«Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи»
В Галерее туфельки открылась выставка улиток из коллекции профессора Николая Максимовича
На выставке «Улиткомания» в Галерее туфельки нет буквальных иллюстраций к знаменитому хайку Кобаяси Исса, прославленному повестью братьев Стругацких и не менее знаменитой песней Бориса Гребенщикова. Однако есть множество других иллюстраций на тему того, как образ улитки способствовал рождению мудрых мыслей человечества на протяжении столетий.
Куратор выставки Вероника Балакина говорит, что улитка — это живое воплощение народной мудрости: «Тише едешь — дальше будешь», «Всё своё ношу с собой». Панцирь улитки похож на ухо, сама она отличается медлительностью, а значок @, который в России называют «собакой», в других странах мира известен как «улитка». Каждый из этих любопытных фактов, по мнению куратора, можно трактовать многозначительно: улитки намекают людям, что нужно уметь слушать и прислушиваться, научиться терпению и неторопливости и фильтровать информационный мусор, который стремительно засоряет ноосферу.
Получается, что человек будущего — это улиткочеловек.
Что ж! Очень возможно, что улитки переживут человечество и эволюционируют в высшую расу. Они ведь — существа очень древние и давно научились выживать в разнообразных катаклизмах. Доказательство можно найти в экспозиции: прекрасный экземпляр окаменевшего аммонита, красиво отполированный — один из 300 экспонатов в коллекции профессора Николая Максимовича, директора Естественнонаучного института ПГНИУ.
«Улиткомания» — четвёртая выставка в рамках проекта «Коллекционер», который Галерея туфельки затеяла на год, но он грозит затянуться навечно, ведь любопытных частных коллекций в Перми множество, среди них немало причудливых, и у каждой — своя история.
Коллекция Николая Максимовича и его жены Екатерины начиналась в конце 1990-х годов, когда в Перми открылся первый «Садовый центр». Зайдя туда, супруги приобрели двух керамических декоративных улиточек, жёлтых с зелёным. Узнав об этом, родственница подарила им ещё и кашпо в виде улитки. И слух пошёл! С тех пор все знакомые Максимовичей считали своим долгом при случае подарить им улитку.
Поэтому коллекционеры говорят, что улитки «сползаются» к ним «сами собой». Ну, конечно, теперь Максимовичи и сами приобретают экземпляры для коллекции в своих многочисленных путешествиях, а поездить по миру они любят. Но, как утверждает Николай Максимович, специально за улитками они не гоняются — приобретают, если случайно набредают на интересного представителя этого семейства.
Более того! Однажды Екатерине Максимович надоело вытирать пыль с сотен заковыристых фигурок, и она сложила их в коробки, а коробки отнесла в кладовку. Уцелели лишь те экспонаты, которые вовремя «уползли» в рабочий кабинет профессора или на дачу. Однако предложение сделать выставку в Галерее туфельки заставило распаковать коробки и выпустить изгнанниц.
Каких только нет здесь улиточек! Не только фигурки, но и открытки. Целая витрина моллюсков с человеческими лицами. Множество утилитарных предметов — солонки и перечницы; кольца, брелоки, кулоны; кашпо и вазы; копилки, салфетницы, лейки, ложки, напёрстки… Обширнейшая география — от Австрии до Китая, самые разнообразные материалы — от неполированного чугуна до хрусталя от Сваровски.
На вернисаже, непривычно многолюдном для Галереи туфельки, Максимович рассказал подробно о самых любопытных предметах в коллекции. Например, семейство чугунных улиток из Германии: улитка — стопор для двери, улитка — напольная обувная щётка и просто декоративная улитка для комплекта.
По словам Максимовича, в России не так любят фигурки улиток, как в зарубежных странах, и всё же его коллекция активнее всего пополняется изделиями российских, точнее, пермских мастеров: целый выводок селенитовых улиточек из Красного Ясыла, гигантские керамические улитки из Кунгура, а с художественного салона «Арт-Пермь» прибыла в коллекцию «сладкая парочка» абсолютно рукотворных, в единственном экземпляре сделанных причудливых улиточек-модниц: одна в нарядной шляпке, другая в вуалетке.
Буквально накануне открытия выставки коллекция пополнилась ещё одним любопытным экземпляром: знакомые антиквары припасли для Максимовича пепельницу в виде виноградного листа с ползущей по нему улиткой (Конаковский фаянсовый завод, 1955 год).
Как всегда, хозяйка Галереи туфельки Оксана Перевощикова и куратор выставки Вероника Балакина для вернисажа придумали много приятных сюрпризов: фуршет прошёл под саксофон, поразительно талантливая девочка Василина Сайдашева зажигательно танцевала восточные танцы, художник Елена Полторацкая предоставила гостям возможность порисовать песком, а мастерица Ирина Чурикова пришла с собственной коллекцией улиточек — мягких, текстильных, изготовленных, по её словам, в соответствии с правилами фэн-шуй. Такой улитки в коллекции Максимовича ещё не было!
В Галерее туфельки коллекция улиток совершила свой первый выход в свет. Но уже сейчас известно, что не последний. В середине сентября Николая Максимовича вместе с улитками пригласили принять участие в международной конференции физиологов.
Выставка «Улиткомания» работает в Галерее туфельки до 3 сентября.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.