Юлия Сырова

Юлия Сырова

журналист

«Весь этот комплекс будет смотреться круто»

По заверениям будущего инвестора, в Перми вскоре появится новый современный аэропорт. В чём-то он будет даже лучше столичных

Поделиться

Долгая история с выбором проекта нового здания аэровокзала в аэропорту Большое Савино сопровождалась претензиями типа «нам строят, а нас не спросили». В ответ была создана рабочая группа из пермских архитекторов и чиновников, внёсших свои предложения к проекту, который УК «Аэропорты регионов» готовит к защите на Градостроительном совете при губернаторе.

Нынешний аэропорт Большое Савино имеет одну взлётно-посадочную полосу, способную принимать все типы воздушных судов. Здание аэровокзала площадью 3,5 тыс. кв. м было введено в эксплуатацию ещё в 1960-х годах и рассчитано всего на 500 тыс. человек в год, тогда как по итогам 2012 года пассажиропоток составил 994 050 человек, а за первые пять месяцев 2013 года — 385 тыс. человек.

Ещё в 2011 году транспортная прокуратура указала на малые площади вокзала, что нарушает Федеральные авиационные правила. Согласно им, терминал на каждого пассажира должен иметь 1,7 кв. м в чистой зоне. В терминале Большого Савино одновременно могут находиться не более 270 пассажиров на вылет и не более 230 на прилёт. Таким образом, в аэропорту невозможно обслуживание нескольких рейсов одновременно и приём современных судов типа Boeing-767, вместимость которого — 300 человек.

Площадь нового терминала составит 25 тыс. кв. м с возможностью расширения до 30 тыс. кв. м. До 2015 года «Аэропорты регионов» намерены инвестировать в Большое Савино 3,7 млрд руб. К этому времени должен быть введён в эксплуатацию новый пассажирский терминал, оснащённый пятью телетрапами. При этом параллельно будет проведена реконструкция существующего здания.

К 2015 году компания планирует построить две одноуровневые стоянки: на 600 машиномест для пассажиров и на 250 машиномест для сотрудников аэропорта и площадку для автобусов в 1 тыс. кв. м. На втором этапе общий объём инвестиций составит более 8 млрд руб. К этому времени компания построит многоуровневую стоянку на 400 машиномест, 4-звёздочную гостиницу на 150 номеров площадью 14 тыс. кв. м, офисное здание на 8 тыс. кв. м, VIP-терминал. В итоге новый аэропорт будет соответствовать стандарту «С» по классификации международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА.

Аэропорт сможет принять 2 млн пассажиров в год, пропуская 1200 пассажиров в час: 700 — на внутренних воздушных линиях, и 500 — на международных. Площадь на одного пассажира — не менее 1,7 кв. м.

«Новый компаньон» уже сообщал об итогах выездного заседания рабочей группы, которое состоялось 23 мая в Екатеринбурге (см. №17 от 28 мая). Тогда, после экскурсии по аэропорту Кольцово, который находится в управлении «Аэропортов регионов», ощущение было таково: после регистрации пассажирам здесь есть чем заняться — в отличие от Большого Савино.

После презентации двух проектов рабочая группа тогда постановила: оба недотягивают, но за основу возьмём идею английской компании Hintan Associates, чьей «фишкой» заявлено использовании в интерьерах здания аэровокзала древесины — цельной или в качестве обшивки стали. («Этот материал производит тёплое впечатление», — пояснил архитектор Стивен Лью.) Из второго проекта, предложенного российской компанией Nefaresearch, архитекторы почерпнули идею создания зимнего сада. Оба разработчика предоставили и возможности для будущего расширения аэропорта.

Представителям УК «Аэропорты регионов» указали на необходимость разработать проект планировки всей окружающей территории, не ограничиваясь гостиницей и парковкой. Профессор МААП, бывший главный архитектор Перми Сергей Шамарин тогда заявил: «Мы приучены видеть концепцию не в фасаде, а в том, как туда подъехать, как сделать шоссе Космонавтов. Что будет с площадью, с тем мусором, который мы имеем сейчас? Там теплотрасса, вспученная дорога, а мы вдруг обстраиваем здание гостиницей, парковкой, а ту часть, самую впечатлительную, мы не увидели».

«Это не претензия, мы просто готовим вас к Градсовету», — пояснил директор НФ «Западно-Уральский институт пространственного развития» Григорий Колесниченко.

«Появляется аэровокзал. Это великолепный повод, чтобы решить эту проблему. Были ли расчёты и попытки обнаружить, что вдруг левый поворот в аэропорт неэффективен и нужно кольцо? А проект планировки и зонирования территорий решает эти вопросы», — развил свою мысль Шамарин.

Почётный архитектор России Олег Горюнов провёл краткий ликбез для разработчиков: «Есть Градостроительный кодекс, через который вам не перепрыгнуть. Та земля, за границами аэропорта — если она скуплена, то единственный способ изъять её — проект планировки межевания. Нужно, чтобы в момент ввода аэропорта проблема транспорта была решена».

По итогам обсуждения архитекторы посоветовали либо отказаться от дерева вообще, либо не подменять его подделкой и использовать натуральную древесину: «Иначе весь вкус пропадёт, кислое станет солёным», — пояснил Горюнов.

Зимний сад был признан более явным признаком «лесного края», чем древесина. В итоговом протоколе значилось: принять за основу вариант архитектурного бюро Hintan Associates, но поднять входной козырёк; в интерьерах применить концепцию зимнего сада; представить на следующее заседание рабочей группы виды аэропорта с точки зрения человеческого роста.

Спустя почти месяц члены рабочей группы выслушали презентацию руководителя департамента мастер-планирования УК «Аэропорты регионов» Алексея Богатырёва уже в Перми. Здесь планировалось «отшлифовать» её для защиты проекта на Градостроительном совете при губернаторе.

Алексей Богатырёв, руководитель департамента мастер-планирования УК «Аэропорты регионов»:

— У нас есть протокол, в котором решили продолжать работу по проектированию. Нас как инвесторов это радует. Козырёк мы подняли, виды терминала готовы. Большепролётные балки в некоторых местах заменим на стальные. Будут привлечены местные деревообрабатывающие компании, которые предоставят деревянную отделку терминала. На мой взгляд, терминал будет гармонично вписываться в общий имидж Перми и репрезентативно представлять сам город.

Небольшая заминка возникла по вписыванию в интерьер зимнего сада: эти работы, с точки зрения этапности, уже входят в отделку, потому говорить о них пока рано. 

Особое внимание было уделено решению вопроса с землёй.

Алексей Богатырёв:

— Сегодня ещё не до конца сформирован участок земли. Нужно выходить с вопросами по внесению изменений в планировку прилегающей территории. У нас же есть Пермь и Пермский район. Вопрос развития надо вписывать в общий генплан Пермского района. Будем с ними взаимодействовать.

На помощь коллегам пришла член рабочей группы, главный архитектор Пермского района Елена Небогатикова, которая пояснила, что генплан Савинского сельского поселения пока не принят, поэтому ещё не поздно вписать в него аэропорт с развитием прилегающей территории.

Завершая встречу, члены рабочей группы постановили, что их работа не должна закончиться после градсовета. В пользу этой идеи высказался и. о. министра архитектуры и градостроительства Пермского края Дмитрий Бородулин, пояснив, что застройщику нужно регулярно отчитываться группе о проделанной работе и о возникших проблемах.

Дмитрий Бородулин, и. о. министра архитектуры и градостроительства Пермского края:

— Со стороны инвесторов представлены все необходимые материалы. Ни у кого не осталось вопросов, что мы тот или иной документ не получили или вы какую-то информацию от нас скрыли. Но мы все свои имена так или иначе под вашим проектом поставили. И я боюсь, чтобы в стадии проектирования ваш проект не превратился в «коробку». Так часто бывает, особенно когда бюджетные деньги тратятся — здесь надо сэкономить, здесь убрать...

Алексей Богатырёв согласился с доводами министра, отметив, что ни о какой «коробке» не может быть и речи: у компании богатый опыт реализации подобных проектов в других российских регионах.

«Нужно, чтобы такой социально значимый объект был публичен. Я думаю, члены рабочей группы заинтересованы в том, чтобы проект шёл нормально», — резюмировал Бородулин. Алексей Богатырёв в ответ заверил: «Весь этот комплекс будет смотреться круто. Когда построится».

Стивен Лью, архитектор лондонского бюро Hintan Associates:

— Я благодарен участникам рабочей группы за конструктивное и эффективное взаимодействие. В ходе совместных встреч и обсуждений мы получили ряд предложений от пермских коллег, которые учли при доработке проекта, что позволило сделать его более целостным, учитывающим местную специфику. Считаю, что благодаря совместной работе сегодня у нас получился современный красивый и удобный аэровокзал. Когда он будет построен, жители Перми сами смогут оценить это по достоинству.

«В Перми появится всё то, что должно быть в современном аэропорту»

Алексей Богатырёв, руководитель департамента мастер-планирования УК «Аэропорты регионов»:

— Взаимодействие с пермской рабочей группой было нам очень полезно. Мы пришли в новый регион, естественно, отношение к нам настороженное. Люди обычно до принятия решения присматриваются, думают. Этот процесс мы вместе и прошли. Появился определённый момент доверия, мы ближе познакомились. Даже то, что мы приглашали рабочую группу в Екатеринбург, показало, что мы не только обещаем на бумаге. Кроме того, нам подсказали, как правильно подготовить проект к представлению на Градостроительном совете при губернаторе, ведь об одних и тех же вещах можно говорить по-разному, даже с точки зрения профессии. Помогли с генпланом.

Я думаю, эта «волна» в СМИ, которая идёт вокруг аэропорта и нас, спровоцирована теми, кто конкурс не выиграл. Но если любого пассажира свозить в их аэропорты и наши, то он сделает однозначный выбор.

В Перми вскоре появится новый уровень обслуживания: пусть небольшой аэропорт, но современный, в каких-то моментах даже лучше, чем столичные.

Для нас пермский аэропорт — это и расширение портфеля проектов, и развитие бизнеса. Ведь аэропорт — это нормальное предприятие, которое должно зарабатывать деньги. И чем выше уровень обслуживания пассажиров, тем лучше баланс компании.

В Перми появится всё то, что должно быть в современном аэропорту: цивилизованные комфортабельные залы ожидания, кафе, магазины, бары, цветы, такси, «маршрутки»... Нужно, чтобы человек сразу же сдал багаж и проходил все процедуры налегке.

После завершения строительства аэровокзал мы не бросим, а будем постоянно улучшать обслуживание с новыми технологиями, как мы делаем в других наших аэропортах. Простой пример: установим сканеры обуви, чтобы не приходилось несколько раз раздеваться и одеваться, — это же впечатление от обслуживания, это настроение человека, отправляющегося в путешествие.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться