Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Елена Ерофеева: Современные профессионалы обязаны быть «междисциплинарными»

Заведующая кафедрой общего и славянского языкознания классического университета пояснила «Новому компаньону», кто и чему будет учиться на новой специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»

Поделиться

— Елена Валентиновна, «инженер по знаниям» (он же — инженер-интерпретатор, он же — когнитолог) — не самая известная специальность на отечественном рынке труда. Что побудило вуз заняться этим направлением?

— На самом деле в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) это направление появилось лет 15 назад и долгое время только там и существовало.

Но именно вакансия «инженер по знаниям» в ближайшее время будет одной из самых перспективных. Специалистов таких пока ещё мало, а потребность в них уже достаточно высока.

— Что представляет собой специальность «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (ИСГС)?

— Прежде надо уточнить, что такое интеллектуальные системы. Это разновидность программного обеспечения, которая на основе баз данных и баз знаний решает различные задачи, в зависимости от конкретных информационных потребностей пользователя. По сути, это программы, моделирующие разумное поведение человека. Сюда входят и создание самих массивов данных для анализа, и алгоритмы анализа, принятия решений, и алгоритмы извлечения информации.

Сфера применения компьютерных технологий для структурирования информации и принятия решений очень широка. Выпускникам будет выдаваться диплом бакалавра по направлению «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере».

— Но ведь сегодня есть большое количество программистов, которые, собственно, уже решают подобные задачи... Почему в гуманитарной сфере надо учить этому особо?

— Для чистого «технаря» гуманитарная сфера очень специфична. Ему зачастую просто не объяснить, что вы хотите получить на выходе, поскольку он не понимает ни методы подхода к этой категории информации, ни методы её анализа. Для того, чтобы подобные задачи решать, необходимо объединить усилия начитанного программиста и лингвиста (социолога, психолога, криминалиста и т. д.), который хоть что-то понимает в программировании. А это невероятно сложная задача.

Люди, которые получают специальное образование, будут совмещать эти знания в одном лице.

Три гуманитарные науки — лингвистика, психология и социология — это три «кита», три составляющих гуманитарного образования специалиста ИСГС.

Гуманитарная сфера включает в себя все формы социальной жизни, которые имеют отношение к человеку, к его обслуживанию, к его включению в социум. Это здравоохранение, социология, психология, экономика, криминалистика, лингвистика (наверное, в самую последнюю очередь, как обслуживающая дисциплина).

Специалист, который работает с информацией, должен с лингвистической точки зрения воспринимать текст, а с социологической и психологической позиций должен понимать создателя этого текста.

— Ко всему, что вы перечислили, надо подключить и знание информационных технологий?

— Безусловно. И, что очень важно, знание иностранного языка. Мы делаем упор на английский, потому что это современный язык технологий. Он нужен специалисту и как способ знакомства с техническими новинками, и для обработки текстов, которых на английском огромное количество. То есть как предмет получения знаний и как предмет исследования.

— Но обычный человек, как правило, тяготеет либо к гуманитарным, либо к точным наукам. Наверное, будет непросто найти абитуриента, сочетающего в себе способности «физика» и «лирика»?

— Сейчас во всех сферах человеческой деятельности очень много междисциплинарных связей. Это очевидный тренд. Кроме того, давно замечено, что люди, которые хорошо обучаются иностранным языкам, прекрасно овладевают и математикой. Это сопряженные когнитивные процессы.

В науке особенно развиты междисциплинарные направления. К примеру, генетика совмещает в себе биологию, химию, инженерию, информационные технологии. Современные профессионалы обязаны быть «междисциплинарными». И наша специальность — одна из таких.

— Где и кем сможет работать бакалавр такой специализации?

— По статистике, в Пермском крае чуть не половина населения имеет отношение к гуманитарным, социальным сферам деятельности. И все эти сферы деятельности постепенно вводятся в интеллектуальное информационное пространство.

Активными потребителями услуг такого специалиста могут стать средний и крупный бизнес (разработка программных продуктов, повышающих конкурентоспособность), банки (разработка систем интеллектуального анализа данных), торговля, включая интернет-магазины, образование, аналитические и информационные отделы фирм и государственных предприятий.

Специалист по ИСГС может быть администратором баз данных и знаний, разработчиком обучающих компьютерных игр, программистом-аналитиком и программистом-разработчиком компьютерных и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Он может разрабатывать прикладные программы для социологических исследований, экспертные системы в криминалистике, продвигать и оптимизировать сайты компаний. Кроме того, выпускник, умеющий анализировать информацию и управлять ею, может найти себя в рекламе и PR-технологиях.

— Какие предметы будут изучать студенты?

— Есть три основных блока. Это гуманитарные науки, где делается упор на лингвистику в её социально-психологических аспектах, потому что человек должен уметь грамотно анализировать текстовую информацию. Это математические дисциплины, в основном базовые, которые нужны для программирования на разных типах языков, и собственно само программирование плюс архитектура интеллектуальных систем. Это большой блок английского языка — делового, научного, технического, ну и, естественно, базового.

Эти три блока дополняются спецкурсами, научными практиками, которые направлены на исследование текстовых характеристик и на создание баз данных и интеллектуальных систем уже на основе этих исследований.

Со студентами будут работать преподаватели не одной кафедры и даже не одного факультета. 

В учебном процессе тесно взаимодействуют физики, математики, филологи. Привлекаются также социологи и психологи. Мы будем сотрудничать с кафедрой компьютерных систем и телекоммуникаций (завкафедрой — профессор Михаил Марценюк), которая имеет большой опыт работы в сфере интеллектуальных систем и баз данных для негуманитарных областей.

У нас есть контакты и с ведущими вузами — СПбГУ, МГУ, РГГУ и другими, с методиками которых мы уже познакомились.

— А кто, на ваш взгляд, отважится поступить на этот факультет?

— Молодые люди, которые думают о своём будущем и при поступлении в вуз смотрят на вакансии рынка труда. Сайты крупнейших IT-компаний, работающих в сфере прикладной лингвистики и финансирующих исследования в области информационного поиска, пестрят заявками на таких специалистов. Им требуются специалисты от низшего уровня до топ-менеджеров. Причём зарплата даже на низшем уровне очень приличная.

Полученные знания можно применять в огромном количестве популярных областей. Сегодня правительство РФ требует установки тесного информационного контакта государственных структур с населением, чтобы люди с помощью компьютера могли получить в госорганах различные справки и услуги. Решение этой задачи потребует огромного количества соответствующих специалистов во всех регионах. А в крупных индустриальных центрах — в первую очередь.

— Чем обусловлен выбор такого направления для вуза?

— Открытие специальности, ориентированной на самые современные технологии, естественно для ПГНИУ, который стремится находиться на переднем крае науки и образования. Тем более что развитие информационно-телекоммуникационных систем признано приоритетным направлением развития науки, технологий и техники в России, а технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации — критическими технологиями. Университет не может стоять в стороне.

— Вам не страшно?

— Всегда страшно, когда берёшься за новое. Но говорят же: «глаза боятся, а руки делают». Зато интересно, у людей появляется вдохновение.

Новое направление — в тренде научных исследований. Междисцип-линарные исследования предполагают совсем другие объёмы финансирования со стороны государства и выводят вуз на совершенно другой уровень — международный. Это фронт, передовая.

Все лингвисты, которые слышали о новой специальности, вне зависимости от возраста говорят: «Я бы поучился». В общем, в отличие от фундаментальной лингвистики, это прикладная специальность. И мы намеренно делаем шаг в этом направлении.

Я изучала математическую лингвистику в университете Санкт-Петербурга в середине 1980-х годов. Мы работали на огромных ЭВМ, где о быстродействии можно было только мечтать. По-этому, когда речь заходила о программах перевода с одного языка на другой, о программах анализа звучащей речи, нам говорили: «Вы до этого не доживёте». Сегодня всё это уже существует, и мы ещё живы. Технологии развиваются стремительно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться