Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Тихо, тихо ползи, улитка, по склону Фудзи»

В Галерее туфельки открылась выставка улиток из коллекции профессора Николая Максимовича

Поделиться

На выставке «Улиткомания» в Галерее туфельки нет буквальных иллюстраций к знаменитому хайку Кобаяси Исса, прославленному повестью братьев Стругацких и не менее знаменитой песней Бориса Гребенщикова. Однако есть множество других иллюстраций на тему того, как образ улитки способствовал рождению мудрых мыслей человечества на протяжении столетий.

Улиткомания

Николай Максимович и его коллекция
  Олег Есюнин

Куратор выставки Вероника Балакина говорит, что улитка — это живое воплощение народной мудрости: «Тише едешь — дальше будешь», «Всё своё ношу с собой». Панцирь улитки похож на ухо, сама она отличается медлительностью, а значок @, который в России называют «собакой», в других странах мира известен как «улитка». Каждый из этих любопытных фактов, по мнению куратора, можно трактовать многозначительно: улитки намекают людям, что нужно уметь слушать и прислушиваться, научиться терпению и неторопливости и фильтровать информационный мусор, который стремительно засоряет ноосферу.

Получается, что человек будущего — это улиткочеловек.

Что ж! Очень возможно, что улитки переживут человечество и эволюционируют в высшую расу. Они ведь — существа очень древние и давно научились выживать в разнообразных катаклизмах. Доказательство можно найти в экспозиции: прекрасный экземпляр окаменевшего аммонита, красиво отполированный — один из 300 экспонатов в коллекции профессора Николая Максимовича, директора Естественнонаучного института ПГНИУ.

«Улиткомания» — четвёртая выставка в рамках проекта «Коллекционер», который Галерея туфельки затеяла на год, но он грозит затянуться навечно, ведь любопытных частных коллекций в Перми множество, среди них немало причудливых, и у каждой — своя история.

Улиткомания

Создание улиток из песка
  Олег Есюнин

Коллекция Николая Максимовича и его жены Екатерины начиналась в конце 1990-х годов, когда в Перми открылся первый «Садовый центр». Зайдя туда, супруги приобрели двух керамических декоративных улиточек, жёлтых с зелёным. Узнав об этом, родственница подарила им ещё и кашпо в виде улитки. И слух пошёл! С тех пор все знакомые Максимовичей считали своим долгом при случае подарить им улитку.

Поэтому коллекционеры говорят, что улитки «сползаются» к ним «сами собой». Ну, конечно, теперь Максимовичи и сами приобретают экземпляры для коллекции в своих многочисленных путешествиях, а поездить по миру они любят. Но, как утверждает Николай Максимович, специально за улитками они не гоняются — приобретают, если случайно набредают на интересного представителя этого семейства.

Более того! Однажды Екатерине Максимович надоело вытирать пыль с сотен заковыристых фигурок, и она сложила их в коробки, а коробки отнесла в кладовку. Уцелели лишь те экспонаты, которые вовремя «уползли» в рабочий кабинет профессора или на дачу. Однако предложение сделать выставку в Галерее туфельки заставило распаковать коробки и выпустить изгнанниц.

Каких только нет здесь улиточек! Не только фигурки, но и открытки. Целая витрина моллюсков с человеческими лицами. Множество утилитарных предметов — солонки и перечницы; кольца, брелоки, кулоны; кашпо и вазы; копилки, салфетницы, лейки, ложки, напёрстки… Обширнейшая география — от Австрии до Китая, самые разнообразные материалы — от неполированного чугуна до хрусталя от Сваровски.

На вернисаже, непривычно многолюдном для Галереи туфельки, Максимович рассказал подробно о самых любопытных предметах в коллекции. Например, семейство чугунных улиток из Германии: улитка — стопор для двери, улитка — напольная обувная щётка и просто декоративная улитка для комплекта.

По словам Максимовича, в России не так любят фигурки улиток, как в зарубежных странах, и всё же его коллекция активнее всего пополняется изделиями российских, точнее, пермских мастеров: целый выводок селенитовых улиточек из Красного Ясыла, гигантские керамические улитки из Кунгура, а с художественного салона «Арт-Пермь» прибыла в коллекцию «сладкая парочка» абсолютно рукотворных, в единственном экземпляре сделанных причудливых улиточек-модниц: одна в нарядной шляпке, другая в вуалетке.

Буквально накануне открытия выставки коллекция пополнилась ещё одним любопытным экземпляром: знакомые антиквары припасли для Максимовича пепельницу в виде виноградного листа с ползущей по нему улиткой (Конаковский фаянсовый завод, 1955 год).

Как всегда, хозяйка Галереи туфельки Оксана Перевощикова и куратор выставки Вероника Балакина для вернисажа придумали много приятных сюрпризов: фуршет прошёл под саксофон, поразительно талантливая девочка Василина Сайдашева зажигательно танцевала восточные танцы, художник Елена Полторацкая предоставила гостям возможность порисовать песком, а мастерица Ирина Чурикова пришла с собственной коллекцией улиточек — мягких, текстильных, изготовленных, по её словам, в соответствии с правилами фэн-шуй. Такой улитки в коллекции Максимовича ещё не было!

В Галерее туфельки коллекция улиток совершила свой первый выход в свет. Но уже сейчас известно, что не последний. В середине сентября Николая Максимовича вместе с улитками пригласили принять участие в международной конференции физиологов.

Выставка «Улиткомания» работает в Галерее туфельки до 3 сентября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться