Первый фестиваль «Флаэртиана»
В середине 1990-х пермские кинематографисты дружили со Свердловской киностудией, которая, в отличие от Пермской, была жива и получала заказы на производство фильмов. В воздухе бродили идеи нового кино и «своего» фестиваля, на который бы поступала не сборная «солянка», а фильмы, отобранные по эстетическим признакам «свердловского» кино. Но в Свердловске уже был один кинофестиваль, второй был уже лишним, и Павел Печёнкин взялся организовать его в Перми.
Первоначально задумывался не столько фестиваль, сколько конференция, на которой можно было бы обсудить животрепещущие проблемы, которые тогда стояли перед кинематографистами: есть или нет новое документальное кино и определиться в терминологии.
Павел Печёнкин разослал факсом по всем киностудиям страны провокационную листовку, в которой приглашал всех порассуждать в Перми о линейном, нелинейном и экранном времени. Заодно привезти фильмы, в которых бы главный герой проживал на экране определённый отрезок жизни. Это сработало.
Манифестом пермского кинофестиваля стала фраза: «Документальный герой в документальной среде», а идейными столпами — Дзига Вертов (1894–1956) и Роберт Флаэрти (1884–1951).
Первый фестиваль прошёл в санатории «Усть-Качка», который вместе с компанией «Лукойл» был главным спонсором «Флаэртианы». Атмосфера была соответствующей месту — комфортной и очень доброжелательной. Затем фестиваль переместился в Пермь и сменил множество площадок, но атмосфера осталась неизменной.
Когда киностудия «Новый курс», возглавляемая Павлом Печёнкиным, праздновала 25-летие, гости говорили, что фестиваль «Флаэртиана», который стал ежегодным международным престижным форумом, очень помог киностудии выжить. Но тогда, в 1995 году, просто хотели поговорить о профессиональных вопросах.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.