермских школ уезжают в Москву и Санкт-Петербург «не за лучшим образованием, а за другими условиями жизни», и предложил найти точки роста для развития городских условий. Тушнолобов парировал: «На строительном факультете учите специалистов, а не прорабов, способных разрисовывать заборы». Ташкинов в ответ признался, что «строитель и архитектор — разные вещи, а архитекторов Пермь никогда не готовила. Если стоит такая задача, то надо готовить».
Были представлены следующие цифры: на предприятиях компании ЛУКОЙЛ в Пермском крае среди сотрудников с высшим образованием 60% — выпускники Пермского политехнического университета, на «Авиадвигателе» таких 68%, на Пермском моторном заводе — 63%.
«Это говорит о локализации выпускников на наших предприятиях. Но есть другая беда: сегодня для выпускников становится привлекательным сегмент малого бизнеса», — признался Ташкинов.
«Действительно, сколько можно выпускникам прикладной математики заниматься кролиководством?» — возмутились представители сферы образования.
Выслушав мнения производственников и научных кругов о существующих преградах к развитию инноваций, Геннадий Тушнолобов задался вопросом: «Что, как вы считаете, нужно сделать правительству Пермского края?»
Анатолий Ташкинов предложил определиться с местом расположения технопарков, а также решить, как будут реализовываться механизмы регионального развития науки и инноваций, которые создадут стартовые условия для размещения инноваторов, кто подготовит программы для их обучения и окажет необходимую поддержку. При этом ректор «политеха» предостерёг от создания технопарков, которые не произведут продукта, востребованного рынком: «Вот технопарк «Идея» в Татарстане. Все о нём знают, но кто-то знает продукцию, которую они выпускают, какой-то конечный продукт?»
К слову, об отечественной конечной продукции Геннадий Тушнолобов посетовал, что «даже поилки для кур» в Перми используются германского производства».
Геннадий Тушнолобов:
— Несколько лет назад встретился я с агропромышленниками. Они выставили продукцию, которую потребляют. Дошли до того, что стали рассматривать поилку для курицы — пипетку. Я говорю: кто сделает — три года без налогов в Пермском крае. До сих пор делают. Поилку закупаем в Германии! Смех сквозь слёзы.
Директор Пермской научно-производственной приборостроительной компании Алексей Андреев заявил, что для развития инноваций нужно прежде всего уходить от философии бюджетного дефицита и построить дороги — «и тогда всё будет».
Представитель молодого инновационного бизнеса Алексей Южаков, генеральный директор ООО «Интеллект-строй», представившего недавно на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге «Промобота», признался, что, побывав на многочисленных профильных выставках, вынес один тезис, актуальный для всех инноваторов: «Дайте нам новую экономику, которая имеет спрос на инновации и их результат, а мы уже разберёмся, что и как для этого подготовить».
Алексей Южаков, генеральный директор ООО «Интеллект-строй»:
— Было бы здорово, если бы край сконцентрировался на формировании спроса, на мотивации спроса на инновации. У нас нет единого центра аккумулирования инновационных разработок. Инноваторы все почему-то приходят ко мне. А ведь есть Минэкономразвития, есть Корпорация развития Пермского края, есть фонды...
Должен быть какой-то единый оплот для инноваторов! Мы даже количества инновационных предприятий в крае не знаем.
Кроме того, нужно изменить впечатление от тех, кто занимается бизнесом, тем более — стартапом, на территории Пермского края.
Если вы пообщаетесь со студентами, выпускниками, то поймёте: все хотят быть чиновниками.
В Дни пермского бизнеса год назад чиновников пускали на «Пермскую ярмарку» без очереди, пока представители бизнеса стояли под дождём. А потом, когда бизнес пошёл пить кофе, ему сообщили что там закрыто, потому что идёт приём чиновников.
Нужно работать над критериями успешности. Должно считаться престижным то, что ты создал стартап-компанию и о тебе говорят.
Наконец, я предлагаю создать Центр робототехники в Пермском крае. Все согласны, что робототехника займёт сегодня нишу мобильных устройств 1990-х годов. Рост этого рынка составит 21%. Я предложил бы сделать робототехнику центром развития, иглой в инновациях. И через год у того, кто занимается робототехникой, спрашивали бы: «Наверное, ты из Пермского края?» Это наша мечта.
Георгий Полетаев высказал пожелание, чтобы на территории Пермского края возобновил работу венчурный фонд, который необходим стартапам, а также предложил создать Клуб инвесторов. Подобные клубы, по его словам, есть в Екатеринбурге, Москве, Татарстане. «Студенты часто не знают, как правильно подать инвесторам своей проект», — признался Полетаев.
В перерыве Геннадий Тушнолобов попытался побеседовать с «Промоботом», путешествующим по коридорам аэрокосмического факультета Пермского политехнического университета.
«Кто стоит рядом со мной?» — задал вопрос роботу глава краевого правительства. В ответ тот, на минуту задумавшись, ответил, что может... выгодно представить его продукцию.
«Очень малое количество талантливой молодёжи сегодня попадает в сферу реального производства»
Игорь Арбузов, генеральный директор ОАО «Протон-ПМ»:
— Статистика вещь упрямая. А она говорит о том, что те школьники, которые имеют наиболее высокий уровень подготовки, сегодня уходят в сферу государственного муниципального управления, экономики, финансов. Очень малое количество талантливой молодёжи, которая имеет высокие базовые знания, сегодня попадает в сферу реального производства. Надо разворачивать интеллект в сферу реального производства и применения его там. Мы страдаем не от отсутствия количества, а от отсутствия высокоинтеллектуального специалиста, который приходит в сферу реального производства.
Мы понимаем, что путь инновационного развития — это, в том числе, путь, который приведёт (и уже приводит) к созданию нового слоя общества, более требовательного не только к качеству рабочего места, но и в значительной степени обращающего внимание на качество городской среды. К сожалению, в этой части существует очень серьёзный разрыв с другими регионами.
Мы будем и дальше создавать условия для специалистов, только куда потом они будут «перетекать» при таком разрыве? Мы уже имеем массу примеров, когда тратятся федеральные, региональные ресурсы на подготовку специалистов, а заканчивается всё тем, что работник, получив в этой линейке рабочую специальность, уезжает в Екатеринбург. Потому что в Перми его не устраивает всё: где можно провести время с семьёй, куда можно пойти пообщаться. Сегодня только обилием пивных баров и ресторанов общественного питания вопрос не решается.
Все инвестиции в развитие кадрового потенциала могут оказаться напрасными без развития городской среды. Они уже другие. Им сегодня нужна другая среда. И этот класс расширяется.
«Стирается грань между предпринимателем и наёмными работниками»
Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:
— Растёт значение высокотехнологичного производства. Растёт сложность и скорость всех производственных процессов. Технологические трансформации приводят к трансформации рабочих мест, характера работ и квалификационных требований. Мы не всегда к этому готовы.
Общемировые тенденции на рынке труда заключаются в том, что растёт значение социальной компетенции, умения работать в команде. В школе мы только приступаем к тому, чтобы научить ребят работать в команде, а производство требует этих навыков уже сейчас. Стирается грань между предпринимателем и наёмными работниками — иначе говоря, генераторами идей и исполнителями. Зачастую это должен быть один и тот же работник, к чему мы тоже не очень готовы.
Появились новые секторы экономики, к работе в которых не готовят сейчас в вузах. Какие знания и компетенции востребованы? Узкие специалисты становятся всё более узкими, но при этом они должны переобучаться и работать в широких и междисциплинарных командах. Необходимы специалисты, которые могут обеспечить гибкость всех процессов — люди, которые умеют работать с парадоксом сложности (ты моделируешь что-то, в принципе не очень понимая, что должно получиться) и стрессом будущего (разрыв между планами и тем, что сбывается). Доступна любая информация, массивы доступных данных безграничны, поэтому ключевыми становятся аналитические компетенции.
«При философии бюджетного дефицита не может быть никаких инноваций»
Алексей Андреев, президент регионального объединения работодателей Пермского края «Сотрудничество», генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания»:
— Я вижу одну очень серьёзную проблему в вузах — это научные школы. Мы умеем терять научные школы, а создавать их — нет. Это проблема России в целом. Многие научные школы ушли от нас, и сейчас мы их только заманиваем какими-то «конфетками».
При философии бюджетного дефицита не может быть никаких инноваций. Что мы наблюдаем у нас? Отсутствие денег. И я хочу сказать, что операционная жизнь не позволяет думать по-другому, когда вы парализованы какими-то обязательствами, которые не можете закрыть. Это сдерживает инновации. Если мы сможем уйти от этой философии, гипноза, тогда у нас что-то может получиться.
Когда мы ещё были донорами, уже тогда должны были думать об инновациях. Но и тогда у нас всё равно не хватало денег на развитие. На сегодняшний день, я думаю, никто не представляет, каким должен быть бюджет Пермского края для того, чтобы мы могли сделать его развитым регионом.
Первое, что хочется попросить, сделайте нам дороги — и всё будет. Посмотрите на соседние регионы! Вот в Башкирии до каждого садового кооператива проложена асфальтовая дорога, у каждого кооператива — баки для мусора. Всё увозится-привозится. Буквально 200—500 км проехать, а всё совершенно по-другому. Те же проблемы, та же ментальность, но уже выстроено совершенно по-другому. Мы должны сами себя уважать.
В Перми очень сложная схема инновационного развития. Она заключается вот в чём: прямое давление на инновации оказывают собственники. А у нас сегодня не все собственники являются резидентами этой территории, поэтому получается сложная конфигурация.
Собственник-не резидент территории имеет интерес «отжать» из региона полностью всё, что можно. Но при этом он даёт инновационные направляющие своей деятельности, потому что это нужно для повышения производительности труда. Но при этом «лес рубят — щепки летят». Если меняется структура предприятия, вводятся инновационные продукты, выявляется излишняя численность людей и т. д., те предприятия, которые занимаются своим развитием в стратегии социальной ответственности, стараются всё, что остаётся, заранее перепрофилировать, заранее отыскать какие-то новые сегменты, куда можно завести людей. Поэтому сегодняшние темы — инновационное развитие и т. д. — здесь очень актуальны.
То, о чем мы говорим, это, в принципе, стратегия развития самого края. А стратегия развития — это эффективное использование ресурса. Это то, что мы называем «приоритеты». Для эффективного использования ресурса нужны знания. Без этого будет стагнация.
Нужно во главу угла поставить такую формулу — чем больше вы получаете ресурсов, тем больше вы должны отдавать. Если этого равновесия не будет, то у нас будут перекосы.
Чтобы жить в мировой среде, инновации должны быть не только в производстве, они должны быть в нашей жизни, и в этих «Икеях» в том числе. Если этого не будет, будет происходить так: ребёнок, которого мы выучили в Дягилевской школе, поедет в Екатеринбург и там останется.
Сегодня есть закон о промышленной политике, и все должны сегодня думать, как сетку закона «одеть» на нашу территорию. А суть закона — всего семь статей — вот в чём: «разбудить», создать систему стимулирования инноваций.
Я вот был в Минэкономразвития России, там другие регионы борются за все эти кластеры, люди-то понимают, что ресурсы — здесь. А при дефиците бюджета ничего мы не сделаем. И хотя я глубоко убеждён, что бизнес должен жить за счёт своих средств, есть масса проблем социальных. И это (федеральное финансирование — ред.) нужно для решения социальных проблем на территории региона — инфраструктура, театры и т. д. Нужен аэропорт, речной вокзал. Кажется, если бы вот мы смогли использовать этот закон для себя, для Пермского края, тогда бы всё было хорошо. Тем более что продекларировано на уровне Федерации, что основное развитие территории будет идти в промышленных кластерах.
В Министерство экономического развития РФ с этими кластерами уже с «авоськами» приходят. Ставят их и говорят: «Дай деньги!» А где наша «авоська»? Нашей «авоськи» нет.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.