Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

«Повышать налоги — это самое лёгкое»

Виктор Басаргин нашёл способ пополнить краевую казну

Поделиться

Губернатор Пермского края выступил с инициативой изменить условия предоставления льготы по налогу на прибыль предприятий, а также повысить транспортный налог. В ближайшие три года, по мысли чиновников, это позволит увеличить краевой бюджет почти на 18 млрд руб. Эксперты считают, что это неизбежный шаг на фоне растущего дефицита, однако опасаются, что льгота по налогу на прибыль будет предоставляться непрозрачно, а увеличение транспортного налога «ляжет неподъёмным грузом на перевозчиков».

Депутаты краевого Законодательного собрания неоднократно предлагали отменить или изменить условия предоставления льготы по налогу на прибыль предприятий. В августе с такой инициативой в очередной раз выступил депутат Алексей Бурнашов. Он предложил сделать ставку по налогу на прибыль максимальной — 18%. Исключение предлагается сделать для налогоплательщиков, инвестирующих в развитие собственной производственной и непроизводственной базы (для них ставку предлагается оставить прежней — 13,5%). Законопроект должен был быть рассмотрен на пленарном заседании краевого парламента в сентябре, но так как поступил альтернативный документ от губернатора, оба они будут обсуждаться позже.

В губернаторском законопроекте также предлагается повысить налог, но сделать это постепенно: с 13,5 до 15% в 2015 году, до 16,5% — в 2016-м и до 18% — в 2017-м.

При этом налоговая льгота сохранится, но только для тех предприятий, которые выполнят ряд требований. В частности, между «льготниками» и правительством Пермского края обязательно должно быть подписано инвестиционное соглашение, предусматривающее капитальные вложения в объекты основных средств производства.

Для стимулирования крупных инвестиций предлагается дифференцировать период действия льгот и размер ставок в зависимости от размера денежных вложений.

Так, для предприятий, инвестировавших в течение первых трёх лет с даты начала реализации того или иного проекта свыше 1 млрд руб., ставка будет в размере 13,5% на пять налоговых периодов. От 100 млн руб. до 1 млрд руб. — 13,5% в течение первого и второго налоговых периодов, 14% — в течение третьего, четвёртого и пятого налоговых периодов.

Кроме того, льготу смогут получить и предприятия, вошедшие в регио­нальный реестр программ модернизации производства. Подход к ним будет также дифференцированным: для тех, кто вложит в модернизацию от 70 до 100 млн руб., льгота будет предоставлена сроком на три года, от 30 до 70 млн руб. — на два года, от 10 до 30 млн руб. — на год.

Губернатор не ограничился пересмот­ром ставок по налогу на прибыль. Он предложил также увеличить и транспортный налог для автомобилей с двигателями большой мощности.

Для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 200 до 250 л. с. ставку предлагается повысить с 58 до 75 руб. за одну лошадиную силу, свыше 250 л. с. — с 58 до 100. Для автобусов с мощностью свыше 200 л. с. увеличение произойдёт с 48 до 75 руб. Для грузовых автомобилей с мощностью от 200 л. с. до 250 л. с. — с 58 до 65 руб., а свыше 250 л. с. — с 58 до 85 руб.

Как отмечают авторы законопроекта, в совокупности эти изменения налоговых ставок позволят за три года увеличить поступление средств в краевую казну на 17,9 млрд руб.


Алексей Бурнашов сообщил «Новому компаньону», что будет настаивать на своей версии налоговой реформы.

Лидер фракции «Справедливая Россия» в краевом парламенте Алексей Луканин выступает против повышения транспортного налога, напоминая при этом, что справедливороссы выступали с инициативой его полной отмены.

«К сожалению, в условиях кризиса государство не решилось отказаться от дополнительного источника наполнения бюджета», — отмечает депутат.

Тем не менее Луканин по-прежнему считает транспортный налог «несправедливым»: «На сегодняшний день мы, по сути, имеем двойное налогообложение — и транспортный платим, и за бензин».

Алексей Луканин, руководитель фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Пермского края:

— Я считаю, что правильнее было бы взимать налог «через покупку бензина». Больше ездишь — больше изнашиваешь дороги — больше платишь. Можно также ввести налог на роскошь, предусматривающий плату за определённые дорогие марки или количество автомобилей.

Предложенный правительством законопроект ляжет неподъёмным грузом на владельцев старых иномарок. Самое лёгкое в условиях кризиса — это повышать налоги. А вот реально работать с пермскими предприятиями и предпринимателями для повышения их экономического развития и наполнения бюджета — это пока у правительства края не получается.

Управляющий директор инвестиционной группы «Свободный капитал» Сергей Чернов считает, что увеличение налогов — это «неизбежная реальность как для регионального, так и для федерального бюджетов.

Сергей Чернов, управляющий директор инвестиционной группы «Свободный капитал»:

— Чтобы прийти к бездефицитным бюджетам мы, следуя математической логике, должны либо уменьшить свои расходы (но тогда, скорее всего, будет нарушено обещание президента РФ по поддержанию бюджетных сфер), либо увеличить свои доходы, чему мешают признаки рецессии и сокращение производственной и инвестиционной активности в России в целом и крае в частности. Поэтому остаётся лишь один путь — это введение новых и увеличение действующих налогов.

Однако, с точки зрения Чернова, «правильнее и социально справедливее» решать эту проблему за счёт управления ставкой налога на прибыль, дифференцированно подходя к крупнейшим налогоплательщикам, а не за счёт повышения транспортного налога.

Сергей Чернов:

— Но мне почему-то кажется, что налоговое бремя в первую очередь падёт непосредственно на граждан через транспортный налог и налог с продаж, и лишь в последнюю очередь будет увеличен налог на прибыль. Позволит ли это решить проблему? В краткосрочном периоде, скорее всего, да, а затем мы можем столкнуться с ещё большими проблемами из-за снижения деловой активности и инвестиций.

Генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин считает, что пересмот­реть ставку по налогу на прибыль необходимо, поскольку у правительства были сомнения в эффективности льготы. Но при этом, по его мнению, должны быть чётко прописаны критерии, по которым она будет предоставляться в будущем.

Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит»:

— Предлагаемые условия получения льготы предусматривают много барьеров. В первую очередь бросаются в глаза большие суммы, которые необходимо будет инвестировать, то есть льгота будет рассчитана на крупный бизнес. Но при этом нельзя забывать и про экономическое стимулирование малого и среднего бизнеса. Это тяжёлый компромисс. Предоставление льготы должно быть взвешенным, обоснованным. Конечно, теряется прозрачность, и политическая составляющая выходит на первый план, что будет напрягать бизнес. Но пересматривать льготу в условиях дефицитного бюджета необходимо, главное — разработать чёткие критерии.

По мнению Чурина, ответственно надо подойти и к администрированию транспортного налога: «Повышение транспортного налога коснётся не всех, а только владельцев мощной техники. Тем не менее это может ударить по некоторым отраслям, связанным с перевозками».


«Есть ощущение, что перемудрили»

Алексей Бурнашов

Алексей Бурнашов
  Игорь Катаев

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Мы много раз встречались этим летом с профильными ведомствами правительства Пермского края, обсуждали ситуацию по льготе «24—20». В итоге общего законопроекта у нас не получилось.

К законопроекту правительства у меня есть существенные замечания. Слишком сложная предлагается процедура администрирования и наличие субъективных факторов при заключении инвест­соглашения с правительством и вхождении в региональный реестр инвестпроектов. Поскольку критерии включения инвестора в реестр чётко не прописаны, это оставляет место для административного ресурса, что способно усилить коррупционный фактор при льготировании прибыли.

Кроме того, не просматривается связь с программой социально-экономического развития (СЭР), нет указаний на оценку эффективности проектов с точки зрения их влияния на показатели СЭР и т. д.

Есть ощущение, что перемудрили. Я буду настаивать на моей версии налоговой реформы. При этом хочу заметить: чтобы законопроект — мой или губернатора — заработал в 2015 году, надо его принять (а это два чтения) и опубликовать до 31 ноября. Иначе в 2015-м он не вступит в силу.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться