Алексей Чернов

Алексей Чернов

генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал»

Это не педагогично и не «патриотично». Зато честно

На неделе отзвенели последние звонки, и я тоже закончил свой очередной, 12-й преподавательский сезон. Позади - лекции, семинары, защиты дипломов, председательство в Государственной экзаменационной комиссии

Поделиться

Началось мое преподавание случайно в 2001 году. На каком-то мероприятии, под мой второй или третий бокал вина, Юрий Лазаревич Гантман (в то время заведующий  кафедры «Биржевое дело. Финансы. Кредит») предложил мне взять курс по инвестициям в Пермском госуниверситете, предоставив полную свободу при его наполнении. При этом, показывая на соседей по нашему столу, аргументировал: вот Никита Юрьевич читает (Белых), Аркадий Борисович (Кац) читает.  Я дал согласие, особо не принимая всерьёз, подумав, что всё равно утром  забудется. Не забылось.

На следующее утро звонок Гантмана: «Алексей Анатольевич, Вам нужно согласовать с деканатом нагрузку и учебный график». Сначала думал, что это будет на два-три года, но оказалось, по сей день.

Из как будто бы спонтанного решения появилась полноценная сторона жизни. Говоря языком финансового анализа, происходит диверсификация личности.  Как для  оптимизации портфеля ценных бумаг, подбираются активы с меньшей степенью корреляции, так и здесь отличный от бизнеса круг общения, новая информация, другая энергетика. Всё это  подзаряжает, не дает мозгам засохнуть. Кроме этого, интересно наблюдать,  как меняются интересы и ценности, наблюдать  эволюцию  образа студента  за период  от начала 2000-х до сегодняшнего дня.

Например,  говоря о становлении  фондового рынка в современной России в начале 1990-х, нельзя обойти понятия приватизация, чековые аукционы и чековые фонды,  Центральный рынок, на котором стояли с табличками «куплю-продам ваучер».  Сегодня кричат, что поколение 20-летних не знает историю Великой Отечественной войны. Возможно. Но не менее важно говорить о современной истории начала 1990-х экономическим языком, в терминах «окно возможностей» и «свобода выбора», а не в терминах «разворовали Россию» и «грабительская приватизация».

Как-то по итогам  лекции о правовом поле, в котором шла приватизация, прозвучал эмоциональный вопрос-реплика  студента: «Так, значит, людей никто не заставлял продавать свои ваучеры?! Неужели каждый житель Перми имел возможность вложить свой чек в аукцион по «Газпрому»  и получить на него 6 тыс. акций (сейчас по курсу около 800 тыс. руб., а доходило временами до 1,8 млн руб.)?!» Для нынешних студен6тов эти вещи сродни открытию!

Я стал думать, как, из каких источников  они могли узнать об истинных 1990-х, о времени, которое полностью изменило Россию? Сейчас им 20-22 года, родились в 1991-1993 годах. Когда учились в школе, этого периода ещё не было в учебниках истории. Когда вошли в осознанный возраст, по нарастающей пошёл процесс  фильтрации информации и пропаганды «back to USSR». В итоге нет адекватной оценки того периода. Но есть и маленький плюс: для них Горбачёв, Ельцин, Чубайс и Гайдар - просто фамилии, без какого-либо демонического звучания и обвинения во всех российских бедах.

 Ещё одно наблюдение. С 2001 года в группах, где читаю лекции,  я провожу своё социологическое мини-исследование. На протяжении этих лет задаю один и тот же вопрос: где вы ходите работать после окончания вуза? И даю четыре варианта выбора: открыть свой бизнес, работать в найме в частном бизнесе, работать в найме в компаниях с государственным участием, работать на госслужбе.  В начале 2000-х: лес рук за открытие своего бизнеса, много меньше за работу в найме и ни одной (!) руки в пользу госслужбы.  В то время я делал акценты на возможностях и рисках предпринимательства, говорил при этом,  что только 8-10% людей способны быть предпринимателями; что можно быть успешным,  будучи профессионалом, работая в найме.

Последние три-четыре года  всё изменилось.    Есть «звёздочки», которые мыслят категориями глобализации, продвинутые, с европейским мышлением, с горящими глазами. Как правило, с  явно выраженным направлением «на запад». Две-три руки - за открытие своего бизнеса. Но главная тенденция – это лес рук за госслужбу и госкорпорации!  Многие, как мотивацию, называют социальные гарантии. Но есть те, кто и не скрывают, что главный мотив работы на госслужбе - не официальная зарплата, а возможность дополнительного дохода от связки «административный ресурс-бизнес»! Для меня это «лучшая» характеристика сегодняшних реалий. 

Официальные лица могут надувать щёки,  говорить об инновациях и поддержке бизнеса, о построении новой экономики, о мировом финансовом центре.  Но своей реальной политикой они сделали всё, чтобы деформировать сознание нового поколения, демотивировать  его на самореализацию в конкурентной среде. И пустыми программами «О патриотическом воспитании» это не исправить. Интересно, с кем они собираются строить новую экономику и конкурировать в мировом разделении труда?

Поэтому сегодня своим студентам, помимо экономики, графиков и формул, я говорю: «Учите в совершенстве английский язык, это ваше конкурентное преимущество. Мир изменился, стал глобальным, ваше место самореализации  не ограничивается Пермью или Россией. А есть другие страны, другой мир».

Возможно, мне скажут, что это не педагогично и не «патриотично». Зато честно. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться