Наталья Столярова

Наталья Столярова

преподаватель русского языка факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ — Пермь

«Сочинение как неизбежность»

Поделиться

Назад дороги нет: названы пять тематических направлений для выпускного сочинения, которое одиннадцатиклассники впервые напишут в этом году. Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. C кратким комментарием к тематическим направлениям, подготовленным специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений, можно познакомиться на сайте www.fipi.ru.

Умение писать сочинение важно и нужно. Умение писать сочинение — жизненная необходимость. К сожалению, выпускники школ относятся к работе над сочинением как к суровой необходимости, как к ненужной, скучной, но вынужденной работе. Сдать ЕГЭ на хороший балл, поступить в вуз и получить высшее образование — прекрасная цель, достойная всяческих похвал. Но ведь это только маленькая ступень к большому, счастливому и светлому будущему. Когда мои ученики говорят, что незачем учиться грамотности, потому что сейчас компьютер всё проверяет и подчёркивает; незачем учиться слепому машинописному методу печати, потому что есть системы распознавания речи, я, умудренный жизненным и педагогическим опытом человек, понимаю, как мало мы знаем, умеем и хотим! Как поздно мы осознаём необходимость оптимизировать свои умения, навыки, постоянно пополнять запасы своих знаний, быть в курсе новых техник и технологий самообразования, общения, планирования, продаж…

Умение создавать собственные тексты (т.е. умение писать сочинение) будет востребовано на протяжении всей жизни. Вот перечень лишь немногих ситуаций:

  • обсуждение просмотренного фильма или телепередачи;
  • анализ прочитанной книги по школьной программе или собственному выбору;
  • беседа с друзьями на волнующую вас тему;
  • разговор с родителями по поводу ситуации, взгляд на которую необходимо аргументировать;
  • достойная позиция в отношениях с учителем, начальником, позволяющая убедительно обосновать свою точку зрения; публичное выступление;
  • интересное поздравление
  • деловая переписка;
  • составление бизнес-плана;
  • красивое объяснение в любви…

И это далеко не полный список обстоятельств, когда человеку может понадобиться умение понимать смыл чужого высказывания определять свое отношение к услышанному, аргументировать свое мнение и делать соответствующие выводы. А ведь именно эти навыки формируются в процессе работы над сочинением.

Я очень люблю учить написанию сочинений. Мне нравится наблюдать за тем, как первые робкие неуверенные строки становятся красивыми осмысленными высказываниями. Я жду целеустремлённых юношей и девушек, готовых вкладывать время и силы в своё образование и будущее уже сегодня, и я могу помочь им в их благородных устремлениях. Информация — на сайте perm.hse.ru/fdp

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться