
Не надо стесняться желания покорить мир
Федеральные эксперты на пермской площадке оценили разработки молодых стартаперов
Противовесом развлекательной битве роботов, научно-исследовательской «фишкой» инженерно-промышленного форума стали битвы стартаперов. Бои инноваторов, вынужденных представить свои проекты в сжатые сроки, оказались весьма полезны для их участников. Мнение об их проектах высказали ведущие федеральные эксперты.
В этом году организаторы постарались разнообразить формат мероприятий, предложив помимо традиционных дискуссий новую форму — соревнования стартап-проектов. Интересной по составу участников, содержанию проектов и самой форме их подачи оказалась питч-сессия инновационных проектов «Убедить за 180 секунд».
Всего в соревновании инноваторов приняли участие 13 стартап-проектов. В жюри конкурса вошли проектный менеджер фонда «Сколково» Ольга Аврясова, бренд-стратег Pulsar Venture Capital Сергей Митрофанов, первый проректор НОУ ВО Московский технологический институт Евгений Плужник.
Как заметили члены жюри, оригинальных проектов не было представлено совсем. Однако многие из них показали достаточно высокий уровень.
Так, проект GoRecruit, проанонсированный его создателем Александром Барабашем, предлагает новый способ оценки соискателей при приёме на работу.
«При найме персонала работодатель сталкивается с массой проблем, одна из которых — как оценить кандидатов. Решением этой проблемы может стать разработанная система GoRecruit, представляющая собой интернет-сервис с простым, понятным интерфейсом, за которым стоит математическая модель, рассчитывающая рейтинговые значения на основе данных профиля из социальной сети. Каждая профессия разрабатывается отдельно, на неё строится отдельная математическая модель. Наше преимущество по сравнению с традиционными способами — сокращение расходов на кадровую службу, уменьшение текучести кадров и создание более открытого доступа к вакансиям работодателя», — заявил Александр Барабаш в ходе своего короткого резюме.
По его словам, российский рынок рекрутинга активно развивается, за последние 10 лет он вырос в 67 раз. Однако ограничиваться российскими просторами стартаперы не намерены: их цель — американский рынок. У жюри возникли вопросы о том, каким образом компании удаётся составить психологический портрет соискателей. На это Барабаш ответил, что оценка производится на основании экспертных мнений работников компании — двое из них психологи. «Проект только что запущен, имеет на данный момент порядка 400 пользователей, все они работают по премиум-подписке», — сообщил Александр Барабаш и добавил, что в своей оценке компания использует данные сетей «Вконтакте» и Facebook.
Конкурсант Юрий Грицюк представил проект интернет-торговли продуктами питания, заявив, что порядка 1000 российских компаний пытались сделать нечто подобное, но «ни один из них не выстроил себя, как подобает классическому стартапу». По словам Грицюка, на западе интернет-продажи продуктов — миллиардный рынок в долларовом эквиваленте, в России же даже в городах-миллионниках этот рынок очень мал. «Эта ниша совсем не занята. Через пять лет мы планируем выйти на оборот в 9—10 млрд руб., присутствуя в шести городах России».
По словам стартапера, уже сейчас компания достигла договорённости о сотрудничестве с сетью «СемьЯ» города Перми, в данный момент дорабатываются организационные проблемы и юридические тонкости. «К концу ноября мы планируем запустить первую версию нашего сервиса», — заявляет Грицюк. По его словам, проект нуждается в инвестировании 112 млн руб. для устранения «кассовых разрывов». Однако, по мнению жюри, подобному бизнесу не нужны столь масштабные инвестиции. «Инвестор не дарит деньги на оборотные средства. Это, пожалуйста, в банк, за кредитом». Минусом проекта, по мнению жюри, является недостаточно проработанная логистика. В то же время модель отнюдь не новая. «У вас в Перми был абсолютно аналогичный проект — «Ваш фермер», — напомнили судьи и рекомендовали оценить опыт этой компании, дабы не повторять их ошибок.
Адаптивная система дистанционного обучения SELF-TEST.RU, представленная другим конкурсантом, используется для тестирования школьников и студентов платных учреждений. Система снижает нагрузку на преподавателей, поскольку тесты проверяются автоматически.
Ольга Аврясова, проектный менеджер робототехнического центра фонда «Сколково», задала конкурсантам вопрос: «Анализируете ли вы аналогичные вашим проекты, которые не взлетели? Не кажется ли вам, что лучше анализировать не успешные проекты, а те, которые не взлетели, и снижать риски, на которые «напоролись» другие проекты?»
Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков, член правления ОАО «РВК», рекомендовала создателям программы тестирования школьников «расширить горизонт за пределами одного региона и попробовать разные модели». «У вас нет ни оригинальности нишевого проекта, ни платформенности большого проекта», — резюмировала эксперт.
Пермская Brainy Studio представила проект компьютерной игры Turn On, которая, по мнению директора по маркетингу этой компании Дмитрия Огородникова, обречена на популярность. Игра, представляющая собой приключения электрической искорки в большом городе, выйдет в этом году на 18 языках мира. Однако члены жюри высказали сомнения в том, что игра будет непременно популярна. «На чём основывается ваша уверенность?» — поинтересовались они. «Рынок игр рисковый, но мы верим в то, что делаем хорошие игры, атмосферные. У нас потрясающий гейм-дизайнер и сильная маркетинговая стратегия», — заявил Огородников.
На данный момент создатели игры Turn On уже вложили в свой проект 2,5 млн руб. собственных и грантовых средств, их предложение инвесторам — вложить 4 млн руб., «и за два—три года мы разрабатываем игру».
Проект AnyWalker анонсировал Игорь Рядчиков, заведующий лабораторией робототехники и мехатроники Кубанского госуниверситета, ставший победителем трека Robotics акселератора GenerationS в рамках «Робоночи-2015» в «Сколково».
По заявлению Игоря Рядчикова, «рынок робототехники — самый динамично развивающийся рынок, он растёт ежегодно на 30%. Сегодня нужны сервисные роботы, роботы-помощники, игрушки. Они должны быть по-настоящему мобильными, а значит, уметь ходить. Ходить сейчас толком не умеет никто, потому что там очень сложная математика, она очень сложно вычислима и нет отраслевых стандартов, платформ, которые умеют это делать хорошо. Мы решили эту проблему, спроектировав шасси с системой стабилизации».
По словам Рядчикова, шасси может хорошо стоять и залезать на препятствия, которые в три раза больше его размера. «Это нужно разработчикам балансирующих мобильных платформ. Наша система стабилизации может быть встроена не только в роботов такого формата, но и в роботов-андроидов, здания и сооружения, антенные решётки, конструкции, расшатываемые ветром, — можно поставить туда систему стабилизации и регулировать резонансные воздействия».
По словам разработчика, основные затраты предполагают инвестирование в НИОКР.
В том, что продукт будет востребован, представители проекта не сомневаются. «Объём рынка сервисной робототехники — $17 млрд в год, из них $5,8 млрд — это рынок мобильных платформ», — заявляет Рядчиков. Разработчики уверяют, что на предстоящей 2 декабря выставке в Японии прототип шасси уже будет «ходить». Интерес в использовании шасси уже проявили создатели пермского «Промобота», сейчас «переселившегося» в «Сколково». Ещё одна компания заказала Рядчикову 30 роботов для использования в образовательной сфере. «Нами интересуется ряд вузов, поскольку мы теперь можем совершенно по-другому учить механике, мехатронике», — заявляет разработчик.
Члены жюри поинтересовались, какими будут рынки сбыта этого продукта: «Итальянцы презентовали 50-сантиметрового робота, который достаточно хорошо прыгает, бегает и встаёт. Проблема у них сейчас в том, что они не могут его продавать в большом количестве, хотя цена невысока». Разработчики шасси заявили, что продавать свой продукт они намерены разработчикам разного рода систем: «Это система стабилизации, которую можно вставлять в свои продукты — от мотоциклов до антенн».
Другой участник питч-сессии, Егор Иванов, представил проект производства роботизированных платформ, которые позволяют осуществлять транспортировку деталей на заводе: «Наши основные конкуренты — зарубежные роботизированные платформы, но мы имеем перед ними преимущество — низкую цену при такой же точной системе позиционирования».
К этому участнику у судей возник другой вопрос: не слишком ли стартаперы занизили цену на столь востребованный продукт? По словам Егора Иванова, проект ориентируется на маленькие, частные предприятия, которые смогут существенно снизить энергопотребление и трудозатраты, используя установку в технологическом процессе.
Тимур Бергалиев представил проект лаборатории биосигналов BiTronics. Изначально команда Бергалиева, сотрудники лаборатории прикладных кибернетических систем Московского физико-технического института, создали систему управления для бионического протеза. Затем решили расширить функционал. Теперь платформа, разработанная командой Бергалиева, представляет несколько взаимосвязанных модулей, снимающих большое количество биопоказаний — кожно-гальваническую реакцию, кардиограмму, электроэнцефалограмму и пр. Устройство может использоваться в спортивной медицине, может выполнять функции детектора лжи. «Наша аудитория — разработчики, изобретатели, стартаперы, кружки, школы, вузы. К 2016 году планируем доход 50 млн руб.», — заявляет Бергалиев.
Как отметили члены жюри, подобная установка уже была представлена в прошлом году Казанским авиационным институтом им. Туполева, однако в платформе Бергалиева представлено больше различных модулей, снимающих биометрические показания.
Обсуждались в рамках питч-сессии интересные IT-приложения для интерактивного сбора информации о клиентах баров и парикмахерских, позволяющие анализировать клиентскую базу и разрабатывать программы лояльности для клиентов. Другой проект представлял IT-платформу для моделирования домашнего и офисного ремонта с подсчётом стоимости стройматериалов. Предполагается, что доход компании будет повышаться за счёт строительных компаний, которые через интернет-ресурс будут находить себе клиентов.
«Строительный рынок в России оценивается в 9 млрд руб. в год, это 240 тыс. строительных компаний», — заявляют разработчики ресурса, уверенные, что проблем с клиентами у них не будет.
Ещё один интересный проект представил Виталий Савельев, анонсировавший системы автопилотирования «Аврора». По словам Савельева, автопилотируемые системы используются во внутризаводской логистике, на сельхозработах. «Объём рынка очень велик», — заявляет он.
«Аврора» — трёхкратный победитель российских испытаний в области беспилотного транспорта и сейчас привлекает инвестиции для расширения проекта. Проект был запущен ещё пять лет назад, создателями было затрачено 30—35 млн руб. Сегодня «Аврора» является резидентом «Сколково». В перспективе блоки автопилотирования могут быть использованы и в управляемом водителем автомобиле, снижая при этом риск аварий.
Победителями питч-сессии стали проект BiTronics (первое место), «Аврора» (второе место) и AnyWalker (третье место).
Бренд-стратег Сергей Митрофанов высказал свои рекомендации участникам, отметив, что почти никто из них не определил рынок, на котором работает. «Нужно знать, какой это рынок — Поволжье, Пермь или Урал, сколько денег реально стоит за вашим бизнесом, сколько денег вы возьмёте. Не стесняйтесь говорить, что хотите покорить весь мир — это тоже рынок».
Митрофанов признался, что «проекты хорошие, но многие повторяются», и рекомендовал изучать негативный опыт конкурентов.
Сергей Балакин, председатель правления АКБ «Фора-Банк», заявил, что, «когда мы говорим о деньгах, нужно говорить о них, используя цифры, а их сегодня было очень мало».
В целом эксперты отметили, что проекты, «высосанные из пальца», в конкурсе не участвовали.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.