ЮРИЙ АСЛАНЬЯН «УДАРИЛСЯ В БЕГА»
Оценить полиграфические достоинства его новой книги оказалось легче, чем литературные
В день, когда на «Пермской ярмарке» в рамках арт-салона состоялась презентация книги Юрия Асланьяна «Последний побег», директор издательства «Книжная площадь» Ирина Артемова могла чувствовать себя именинницей: ее усилия по продвижению этого автора создали нечто вроде небольшого культа Асланьяна. И в самом деле, роман «Территория бога», изданный в «Книжной площади» и презентованный на «Пермской ярмарке» ровно год назад, стал заметным событием в пермской литературной жизни и вызвал многочисленные споры. «Кто бы мог подумать, что ровно через год мы будем здесь же представлять его новую книгу?» — удивлялась Ирина Артемова.
Презентация, без сомнения, удалась. Собрались литераторы во главе с почтенным патриархом Робертом Беловым, сбежались со всей ярмарки художники. Журналисты — в полном составе, множество телекамер. Пришли и прочие медийные персонажи — например, Роман Юшков, эколог и анархист, прибыл морально поддержать бывшего коллегу. Дело в том, что в начале 1990-х Юшков и Асланьян работали ночными сторожами в некоей конторе. Оттуда Роман отбыл на стажировку в Оксфорд, а Юрий подался в писатели. Позже Юшков сменил Асланьяна на посту редактора газеты «Личное дело».
Подобных историй на вечере в кулуарах было немало рассказано — народ подобрался разговорчивый и весьма эмоциональный. Так, общение краеведа Владимира Михайлюка и скульптора Рудольфа Веденеева чуть не закончилось потасовкой — у них оказались разные взгляды на историю.
Впрочем, в основном настроение у всех было благостное. Чувствовалось, что народ соскучился по настоящим литературным вечерам.
Представляя книгу «Последний побег», Ирина Артемова особенно превозносила достоинства издательско-полиграфического комплекса «Звезда». По ее словам, у «Книжной площади» со «Звездой» есть договоренность: каждая новая книга Асланьяна будет издаваться с применением некоей новой технологии. «Территория бога» была издана в обложке из особой металлизированной бумаги, а «Последний побег» — первая пермская книга в так называемом «интегрированном переплете», который, судя по прошлогодней Московской международной книжной выставке-ярмарке, является настоящим полиграфическим хитом. Этот вид переплета сочетает надежность твердой обложки и легкость мягкой.
Оценить достоинства полиграфии нового издания смогли все гости вечера, которые приобрели книгу и выстроились в длинную очередь за автографами. Оценить ее литературные достоинства сложнее.
«Последний побег» — сборник небольших повестей, три из них составляют некую трилогию, а четвертая — «День рождения мастера» — сама по себе. Но во всех четырех повестях Юрий Асланьян пишет о себе. При этом ощущается острая потребность к запредельной откровенности, которая порой даже вызывает чувство неловкости, как будто читатель случайно становится свидетелем чего-то интимного.
Все повести Асланьяна, даже если они не продекларированы как документальные, в той или иной степени документальны, написаны по личным впечатлениям о реальных событиях, людях и обстоятельствах. Именно поэтому, несмотря на драматизм ситуаций и яркость характеров, повести Асланьяна не слишком увлекательны, поскольку в них снижена фабульность, нет придуманного, хитрого сюжета. В то же время они довольно сложно написаны — множество метафор, тяжеловатый синтаксис. Можно сказать, что путь «Последнего побега» к читателю будет не очень легким.
Те, кто знаком с творчеством Юрия Асланьяна давно, в строчках его прозы безошибочно видят его же поэзию. Все-таки, даже становясь «большим» прозаиком, он остается в первую очередь поэтом, а во вторую — блестящим эссеистом. На литературном вечере было явлено немало тому доказательств. Например, бард Евгений Матвеев спел несколько песен на стихи Асланьяна, которые, оказывается, прекрасно ложатся на музыку.
Гости тоже предпочитали говорить стихами. Юрий Беликов, ближайший друг Асланьяна, на ходу выдал экспромт:
Красновишерский знает абрек:
Жизнь не сделаешь бабою ромовой.
Значит, будет «Последний побег»
Не последним побегом к Артемовой.
Почитатели говорили об Асланьяне в превосходных степенях. Сравнивали с Астафьевым, называли «надеждой русской литературы». Чувствовалась тоска по литературности, которая проявилась также два дня спустя, когда практически в том же составе собрались на поэтический вечер «Новые имена», организованный Владиславом Дрожащих и все той же Ириной Артемовой.
Слушали молодых поэтов, среди которых блистал уже признанный Павел Чечеткин. Он не только пишет прекрасные стихи, получившие уже немало премий, но еще и исполняет их очень артистично. Здесь же состоялся дебют Екатерины Гашевой — младшего отпрыска самой литературной пермской семьи. Наби Балаев и Ольга Роленгоф представили сборник начинающих поэтов из «политеха», изданный на грант программы «Пермь — культурная столица Прикамья-2006».
Неожиданно для всех арт-салон на «Пермской ярмарке» стал публичной площадкой, всколыхнувшей литературную жизнь Перми.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.