Марина Субботина


Сначала для жителей, потом для туристов

Туроператоры и чиновники в очередной раз задумались о развитии туризма в Перми

Поделиться

Представители бизнеса и администрации Перми собрались за круглым столом для обсуждения темы «Историческая Пермь для туристов». Вопросов оказалось много: организация стоянок для экскурсионных автобусов, необходимость создания нормальной пешеходной улицы, пути продвижения Перми как привлекательного города для гостей из регионов России и других стран и многое другое.

причал

  Константин Долгановский

«У меня создалось впечатление, что город забыл о туристическом бизнесе!» С такого упрёка начала заседание круглого стола исполнительный директор Пермской туристической гильдии Елена Елагина. При этом эксперт порадовалась самой возможности вместе с властями обсудить волнующие вопросы.

Елагина посетовала, что специалисты гильдии отсутствовали, когда принимался ряд серьёзных решений, влияющих на качество городской среды. «Нашего мнения не спрашивали, когда решался вопрос о застройке эспланады и убирали арт-объекты, в которые ранее были вложены большие деньги. Да, наша точка зрения, возможно, отличается от общепринятой, но мы думаем о притоке туристов, о привлекательности нашего города для гостей», — заявила Елена Елагина.

С ней в полемику вступил заместитель главы города Алексей Грибанов. «Что значит «город не интересуется туризмом»? Для вас туризм — это бизнес, вы заинтересованы в том, чтобы вам заказывали туры, вы разрабатываете программы. Задача города — создавать события, которые привлекали бы туристов», — уверен чиновник.

Руководитель агентства «Стиль-МГ» Олег Андрияшкин считает, что очень легко объяснить, почему власти не хотят заниматься туризмом: они не видят отдачу, так как она косвенная — её ощущают рестораны, гостиницы и т. д.

Олег Андрияшкин, руководитель агентства «Стиль-МГ»:

— Чтобы турбизнес стал интересен властям, поток туристов нужно увеличивать в разы. И это правильно. Возлагать большие надежды на власть бессмысленно. Не дело власти управлять турбизнесом, она должна только создать условия. Более того, всё нужно делать прежде всего для жителей города, а уж потом для туристов.

Так что же может привлечь гостей в Пермь и чем их можно заинтересовать? Этот вопрос участники обсуждали особенно подробно. Все понимают: Пермь — не Венеция и даже не Санкт-Петербург. Достопримечательностей маловато, а те, что за пределами города, далеко не всем известны. Арт-объекты, событийный туризм, театры — вроде бы и есть на что опереться, но как и что поддерживать и развивать?

Директор фирмы «Сенатор» Борис Эренбург считает, что Речной вокзал и площадь около него город мог бы сделать интересными для приезжих: например, организовать здесь музей Транссиба, музей речного флота. Такого нет ни в Казани, ни в Екатеринбурге, говорит он.

Руководитель турфирмы «Лагуна» Светлана Зорина считает, что необходимо сделать упор на событийный туризм, так как в этом случае город не будет привязан к определённому сезону, люди будут приезжать в город специально для участия в том или ином фестивале. Так, по словам Светланы Зориной, люди специально ехали на «Белые ночи». «Мы вложили деньги и бросили развивать фестиваль на самом интересном месте», — считает эксперт.

Руководитель Туристского информационного центра Ольга Будаева согласилась с тем, что событийный туризм сможет привлечь гостей в регион. Побывав на целом ряде выставок, где Пермь представляла свой туристический потенциал, она отметила, что представители других регионов хорошо знают о фестивале «Небесная ярмарка», который проходит в Кунгуре, знают и «Белые ночи», чуть хуже — «Дягилевские сезоны», «Камву».

Участники встречи добавили, что такие проекты, как «Белые ночи», начинают приносить прибыль минимум через три—четыре года. Присутствующие отметили, что вложенные в проекты деньги более-менее подсчитаны, а вот отдача — нет.

Представители туристического бизнеса возложили ответственность за это на город. Представители городской власти с этим не согласны.

По мнению туроператоров, в администрации Перми нужен специалист, который бы занимался всеми вопросами, касающимися туризма, что докажет внимание властей к бизнесу и будет способствовать его развитию. По мнению Елены Елагиной, в тех регионах, где власть официально занимается туризмом, посещение растёт в разы, как, например, в Екатеринбурге.

В Пермском крае эти вопросы недавно были отданы Министерству физической культуры и спорта, появился Туристский информационный центр, а в администрации Перми подобной структуры нет. Представители пермского туристического бизнеса планируют даже обратиться с просьбой о появлении ставки или отдела по туризму. Правда, тут же прозвучало мнение, что ещё одна чиновничья структура проблему не решит.

Что можно решить уже сейчас, без создания специального аппарата и больших финансовых вложений? Да хотя бы самые простые вопросы, которые тем не менее являются серьёзным препятствием для развития туристического бизнеса. Например, организация стоянок для экскурсионных автобусов. Стоять автобусам негде — водителей штрафуют. Туристический транспорт находится практически вне закона — машины стоят «на аварийке», так как по-другому просто нельзя.

Елена Елагина, исполнительный директор Пермской туристической гильдии:

— Необходимы бесплатные парковки экскурсионных автобусов, так как отсутствие стоянок мешает проведению экскурсий, людям хочется выйти, почувствовать дух города, а возможности такой нет. Для этого решения не нужно много сил и средств. Я бы предложила обозначить стоянки особым знаком. Мест не так уж и много: художественная галерея, «Солёные уши», Театр оперы и балета, музей артиллерии в Мотовилихе, «Райский сад».

По словам руководителя дирекции дорожного движения Максима Киса, это возможно. Специального знака «Стоянка только для экскурсионных автобусов» нет, но есть табличка «Автобус», которую можно использовать либо совместно со знаком «Парковка», либо со знаком «Стоянка запрещена, кроме автобуса», но частные автомобили не будут заполнять автобусные парковки, только если знак будут контролировать, так что предстоит договориться с ГИБДД.

Также без дополнительных финансовых вложений со стороны города можно решить вопрос о продаже сувениров. Оказывается, музеи по какой-то причине отказываются сдавать помещения в аренду продавцам сувенирной продукции.

Предложений и идей было много.

В результате представители туристического бизнеса подготовили письмо-обращение главе города, где перечислили шаги, которые, по их мнению, помогут развитию этого бизнеса и привлекут гостей в Пермь.


«Основная масса людей против создания арт-объектов за бюджетные деньги»

Алексей Грибанов

Алексей Грибанов

Алексей Грибанов, заместитель главы администрации Перми:

— Существует разделение бюджетов: есть муниципальная собственность и краевая, поэтому администрация Перми попросту не имеет права заниматься всеми этими объектами. Буква П, причальная стенка — это региональная собственность. Я понимаю, что вы воспринимаете власть как единое целое, но я не могу потратить бюджетные средства на те объекты, которые городу не принадлежат. Такая же ситуация складывается вокруг многих знаковых городских объектов: набережной, здания Речного вокзала, станции Пермь I. Более того, основная масса людей против создания арт-объектов за бюджетные деньги. С «Белыми ночами» та же история. Вроде все туда ходят, но при этом мы постоянно слышим разговоры: «Зачем мы тратим большие деньги на фестиваль, лучше садик построим!» Не много людей, которые бы выступили в защиту фестиваля. Это касается и ледового городка. Вроде нравится всем, но никто особо не защищает.


«Если мы сделаем упор на круизы, этот вид туризма повлечёт за собой реконструкцию значимых объектов»

Елена Шперкина, генеральный директор ФМТ «Валида»:

— Да, город не является туристической Меккой, но это и не нужно. Например, в Дуйсбурге, городе-побратиме Перми, привлекательные для туристов объекты были созданы прежде всего для жителей города, что потом привело к росту посещаемости. Какие могут быть пути развития туризма в Перми? Прежде всего бизнес-туризм и круизный туризм. Если мы сделаем упор на круизы, то развитие этого вида туризма повлечёт за собой и реконструкцию значимых мест и объектов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться