Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В классическом стиле

Если бы самые яростные противники Теодора Курентзиса побывали на гала-концерте открытия 143-го театрального сезона, даже у них не нашлось бы замечаний и возражений

Поделиться

Концерт открытия был выдержан в духе верности классике, королями вечера были Верди и Чайковский, звучали фрагменты из популярнейших опер — «Аида», «Травиата», «Отелло», «Евгений Онегин»... За небольшими исключениями, трактовки тоже были традиционными. Ставка была сделана на качество звука, и меломаны это оценили.

Ивона Соботка

«Лицом» первой премьеры нового сезона — «Дон Жуана» Моцарта — станет роскошная блондинка Ивона Соботка
  Антон Завьялов

Главной отличительной чертой концертной программы стало всеобщее единение. На сцене был смешанный хор из MusicAeterna и «исконного» Оперного хора. В оркестровой яме — гибрид оркестра MusicAeterna и Большого симфонического оркестра. Все солисты, за исключением полячки Ивоны Соботки, были штатными певцами и танцовщиками театра. За время концерта за пульт вставали пять дирижёров — художественный руководитель театра Теодор Курентзис, Андрей Данилов, главный дирижёр Валерий Платонов, Валентин Урюпин и Артём Абашев. Состав оркестра при этом не менялся — создалось впечатление, что «старые» и «новые», «местные» и «варяги» слились в музыкальном экстазе.

Справедливости ради — «по жизни» это пока не так. Однако вечер открытия был скомпонован и срежиссирован так, что хотелось думать о высоком, надеяться на лучшее и верить в гармонию. Тем более что несколькими днями ранее прошёл традиционный сбор труппы, на нём Курентзис выступил с такой зажигательной речью, что вдохновил и окрылил весь коллектив, который на сей раз не стал жаловаться на проблемы и продемонстрировал очень конструктивный настрой.

Как известно, штатных режиссёров сейчас в театре нет, и постановочные функции при подготовке концерта взял на себя художественный руководитель. Курентзис проявил себя как записной эстет: концерт был оформлен минималистически и в то же время смело. Разумеется, конферанс отсутствовал, музыка шла нон-стоп, а названия произведений и имена исполнителей появлялись над сценой в виде субтитров.

Надежда Павлова

Красное на красном: выступление Надежды Павловой было ярким во всех смыслах
  Антон Завьялов

Световая партитура была радикальной: во время исполнения сцены из «Аиды» солистка Надежда Бабинцева и женский хор, состоявший из певиц MusicAeterna и Оперного хора (именно такое название предложил для него новый главный хормейстер театра Виталий Полонский), периодически погружались в полную тьму, а певица Надежда Павлова во время исполнения арии Цербинетты из «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса вышла на сцену в платье цвета пионерского галстука, и точно таким же цветом озарился задник сцены — впечатление было весьма ярким.

Самым «предметным» и тематическим было оформление сцены во время исполнения Борисом Рудаком хрестоматийной арии Ленского: видеопроекция показала крупный «новогодний» снегопад.

В концертной программе опера преобладала: девять вокальных номеров плюс оркестровый антракт из «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, который и открыл концерт, — против пяти балетных фрагментов. Приоритеты налицо.

Лебединое озеро

Первый взлёт новой солистки балета Дарьи Тихоновой состоялся в «Лебедином озере»
  Антон Завьялов

Смысл подобных гала — показать всё лучшее, что есть в театре, намекнуть на творческие планы, поделиться новостями. «Всем лучшим» следует признать сказочный звук оркестра и хора, который не зависел ни от смены дирижёров, ни от перехода от оперы к балету. Самое пленительное скрипичное соло прозвучало во время исполнения фрагмента из «Лебединого озера» (дирижёр Валерий Платонов). Неудивительно, что скрипача Андрея Сигеду вытащили в финале концерта на сцену для приёма заслуженных оваций.

В разряде «всего лучшего» — и оперные солисты: «новая надежда» оперной труппы тенор Борис Рудак, который покорил сердца придирчивых эстетов не только голосом, но и отличной литературной дикцией («день грИдущий», а не «грЯдущий», как произносят недоучки); та же Надежда Павлова, умело вплетающая колоратурные «красивости» в аккуратный, без пережимов вокал; Зарина Абаева с арией про иву из «Отелло».

Борис Рудак — «новая надежда» пермской оперы О последней арии надо сказать особо. Если все прочие музыкальные трактовки не отличались оригинальностью, то здесь Теодор Курентзис проявил-таки свою любовь к крайностям: Абаева и оркестр звучали супертихо и супермедленно. «Укрощение голоса» — высший пилотаж для певца, и «продвинутая» часть публики оценила подвиг Зарины, остальные же посчитали исполнение занудным. Словом, спорный вариант.

К разряду «намёков на творческие планы» следует отнести выступление Ивоны Соботки, которая вышла на сцену дважды — с арией Адрианы Лекуврёр из одноимённой оперы Франческо Чилеа и в партии Виолетты в финале «Травиаты», который был и финалом концерта. Полячка прибыла на постановку «Дон Жуана» Моцарта, премьера которого состоится 21 сентября, заодно спела Татьяну в «Евгении Онегине» — первой опере сезона, который открылся, по традиции, произведениями Чайковского.

Режиссёр будущего «Дон Жуана» испанка Валентина Карраско присутствовала в зале на концерте, пугая чопорную публику «альмодоваровской» живостью. Такое непосредственное поведение этот зал редко видит: Валентина активно общалась с подругами-испанками, а в перерыве устроила шуточную потасовку с друзьями-испанцами. «Дон Жуан», похоже, будет весьма игрив.

В качестве «бонуса» зрители гала-концерта получали толстенную «репертуарную книгу», в которой прописаны все спектакли и концерты 143-го сезона, так что антракт можно было посвятить изучению предстоящих премьер.

За сезон оркестр MusicAeterna исполнит все симфонии Бетховена — они станут главным содержанием симфонической программы. Кроме того, несколько концертов подготовит Мартин Зандхоф — немецкий музыкант— «аутентист», который приехал в Пермь на год в качестве концертмейстера оркестра MusicAeterna. Зандхоф радикально предложил исполнять произведения XVII—XVIII веков без дирижёра, что оправдано исторически. Так будут исполнены, например, Бранденбургские концерты Баха.

В течение сезона можно будет увидеть и услышать почти все репертуарные спектакли театра, в том числе «курентзисовские» оперы, для исполнения которых необходимо собрать большой международный состав: «Так поступают все женщины» и «Свадьбу Фигаро» Моцарта, «Королеву индейцев» Пёрселла, «Носферату» Дмитрия Курляндского. В них предстоят некоторые изменения состава — будут вводиться новые певцы, в том числе пермские.

Судя по репертуарной книге, «жуткого авангарда» в течение предстоящего сезона не предвидится. Ну разве что во время Дягилевского фестиваля, программа которого ещё не свёрстана. В целом сезон будет выдержан в том же классическом стиле, что и его открытие.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться