Приватизация откладывается
Затянувшийся спор о передаче квартир жителям Усть-Качки пока далёк от завершения
Распоряжением председателя правительства Пермского края №13-рпп 28 января 2016 года была создана рабочая группа (вторая по счёту) для решения проблемы приватизации жилых помещений жителями села Усть-Качка Пермского района. Точнее, цель работы группы — устранение нарушений жилищных прав граждан, чьи квартиры сегодня находятся в собственности ООО «Жилсервис Усть-Качка» и не могут быть переданы безвозмездно в собственность жителям, в них проживающим.
Первое заседание рабочей группы прошло в марте, второе — в апреле. Председатель комиссии, министр территориального развития Пермского края Роман Кокшаров и глава Пермского муниципального района Александр Кузнецов рекомендовали руководителю администрации села Усть-Качка Василию Лузину информировать жителей о необходимости скорейшего выкупа своего жилья, так как иного решения этой проблемы нет и не будет. Для этого ему необходимо было провести работу с жильцами многоквартирных домов, находящихся в собственности ООО «Жилсервис Усть-Качка», на предмет выкупа занимаемых помещений.
Как только эта работа началась, собственник жилых помещений на следующий же день объявил о росте цен на квадратные метры на 25—30%.
Спор с бородой
С ретроспективной информацией о длящемся почти 20 лет конфликте между жителями домов многоквартирной застройки села Усть-Качка, вселившимися в квартиры с момента ввода этого жилого фонда в эксплуатацию с 1965 по 1992 год, и собственниками ЗАО «Курорт Усть-Качка» знакомы далеко не все. Предмет спора прост: жители села Усть-Качка считают, что их незаконно лишили права бесплатно получить в собственность жилые помещения, в которых они проживают. Тем более что в отношении жилого фонда других здравниц Прикамья, которые точно так же до акционирования предприятий находились на балансе Пермоблсовпрофа, его руководством были приняты решения в соответствии с постановлением Федерации профсоюзов России №4-8 от 9 июля 1992 года «О бесплатной передаче жилого фонда, находящегося в собственности профсоюзов, его жителям…».
Но не в Усть-Качке. Здесь жители 600 квартир до сих пор лишены права стать собственниками квартир — это почти 3 тыс. человек.
В 2012 году губернатор Пермского края Виктор Басаргин, объезжая территории сразу после своего назначения, побывал в Усть-Качке. Вполне возможно, что после получения информации о том, с какими нарушениями развивались события при акционировании курорта, он и пообещал, что разберётся в данной ситуации и поможет жителям. Тем самым, по сути, был открыт ящик Пандоры. Заработали скрытые механизмы в администрации и правительстве, начали подниматься старые бумаги, конечно, нашлось что-то такое, что лучше было бы и не знать.
В суде все эти факты мало чем помогли — всё в конечном итоге упёрлось в срок исковой давности. В связи с этим в удовлетворении исков было отказано и управлению Росимущества по Пермскому краю и Пермскому муниципальному району, которые пытались оспорить (по разным основаниям) законность включения жилого фонда в уставной капитал созданного в результате акционирования ЗАО «Курорт Усть-Качка».
Параллельно с правительством к процессу подключились и общественные организации. В частности, актив ТОС «Усть-Качка» привлёк новых юристов, не отказался от взаимодействия и пермский адвокат Станислав Шестаков, ранее представлявший интересы жителей в процессах по данному делу. Руководители ТОСа повторно обратились к уполномоченному по правам человека в Пермском крае Татьяне Марголиной, которая перенаправила их к российскому омбудсмену Элле Памфиловой. От Памфиловой соответствующие запросы были направлены председателю ФНПР Михаилу Шмакову.
Интенсивность работы была высокой, так как возникли опасения, что в марте 2015 года срок действия закона о приватизации закончится. О проблеме был информирован представитель президента в ПФО Михаил Бабич, приезжали разные комиссии. Приватизацию Государственная дума продлила, в том числе и после того, как в адрес депутатов Госдумы ТОС «Усть-Качка» написал 450 обращений.
Но одного продления срока приватизации жителям Усть-Качки явно было недостаточно. Необходимо было, чтобы на краевом уровне работа не прекращалась.
Но этого не случилось. Одной из причин провала кампании по передаче жилого фонда на баланс муниципалитета участники тех событий считают несговорчивость нынешних собственников курорта.
Как известно, со стороны власти были внесены конкретные предложения по содействию курорту в приобретении в собственность земельного участка, занимаемого здравницей, что резко повышало его капитализацию как завершённого имущественного комплекса. Почему собственники отказались договариваться, неизвестно.
Тем временем юристы и со стороны ТОСа, и со стороны ЗАО «Курорт Усть-Качка» продолжали работать в этом направлении и пришли к выводу: перспектива решения проблемы есть, но для этого истцом в суде должны выступить сами профсоюзы, так как только они не были лишены всё это время права владения спорной собственностью, а значит, срок исковой давности не применим к их иску о возврате собственности из незаконного владения третьих лиц. И вновь за согласием профсоюзов к Михаилу Шмакову обращается Виктор Басаргин. И вновь отказ, в котором отразилось всё: и страх создания прецедентов, и нежелание ворошить прошлое об акционировании курорта, и просто стремление получить с собственников то, что было обещано за продажу всех оставшихся ещё у профсоюзов акций курорта.
Надо полагать, что владельцы курорта смогли договориться с профсоюзами о цене вопроса, а настойчивость губернатора фактически помогла профсоюзам в июне 2015 года с минимальными потерями окончательно выйти из санаторно-курортного бизнеса в Усть-Качке.
Тут уместно вспомнить, что именно председатель Совета Министров Союза ССР Никита Хрущёв скрепил своей подписью постановление Совета Министров СССР от 10 марта 1960 года №335 «О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха», после чего государство вплоть до 1992 года бесплатно передало профсоюзам своё имущество, строило жильё для медицинских работников здравниц и передавало его на их баланс и в дальнейшем бюджетными вливаниями помогало профсоюзам организовать санаторно-курортное лечение советских граждан. А в 1992 году профсоюзы объявили всё переданное государством своей собственностью.
Надежда умрёт последней
ВВ июле 2015 года первая по составу комиссия, назначенная губернатором, во главе с тогдашним министром территориального развития Анатолием Маховиковым прекратила работу. Деятельность комиссии тогда не сильно афишировалась, чтобы не создавать ненужный ажиотаж вокруг квадратных метров, что могло бы привести к повышению цен на жильё.
Между тем стимулы избавиться от непрофильного актива у собственников здравницы появились. Вступил в силу закон о капитальном ремонте, и единоличному владельцу всего этого богатства, физическому лицу, которому новые собственники курорта уступили свою долю в ООО «Жилсервис Усть-Качка» за 91 млн руб., пришлось ежемесячно платить взносы в региональный фонд капремонта — по 300 тыс. руб.
Но новый собственник нашёл выход из положения — он в два раза повысил плату за аренду жилья для собственников жилья, чтобы покрыть все расходы по взносам в фонд капремонта.
В создании второй рабочей группы — той самой, которая появилась 28 января 2016 года, юристы ТОСа «Усть-Качка» склонны видеть «скрытый манёвр» как способ отвлечь внимание, успокоить жителей Усть-Качки и выиграть время. В качестве аргументов они указывают на то, что если бы комиссия искала пути решения проблемы, то вряд ли бы в её состав включили представителей ЗАО «Курорт Усть-Качка» и представителя ООО «Фонд профсоюзного имущества» как организаций, оказавших реальное противодействие инициативам губернатора.
На первом заседании рабочей группы Роман Кокшаров и Александр Кузнецов рекомендовали Василию Лузину проинформировать жителей о необходимости скорейшего выкупа своего жилья, так как другого решения этой проблемы нет.
На втором были рассмотрены инициативы министра по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края Николая Гончарова, предложившего внести изменения в закон о приватизации, в частности ст. 18 закона, дополнив её словами «а также общественный жилой фонд», или поправки в ст. 208 Гражданского кодекса РФ, предложенные адвокатом Станиславом Шестаковым.
И хотя подводить итоги работы комиссии пока рано, жители Усть-Качки уверены, что проблема не решится, так как и та и другая инициативы, призванные изменить положение жителей, как минимум долгосрочны. Нет никакой уверенности, что даже если их рассмотрят и примут в Госдуме, то успеют за 10 месяцев внести все изменения и наделить жителей села правом бесплатной приватизации.
У жителей не остаётся ничего, кроме прямых обвинений в адрес бывших членов президиума Пермоблсовпрофа, которые так или иначе причастны к принятым профсоюзами решениям, а теперь гордо носят звание народных избранников, но которые предпочитают умалчивать о своей персональной ответственности за эти события. И умирающая последней надежда на доброго «царя-батюшку», ведь на посланные обращения на прямую линию с президентом из его администрации пришёл ответ, что информация будет запрошена у губернатора. Вот и пишут жители Виктору Басаргину очередное письмо, чтобы, отвечая на запрос администрации президента, он досконально сообщил обо всех безобразиях, что творились с курортом во второй половине 1990-х годов.
Но надежда у жителей посёлка ещё теплится.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.