Елена Шадрина

Елена Шадрина

руководитель Сектора исследований государственно-частного взаимодействия НИУ ВШЭ-Пермь

ГЧП — это единственный вариант реализации необходимых проектов, которые неинтересны ни государству, ни бизнесу

Поделиться

Профессор Грем Ходж, один из авторитетнейших в мире исследователей ГЧП, сравнил ГЧП с семьей, где все взаимосвязаны и у каждого своя роль.

Взаимодействие государства и частного бизнеса охватывает широкий спектр деятельности. Один из примеров сотрудничества — государственно-частное партнерство (ГЧП). На протяжении двух десятилетий ГЧП — предмет оживленных дискуссий в мировой науке, в органах власти и бизнесе на тему как эффективно использовать этот механизм для реализации насущных задач.

Определимся сначала, что такое ГЧП. Рассмотрим на примере проекта — строительство моста. Городу нужен мост. Жители (общество), бизнес испытывают реальную потребность сообщения с другой частью города на другом берегу реки. Государство осознает эту потребность и морально готово решать задачу. Если есть деньги, государство (муниципалитет) может построить этот мост, выбрав подрядчика через систему государственных закупок и заключив стандартный государственный контракт. Но проект может оказаться очень затратным и издержки государства будут слишком высоки для общества. Частный бизнес также вряд ли возьмется самостоятельно реализовывать проект в силу его недостаточно высокой прибыльности. В такой ситуации возникает потребность найти какие-то иные формы сотрудничества государства и бизнеса для решения социально-значимой задачи. Такой формой взаимоотношений может стать ГЧП.

На принципах ГЧП построены мосты, дороги, порты во многих странах Европы, функционирует метро в Лондоне, построен крупнейший в мире водоопреснительный завод в Австралии, построены и управляются здания министерств и судов Нидерландов и Австралии, управляются учреждения культуры в Японии, построены и опять же управляются больницы во Франции, Мексике.

Казалось бы, все замечательно, стороны партнерства объединяют свои ресурсы и реализуют сложные проекты. Однако не все так просто.

Проекты ГЧП, как правило, дороже стандартных контрактов в государственных закупках и значительно сложнее в управлении. Возникает множество вопросов: какую форму контракта выбрать, кто должен управлять таким проектом, как рассчитать рентабельность и прибыльность проекта в долгосрочной перспективе (на 20-40 лет), как гарантировать выполнение сторонами своих обязательств, в том числе возвратность вложенных частным бизнесом средств и получение прибыли? Как гарантировать, что новые руководители органов власти со временем продолжат соблюдать обязательства перед частным партнером? 

Профессор Грем Ходж, один из авторитетнейших в мире исследователей ГЧП, сравнил ГЧП с семьей, где все взаимосвязаны и у каждого своя роль. 

Но, цитирую Г. Ходжа, «не все в семье (ГЧП) одинаково талантливы и прилежны», т.е. мы не можем гарантировать, что все стороны будут вести себя добросовестно и профессионально. А поскольку проекты грандиознее, то и риски больше. Кроме того, надо понимать, что всегда есть риск, что может возникнуть желание сделать некий проект, назвав его ГЧП, с целью уйти от конкурсных процедур и заключить контракт с определенным партнером. Или отдать объект в собственность, минуя закон о приватизации. Такие опасения и примеры есть во всех странах, которые реализуют ГЧП.

Тем не менее, ГЧП это хороший, порой единственный, вариант для реализации жизненно необходимых крупных проектов, которые в виде стандартных контрактов неинтересны или невыгодны ни государству, ни бизнесу. Важно заинтересовать частный бизнес вкладывать инвестиции в государственные проекты. И одних финансовых стимулов для привлечения инвестиций, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, зачастую недостаточно. 

Мы считаем, что государственно-частное партнерство позволяет осуществлять общественно-значимые проекты, недостижимые в рамках стандартных контрактов, только при наличии таких выгод для частного партнера от участия в проекте государства, как снижение рисков, приобретение репутации, доступ к дополнительным ресурсам (часто проекты ГЧП финансируются международными финансовыми институтами, такими как ЕБРР, Всемирный банк, и частный бизнес может получить доступ к этим финансам только проектах с государством), облегчение бюрократического бремени (сокращение бюрократических проволочек в оформлении разрешительных документов) и др. 

Эти выгоды зачастую невозможно предусмотреть в контракте. Для создания этих нефинансовых стимулов и для реализации проектов ГЧП нужна регулируемая институциональная среда. Прежде всего, должны быть четко предусмотренные гарантии государства, гарантия соблюдения контактных договоренностей, помощь в решении бюрократических вопросов, методическая помощь для создания, финансовой и правовой оценки запускаемых проектов ГЧП, помощь в построении системы управления проектом ГЧП и т.п.

Именно данные институциональные механизмы и должен регулировать закон о ГЧП (в странах, где сильное частное контрактное право и устоявшаяся институциональная среда, такой закон не требуется, все отношения ГЧП регулируются стандартным законодательством, например, в Австралии, Великобритании). Важным инструментом институциональной поддержки проектов ГЧП являются Центры ГЧП, которые проводят финансовую оценку проектов ГЧП, помогают государству и частным партнерам в оформлении юридических документов, помогают выстроить управленческую структуру проекта. В мировой практике такие центры чаще всего существуют при государственном органе, либо, как в Великобритании, такой когда-то государственный орган со временем перерос в Центр поддержки ГЧП, который по своей природе сам сейчас является государственно-частным партнерством. Конечно, нужны профессиональные кадры, которые могут выстраивать такие проекты ГЧП и управлять ими. Этому надо учиться.

Государственно-частное партнерство — это та тема, которая идет на стыке теории и практики. В мире нет единого подхода к ГЧП. Исследователи насчитывают более 2500 видов. Эта тема актуальна для всех стран, она не имеет границ. Мы объединяем усилия с нашими иностранными коллегами-учеными и совместно ведем исследовательскую работу в данной области. 

В этом году наш исследовательский проект оформился в Сектор исследований государственно-частного взаимодействия НИУ ВШЭ — Пермь. В сотрудничестве с такими учеными как Грем Ходж (Университет Монаш, Австралия), Паола Вальбонезе (Университет Падуи, Италия), Дмитрий Виноградов (Университет Эссекса, Великобритания) в Секторе мы занимаемся исследованием ГЧП, его природы с точки зрения теории контрактов, правовой базы, форм управления, финансовых потоков. 

У нас установлены контакты с известными экспертами-практиками в области реализации ГЧП Ларисой Кокаревой, Морисом Даймандом (Crown Agents, Великобритания), Ричардом Фостером (Foster Infrastructure, Австралия). Мы сотрудничаем с органами власти края, участвуем в рабочих группах по разработке закона о ГЧП, выступаем с экспертным мнением. С большим удовольствием мы готовы взаимодействовать с частным сектором. 

Наше новое исследование в области ГЧП посвящено теме инвестиционной привлекательности регионов в зависимости от развитости законодательства ГЧП и реализации реальных проектов ГЧП. Основная сложность для исследований данной темы в России — отсутствие полноценных данных о реализуемых в регионах проектах. Представленные на официальных сайтах данные о ГЧП не дают полной картины. Так что мы очень заинтересованы в тесном сотрудничестве с представителями власти и бизнеса Пермского края и России в целом. Это будет взаимовыгодное сотрудничество.

В рамках Сектора исследований государственно-частного взаимодействия мы также занимаемся исследованием других форм взаимоотношений государства и бизнеса, таких как государственные закупки, некоммерческие организации и социальное предпринимательство. Помогает ли проведение отдельных процедур закупок (электронных аукционов) эффективно поддерживать малый бизнес и расширять его участие в госзакупках? Какие факторы влияют на результативность деятельности НКО? Эффективно ли участие НКО в госзакупках? Можно ли с помощью системы государственных закупок решать вопросы экологической безопасности и социальные проблемы? — это примеры исследовательских вопросов, которыми занимаются коллеги нашего Сектора.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться