«В какую сторону бежать? Во все!»
Пермский край не должен упустить свой шанс, связанный с активным туризмом
Международный форум «Перспективы развития активного туризма в России и в мире», прошедший в Перми 13—14 августа, был действительно международным и весьма представительным. И всё же, несмотря на серию презентаций от специалистов из Венгрии, Китая и Норвегии, а также Москвы и других городов России, основной фокус внимания участников события находился в Пермском крае. Чувствовалось, что недостатка компаний, желающих развивать активный туризм, на территории нет.
«Мы постарались подготовиться как можно лучше, даже погоду обеспечили», — пошутил, открывая форум, краевой министр физической культуры, спорта, а с недавних пор ещё и туризма Павел Лях. Действительно, редкие для нынешнего лета солнечные дни позволили участникам форума не только комфортно прочитать и заслушать доклады, но и сплавиться по Сылве, чтобы лично убедиться в исключительном качестве главного туристического богатства Пермского края — пригодных для массового сплава рек.
Кстати, на протяжении всего форума участники вплоть до самых титулованных изо всех сил путали понятия «туристский» и «туристический». Как правило, слово «туристский» («принадлежащий туристам») употребляли вместо «туристический» («имеющий отношение к туризму»). Видимо, поскольку «туристский» короче…
О реках и других водных ресурсах много говорил Павел Лях в докладе на пленарном заседании. В Пермском крае около 1000 озёр и 30 тыс. рек, в том числе Кама — одна из величайших рек Европы. Это позволяет развивать и активный сплав по Вишере, Чусовой, Сылве и их притокам, и речные круизы по Каме.
Но этим возможности, которые природа края предоставила активным туристам, не исчерпываются. Здесь и горы высотой до 1500 м, и красивейшая Кунгурская пещера, и Ординская подводная пещера — редкостный природный феномен, притягивающий дайверов, и ещё около 1000 пещер. Регион располагает и неплохой инфраструктурой для оздоровительного отдыха: 45 санаториев и курортов, в том числе таких как Усть-Качка — на собственной минеральной воде, Ключи — на илистых грязях Суксунского пруда, а также «Демидково», «Уральская Венеция»...
В Пермском крае работает 50 туристических компаний, которые специализируются на внутреннем и въездном туризме, существует сайт vizitperm.ru, открылся туристический информационный центр. В 2014 году в крае побывало около 600 тыс. приезжих, для них работало более 300 гостиниц и более 1000 ресторанов и кафе.
Разумеется, Павел Лях просветил коллег по поводу укрупнённого инвестиционного проекта «Пермь Великая», который объединил 31 инфраструктурный проект в 16 муниципалитетах Пермского края. До конца нынешнего года дорабатываются его детали, чтобы с 2016 года начать получать финансирование из федерального бюджета — 700 млн руб. Планируется, что за время реализации проекта количество средств размещения туристов увеличится на 35%, а в целом количество платных услуг — на 30%.
Но и не дожидаясь начала реализации «Перми Великой», туристическая инфраструктура Пермского края совершенствуется — в рамках краевой программы развития туризма. Программа весьма недорога — из краевого бюджета на эти цели выделяется всего лишь 30 млн руб. в год. Тем не менее вовсю идёт благоустройство туристических троп, появляется новая навигация в городах — начали с Чайковского.
Советник по вопросам туризма министра культуры РФ Николай Новичков выступил, по его собственным словам, в номинации «Бывших пермяков не бывает». Передав привет от своего босса Владимира Мединского и признавшись в том, что Пермь для него «как первая любовь», Новичков просветил коллег по поводу того, что российский туристический рынок — один из ведущих в мире и уступает только китайскому, немецкому и американскому. За 2014 год россияне оставили за рубежом около $50 млрд, а это сравнимо с оборонным бюджетом.
При этом, по словам бывшего министра культуры Пермского края, и китайцы, и немцы, и американцы, в отличие от россиян, путешествуют внутри своих стран больше, чем за рубежом. Только начинаются выходные — и американцы дружно отправляются кто в ближайший национальный парк, кто сплавляться на каяке, кто пешком по горам или просто на базу отдыха на озере. И за всё платят. Такая же картина в Китае, где существует список мест, которые каждый житель страны должен посетить, иначе он не истинный китаец!
По мнению Новичкова, подобный список имеет право на существование и в России и Пермь как уникальный в туристическом плане регион имеет все шансы стать местом, обязательным к посещению.
«Якорным» предложением региона Новичков, как и многие другие профессионалы, считает сплав. Но вот ведь незадача: в Пермском крае сплавляются сотни тысяч туристов, регион действительно уникален по возможностям массового, неэкстремального сплава, а денег это не приносит! Сплав — это на 80% самодеятельный туризм, региональному бизнесу он ничего не даёт. Поэтому Николай Новичков поднял тему, о которой позже неоднократно шла речь на форуме: необходимо создавать комплексные предложения, чтобы «прицепить» бизнес к сплаву: экскурсии в горнозаводские посёлки, дегустации прикамской кухни, сувенирные магазинчики — много чего можно выдумать.
При этом Новичков призывает не забывать о других видах туризма: речных круизах, событийном туризме, на который делала ставку предыдущая команда краевого руководства, а также деловом. «В какую сторону бежать? Во все!» — пошутил советник Владимира Мединского в финале своего выступления.
После пленарного заседания профессионалы туриндустрии разошлись по секциям, круглым столам и семинарам. На круглом столе по экологическому туризму Николай Новичков встретился с коллегой — ещё одним бывшим министром культуры Пермского края, директором группы компаний «Озон» Олегом Ощепковым, который, начиная модерацию, сообщил, что главный грех подобных форумов — склонность к теоретизированию: профессионалы говорят много умных вещей, но редко доводят дело до системы практических рекомендаций для власти. Результатом работы пермского туристического форума должен стать системный продукт, который будет направлен в правительство края.
На круглом столе профессионалы в области экологического туризма делились интересными находками. Руководитель компании «Северный Урал» Дмитрий Кириллов рассказал о том, как он и его коллеги пытаются минимизировать неудобства, возникающие у туристов во время многодневных пеших походов. Например, тропа от перевала Дятлова до плато Маньпупунёр — очень популярный пеший маршрут, продолжающийся пять—семь дней. Всё это время ночевать приходится в палатках, лишённых всяких удобств, нести палатки надо самим, при этом они не спасут ни от медведя, ни от холода с ветром. «Северный Урал» начал изготавливать спальные модули по итальянским образцам — четырёхместные, с безопасными печками. Планируется, что в модулях будут ночевать женщины и дети, мужчины же останутся в палатках. Такие модули будут установлены на расстоянии дневного перехода друг от друга, а в начале и в конце тропы модули будут большими, на 20 человек, с душевыми и столовыми.
Сейчас компания тестирует первые пять модулей, которые установила на Кваркуше и в охотхозяйстве под Кунгуром, и готовится к поставке 15 модулей по заказу заповедника «Остров Врангеля» на Чукотке. От уральских заповедников заказов пока нет — там с финансовыми ресурсами похуже.
Очень в тему прозвучало сообщение представителей одного из уральских заповедников — Вишерского. Заместитель директора заповедника по экологическому просвещению Марина Антипина поведала о возможностях посещения заповедника. Оказывается, в 2012 году Вишерский заповедник вошёл в федеральную программу по развитию познавательного туризма, и теперь у заповедника есть две благоустроенные базы для размещения туристов — в посёлке Вёлс и на кордоне 71-й километр.
На территории самого заповедника обустроены тропы для многодневных и однодневных походов, есть скамейки, туалеты, мусоросборники, наглядная навигация и информационные стенды.
Правда, добраться до Вёлса и тем более до 71-го километра — это целое приключение, но у заповедника есть специальный транспорт — комфортабельный «Урал», уазик и катер на воздушной подушке, так что доставку от Красновишерска можно организовать.
О своих возможностях поведали сотрудники других охраняемых территорий Урала — природных парков, которых немало в Свердловской области. В парке «Оленьи ручьи» в год бывает до 75 тыс. туристов, иногда приезжает более 3000 человек в сутки! Заместитель директора парка Елена Сорокина рассказала, как удаётся сохранять дикую природу в условиях создания привлекательных турпродуктов, как оборудуются тропы, организуется сплав по реке Серга, как в соседнем посёлке функционируют кафе, автостоянка, мотель, какую сувенирную продукцию выпускает парк.
Как эти и другие природные территории могли бы повысить привлекательность для туристов, рассказали директор по развитию московской компании GoPark — Walltopia Дмитрий Викорчук и модератор круглого стола Олег Ощепков. GoPark — Walltopia создаёт для каждого природного парка неповторимую, уникальную имиджевую инфраструктуру: верёвочные парки, аттракционы, не имеющие ничего общего с тем, что приходится видеть в «парках культуры и отдыха», систему навигации, «сувенирку» и многое другое, в том числе специальные забавные объекты «для селфи». Всё это — в рамках единой концепции, отражающей суть и душу природной территории.
Нечто в том же роде делает и компания «Озон», только без инфраструктуры развлечений. Олег Ощепков считает, что любая территория может быть привлекательной для туристов, только одним территориям повезло — им привлекательность дана изначально, а другим надо что-то придумывать. Классический пример — хоббиты в Новой Зеландии. Тысячи туристов в последние годы устремились в эту весьма отдалённую страну, чтобы побывать в Средиземье, а точнее, в местах съёмок фильмов Питера Джексона по романам Джона Толкина.
Такие — ну, может, чуть менее масштабные — легенды придумывает «Озон» для территорий Пермского края. Точнее, не столько придумывает, сколько визуализирует то, что придумал народ, например инопланетян в Молёбке, кунгурский чай, суксунские целебные грязи.
Так, для Молёбки «озоновцы» предложили открыть «посольство Земли», где туристам ставили бы въездные и выездные штампы на путёвки или на открытки, блокноты, продавали бы специальные почтовые марки и т. д.; придумали уморительную «сувенирку», например трёхпалые, как рука «гуманоида», рукавички, а также несколько видов «пилюль», помогающих при контакте, — разноцветных конфет. Заодно брендировали местную морковь (она там на редкость качественная), назвав её «неземным удовольствием». Предложили также переименовать улицы в деревне — например, улица Андромеды, улица Тау Кита… Олег Ощепков считает, что на фоне таких табличек селфи будут делаться тысячами.
Но разработки почти не внедряются, а те, что худо-бедно внедрены, почти не работают. Почему? Компания передала объёмный брендбук власти, но у власти нет знаний, как это продавать, а также кому продавать, как выйти на целевую аудиторию. Нет нужной информации у бизнеса, который мог бы подключиться к процессу. Нет специальной муниципальной программы, нет синергии власти, бизнеса и активных жителей территории.
А между тем Кишертский муниципальный район, где находится Молёбка, относится к числу тех, которые серьёзно заинтересованы в развитии территориального мифа. Об этом заместитель главы администрации Кишертского района Наталья Колобова говорила на семинаре «Роль мифов территории в формировании туристического продукта», который тоже прошёл в рамках форума. «Это бренд мирового уровня, огромный ресурс Пермского края!» — сказала она о Молёбке.
Модератор — заведующий кафедрой социально-культурных технологий и туризма Пермской государственной академии искусства и культуры Павел Ширинкин — поддержал докладчицу, сообщив, что эзотерики называют три главных места на Земле: Стоунхендж, Аркаим и Молёбка.
Участники семинара предложили для территорий Пермского края множество мифов. Так, куратор Музея пермских древностей Юлия Глазырина рассказала о возможностях, которые даёт краю бренд «Пермский период». Директор ООО «Азиатско-Европейская компания» Светлана Ряпосова и директор ООО «ИндустрияСервис» Александр Гонохов активно продвигают бренд Ермака и планируют создать масштабную сеть сервисно-развлекательных центров, расположенных по маршруту легендарного казачьего похода от Перми до Тобольска. Специалист в области исследования территориальной мифологии Института этнологии и антропологии РАН Павел Куприянов вообще предложил миф о том, что в своём втором путешествии Робинзон Крузо побывал в Перми Великой — где-то недалеко от Чердыни!
Мифы, предлагаемые жителям Пермского края для «раскрутки», были очень разные: и научно обоснованные («Пермский период»), и укоренённые в традиции (Молёбка), и абсолютно «отфонарные» (Робинзон). Но все участники семинара настаивали на том, что не так важно, правда или вымысел: главное, чтобы туристам нравилось! Ведь в Лондоне никогда не было сыщика по имени Шерлок Холмс, в Стоунхендже никогда не было друидов, а «древняя» одежда шотландцев — килт — появилась лишь в XVIII веке.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.