ФАС на губернатора

Федеральная антимонопольная служба даст оценку инвестиционному меморандуму, касающемуся развития Международного аэропорта «Пермь»

Поделиться

ФАС России 4 сентября возбудила дело по признакам нарушения губернатором Пермского края Виктором Басаргиным ст. 15 и ст. 16 федерального закона «О защите конкуренции». Признаки нарушения ст. 16 ведомство усмотрело также в действиях ОАО «Международный аэропорт «Пермь» и ОАО «Кольцово-Инвест».

Туман
Туман
Фото: Алексей Зорин

По информации антимонопольного ведомства, 20 декабря 2012 года Виктор Басаргин поручил ГКУП «Пермские авиалинии» провести отбор потенциальных инвес­торов для строительства нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Пермь». По результатам проведённой работы правительству Пермского края в качестве возможного инвестора было рекомендовано ОАО «Кольцово-Инвест». Вместе с ним в отборе участвовали компании «Базэл Аэро» и «Новапорт». В апреле между Пермским краем, ОАО «Международный аэропорт «Пермь» (бывшее ГКУП «Пермские авиалинии») и ОАО «Кольцово-Инвест» был подписан инвестиционный меморандум.

Александр Кинёв, заместитель руководителя ФАС России:

 — Комиссии ФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства предстоит дать оценку правомерности действий органов государственной власти Пермского края по распоряжению государственным имущест­вом и проверить деятельность сторон инвестиционного меморандума на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства.

Буквально сразу же после того как ФАС объявила о возбуждении дела, пресс-служба губернатора прокомментировала ситуацию таким образом: «Меморандум  — это протокол о намерениях, нарушений в нём нет».

Уже на следующий день департамент информационной политики администрации губернатора распространил для СМИ следующее сообщение:

«В региональном правительстве с удивлением восприняли возбуждение антимонопольного дела, поскольку все действия в процессе реализации инвестиционного проекта по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта «Пермь» производились в строгом соответствии с законодательством. Материалы направлялись в краевую прокуратуру, согласовывались и с другими ведомствами. Каких-либо претензий высказано не было.

Очевидно, что будет произведено полноценное изучение всех материалов, правительство Пермского края готово предоставить для этого все необходимые документы и подробно объяснить все юридические и технологические нюансы дела».

Источник, близкий к управляющей компании «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова»), пояснил «Новому компаньону», что «возбуждение дела по пермскому аэропорту  — это вполне стандартная процедура».

«ФАС России обязана расследовать такие дела, если есть соответствующие заявления. В данном случае было заявление от компании «Базэл Аэро», которая по итогам конкурса на выбор инвес­тора для пермского аэропорта заняла третье место. Так что ничего необычного в этом нет. Подобные дела ФАС рассматривает десятками. И сейчас нужно просто дождаться итогов расследования»,  — считает источник.

Тем временем заместитель генерального директора по корпоративным вопросам УК «Аэропорты регионов» Николай Ульянов в эфире «Эха Перми» рассказал, какие новшества планируется реализовать при строительстве нового аэровокзального комплекса в Большом Савино. По словам топ-менеджера, компания готова ввести Пермь в «пилотный» проект Министерства транспорта РФ, опробовав объединение в аэропорту пассажиров, вылетающих за границу и в другие города России.

В ходе беседы в прямом эфире 5 сентября Ульянов прокомментировал и возбуждённое антимонопольное дело.

Николай Ульянов, заместитель генерального директора по корпоративным вопросам УК «Аэропорты регионов»:

 — В моём понимании, задачей власти в любом регионе является повышение инвес­тиционной привлекательности и привлечение инвесторов. Для меня большой вопрос, когда это ставят в упрёк губернатору. Если каждый пассажир взглянет на аэропорт, то увидит печальную картину. Те шаги, которые делаются,  — это шаги вперёд. Мы не понимаем, почему это упрёк. Это же прямая задача властей! Когда инвесторы приходят  — это позитивный знак.

Мы в каждом городе сталкиваемся с определёнными сложностями. Пермь  — не из ряда вон выходящая ситуация. Со стороны региональной власти позиция адекватная, она и экономически, и социально оправданна. Я не думаю, что стоит обвинять ФАС. Мы о возбуждении дела узнали с сайта ФАС и направим официальное письмо с просьбой предоставить материалы дела, чтобы понять, в чём претензия.

Кроме того, Ульянов опроверг мнение о том, что «Ренова» проявила интерес к Перми только в связи со сменой в регионе губернатора.

Николай Ульянов:

 — Стратегия «Аэропортов регионов» достаточно прозрачна — она заключается в том, чтобы развивать крупнейшие региональные транспортные узлы, то есть те регионы, которые экономически и социально привлекательны. Пермский край мы относим к таким регионам. Потенциал развития существует и будет реализован. Пермь вписывается в круг наших интересов.

Мы реализуем проекты в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, в стадии запуска проект в Ростове-на-Дону. Пермь  — это логичное продолжение нашей стратегии.

Также Ульянов пояснил, что даже разбирательство, инициированное антимонопольной службой, не изменит сроки, в которые «Аэропорты регионов» пообещали построить в Перми новый аэропорт.

Николай Ульянов:

 — Решение о судьбе аэропорта принимать Пермскому краю: Законодательному собранию, правительству. Мы будем счастливы реализовать проект. Но решение принимать вам. За озвученные сроки мы готовы ответить  — ввод в эксплуатацию аэропорта мы наметили на 31 декабря 2015 года. Мы готовы выполнить обещания и сделать то дело, которое умеем делать. Мы ждём вашего решения.

Источник, близкий к одному из участников отбора инвесторов на строительство в Перми нового аэропорта, считает, что «ситуацию может спасти только новый честный отбор инвесторов»:

«Возникшую ситуацию может спасти только новый честный конкурс с широким списком участников (а не отбор на право реконструкции аэропорта «Пермь») и, возможно, более прозрачная схема перехода акций и контроля над активом. На рынке много положительных примеров приватизации аэропортов через открытые конкурсы. Именно такие примеры могут улучшить инвестиционный климат страны и привлекательность инфраструктурных объектов. Санкции в рамках антимонопольного дела должны стать сигналом для всех участников рынка, включая местные власти, о недопустимости применения поспешных и непрозрачных решений в отношении стратегически важных объектов для России».

аэропорт
Фото: Константин Долгановский

Как бы то ни было, и политологи, и даже федеральное законодательство приходят к одному выводу: санкции, даже если и будут применены, не нанесут значительного ущерба ни Виктору Басаргину, ни аэропорту, ни потенциальному инвестору.

Николай Иванов, политический консультант:

 — На мой взгляд, возбуждение ФАС дела против Басаргина пока носит, скорее, чисто пиаровский характер, нежели грозит какими-то реальными неприятностями губернатору и краевому правительству. Такие дела антимонопольное ведомство возбуждает ежедневно, и внимание именно к этому делу привлечено исключительно потому, что в нём фигурирует имя главы региона.

Думаю, совсем не случайно эта информация была обнародована ровно за две недели до пленарного заседания краевого Законодательного собрания, на котором планируется рассмотрение вопроса о судьбе пермского аэропорта. Это инструмент политического давления на депутатов со стороны тех, кто не хотел бы реализации этого проекта. Думаю, расчёт здесь делается на то, чтобы парламентарии под влиянием этой информации как можно дольше не принимали никаких решений по аэропорту.

Между тем никаких решений ФАС ведь нет, есть лишь информация о возбуждении дела. И вся эта история вполне может закончиться ничем, зато противники проекта «Аэропорт» добьются некоего промежуточного успеха. Лично я не вижу за этой историей ничего, кроме гольной политики.

Впрочем, по неофициальной информации, одной из причин возбуждения дела могло стать непонимание между руководителем ФАС России Игорем Артемьевым и губернатором Виктором Басаргиным по поводу кандидатуры руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю. Есть мнение, что Басаргин и полпред президента РФ по Приволжскому федеральному округу Михаил Бабич согласовали другую кандидатуру на эту должность, а Артемьев продолжает «продвигать» Антона Удальёва, который находится в статусе «и. о.».

Сам же Удальёв считает, что дело возбуждено закономерно, но разъясняет, что штрафы, даже если нарушение и будет доказано, совсем не велики.

Антон Удальёв, и. о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю:

 — В качестве наказания по этим статьям предусмотрены штрафы в размере от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб. Для хозяйствующих субъектов есть и оборотный штраф от выручки в размере от 1 до 15%. Должностные лица, если повторно совершают такие правонарушения, могут лишиться своей должности, если будет обращение в суд и судья вынесет решение о дисквалификации. Кроме того, есть ст. 178 Уголовного кодекса РФ — «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», но она относится только к организациям, чиновникам она уже не вменяется.

Говоря о перспективах развития ситуации, если нарушения всё же будут доказаны, Удальёв пояснил, что решение о том, проводить новый отбор либо ограничиться штрафами, примет ФАС России. «Всё зависит от того, что они уже успели сделать», — резюмировал Удальёв.

Как пояснили «Новому компаньону» в ФАС России, ведомство пока составляет определение по делу. Как только этот документ пройдёт все согласования, будет назначена комиссия, на заседание которой пригласят ответчиков или их представителей и заявителей. Сроки пока не известны.

Напомним, ФАС России заинтересовалась меморандумом после письма в ведомство от компании «Базэл-Аэро», которая не прошла отбор инвесторов. Если «Базэл-Аэро» официально проходит как заявитель, то её представители также будут участвовать в разбирательстве.


Поделиться