Николай Дёмкин:
Наша партия доказала, что нужна избирателям
Лидер пермских единороссов доволен итогами сентябрьского голосования
В единый день голосования 8 сентября в Прикамье состоялось более 300 выборов различного «калибра» — поселений, городов и районов. Также Единая Россия состоялись довыборы депутата Законодательного собрания Пермского края взамен перешедшего на пост председателя правительства Пермского края Геннадия Тушнолобова. Для партии «Единая Россия» результаты выборов были успешными. Партия получила 61% представительства в органах власти. Секретарь Пермского регионального отделения партии Николай Дёмкин скромно назвал этот результат «неплохим».
— Николай Иванович, накануне выборов вы ставили задачу не допустить снижения представительства «Единой России» в органах власти региона. Вы довольны результатом голосования?
— Да, результат оказался неплохим. Нашей задачей было получить на этих выборах не менее 50% представительства, а получили 61% мест в представительных и исполнительных органах власти. Это как выдвинутые нами кандидаты, так и самовыдвиженцы — члены «Единой России», и поддержанные нами беспартийные.
На мой взгляд, цифры убедительно доказывают, что партия по-прежнему нужна избирателям, люди видят её реальные дела и голосуют за её представителей осознанно.
Мы сравнили показатели выборов в Законодательное собрание по партийным спискам. Тогда «Единая Россия» получила 36% голосов. Сейчас, если брать данные только по выдвинутым партией кандидатам, это 45%. Прогресс налицо — это значит, нам удалось повысить имидж партии, доказать свою полезность и эффективность.
— Чем вы руководствовались, когда принимали решение о поддержке того или иного кандидата?
— Конечно, мы изучали характеристики, биографию, в ряде случаев встречались лично. Но вы понимаете, что на эти выборы шли сотни человек, всех изучить глубоко просто нереально. Поэтому в большинстве случаев мы поддерживали решения, принятые нашими местными отделениями. Им видней. И, как видим по результатам, чаще всего это решение оказывалось верным.
— Но вот в случае с довыборами депутата Законодательного собрания победу одержала не поддержанная партией Евгения Насекина, а представитель «Соликамскбумпрома» Юрий Фисюк. Вы сделали какие-то выводы из этого проигрыша?
— Прежде всего мы вообще не считаем это проигрышем. Избиратели сделали свой выбор, и мы этот выбор уважаем. Это первое.
Второе: Юрий Фисюк — коллега президента этого предприятия Виктора Баранова, который является членом фракции «Единая Россия» в краевом Законодательном собрании. И я точно знаю, что Фисюк также будет работать в составе этой фракции. И я надеюсь, будет работать эффективно и плодотворно.
— Многие оппозиционно настроенные товарищи говорят: мол, на выборах была низкая конкуренция, выборы проходили едва ли не «в одни ворота». Многим кандидатам отказали в регистрации — в общем «тепличные условия» для «Единой России» были созданы. Потому и явка была низкой. А как вы считаете, была ли на выборах реальная конкуренция?
— Везде по-разному. Где-то, действительно, лидеры кампании определялись довольно быстро, а где-то результаты голосования были непредсказуемы до самого конца. Смотрите — вот в Александровске выборы не состоялись, потому что там действительно борьба была жаркой. Снятый судом с выборов кандидат развернул среди своих сторонников агитацию, направленную на срыв выборов, призывал портить бюллетени. Эта безответственная позиция нашла своих сторонников — в результате ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов. Теперь выборы там будут в декабре.
Да, ряду кандидатов отказывали в регистрации из-за нарушений требований закона. Но тут вопросы должны быть не к партии, а к самим кандидатам. Если районный суд принимает определённое решение, да ещё и его подтверждает краевой суд (так было в ряде случаев), значит, нарушения действительно существуют.
Мы, кстати, предвидели, что пойдут такие разговоры. Знаете, какие первые слова сказал мне глава Кунгура Роман Кокшаров, когда узнал, что его сопернику Амиру Махмудову отказано в регистрации? «Очень жаль, что Махмудова сняли». Ведь победа в условиях жёсткой конкуренции более значима и убедительна, это понимают все.
Что же касается низкой явки — тут я согласен. Явка составила 29% — это не так уж и мало, но могло бы быть и больше. В любом случае я очень благодарен всем, кто выбрал время и пришёл на избирательные участки, проявив свою гражданскую ответственность.
Время для единого дня голосования выбрано не самое удачное. У многих огороды, уборка урожая, особенно в сельской местности. Поэтому мы через генсовет партии будем выходить с инициативой о переносе единого дня голосования примерно на месяц, например, на начало октября.
— Для чего «Единой России» нужно такое большое представительство — непременно «контрольный пакет» мест, более 50% в представительных органах власти?
— Мы называем себя «партией большинства» и действуем в интересах большинства. Являясь самой крупной партией, мы можем эффективно взаимодействовать с исполнительной властью. Хотя бы потому, что к нашему мнению как самой крупной партии она прислушивается, мы оказываем на неё реальное влияние.
Посмотрите хотя бы на бюджетный процесс последних лет. Именно фракции «Единой России» голосовали за выделение огромных средств на решение проблемы детсадов, на поддержку указов президента о повышении зарплат педагогам, на строительство бассейнов, ФОКов, стадионов, на развитие сельского хозяйства, на многие социальные программы. Поэтому мы считаем, что чем больше будет депутатов, способных принимать консолидированные решения по этим вопросам, тем будет лучше для наших избирателей.
— Вы выдвигали своих кандидатов не во всех избирательных округах. Почему?
— Да, мы выдвинули и поддержали своих кандидатов примерно в 85% территорий, где были выборы. Почему? Тут нет одного ответа. Где-то не нашлось действительно уважаемых, авторитетных людей, которых мы сочли бы возможным поддержать. Где-то есть поселения, которые в принципе не выдвинули своих депутатов в представительные органы власти — там проживает слишком мало людей.
Во многих территориях ситуация очень сложная. Бюджеты полностью дотационные, порой не хватает средств даже на исполнение полномочий муниципалитетов. Зарплаты муниципальных глав невысокие, при этом ответственность огромная, идут постоянные проверки. Мало кто хочет работать в таких условиях. И это, кстати, ещё один аргумент в пользу мнения о необходимости укрупнять административные единицы. Тогда и вопросы бюджетной обеспеченности будут менее острыми, и будет более обоснованной ответственность муниципальных глав.
И ещё. Мы, конечно, самая крупная партия. Сегодня в наших рядах в Пермском крае состоит почти 23 тыс. человек. Это немало. Но если бы состояло больше — выбор был бы тоже больше. Но я не раз заявлял, что мы не гонимся за количеством — нам нужно качество. Нам нужны активные, деятельные, добросовестные люди, а не просто «статистические единицы».
— Означает ли это, что вы активизируете работу по привлечению в свои ряды новых членов партии?
— А мы никогда эту работу и не прекращали. В течение только 2013 года в наши ряды вступили около 400 человек.
— В ряде территорий 22 сентября состоится второй тур выборов. Не так давно фракция «Единой России» в краевом парламенте вышла с инициативой вообще отменить второй тур, признавать победителем набравшего простое большинство голосов. Многие относятся к этой идее скептически. Какова, на ваш взгляд, будет дальнейшая судьба этой инициативы?
— Её судьба как раз и зависит от того, какие мнения звучали и звучат в ходе широкого общественного обсуждения этой инициативы. Возможно, оптимальное решение лежит где-то посередине, например, в крупных городах второй тур оправдан, а в небольших поселениях и городках — нет. Стоит учитывать всё же особенности конкретных территорий — численность населения, площадь территории и другие факторы. Я надеюсь, что в законопроекте будут учтены все итоги общественной дискуссии.