Кто ж его?.. Он же памятник!

Скандал с памятным знаком «Орден Ленина», пока ещё располагающимся на Октябрьской площади в Перми, всколыхнул полемику о судьбе остальных городских монументов

Поделиться

В разноаспектной и противоречивой истории с возможным демонтажем «Ордена Ленина» угрозу городской среде и собственному душевному комфорту увидели и люди, далёкие от коммунистической идеологии и вовсе не ностальгирующие по поводу советского прошлого. Оказалось, что собственник или арендатор какой-то территории спокойно может демонтировать памятный знак или даже монументальную скульптуру, если она является бесхозной. А таковыми являются многие из установленных в Перми монументов, и теоретически ничто не мешает тем же владельцам гостиницы «Прикамье» вслед за спорным «Орденом Ленина» снести и всеми любимые «Солёные уши».

Уши
Фото: Ирина Молокотина

Пермяки отлично помнят, что акты вандализма нередки, а чинить пострадавшую скульптуру некому, если у неё нет собственника. Так, почти год не восстанавливались украденные фрагменты ажурной ограды с сюжетами сказок у памятника Пушкину. Они были отремонтированы лишь доброй волей муниципалитета, и то — к 290-летию Перми. А если бы не юбилей?

Как пояснила «Новому компаньону» руководитель Пермского городского центра охраны памятников Марина Сусловец, в настоящее время разработана программа выявления и постановки на учёт бесхозных монументов. Этим занимаются администрации районов, которые обязаны передавать в Центр охраны памятников все сведения. Уже запущена процедура постановки на муниципальный баланс памятника Пушкину и памятника Ленину в Театральном сквере.

Директор Пермского краевого цент­ра охраны памятников (КЦОП) Александр Ложкин несколько корректирует коллегу: по его словам, согласно закону, недвижимое имущество, у которого нет собственника, должно признаваться бесхозным и передаваться в ведение муниципалитета. Дальше его содержанием и сохранением занимаются городские службы.

По словам директора КЦОПа, важно понимать, является или не является памятник памятником во всех смыслах: не только по факту его установки на улице, но и по юридическому статусу. Далеко не все скульптуры, стоящие в городе, внесены в государственный реестр объектов культурного наследия. Согласно федеральному закону, вступившему в действие в 2002 году, объект может быть внесён в госреестр и получить статус памятника монументального искусства только после того, как с момента его создания пройдёт 40 лет.

Действовавший ранее закон 1978 года такого «возрастного ценза» не предусматривал, и поэтому многие скульптуры, установленные до 2002 года, успели попасть в реестр. Например, «Скорбящая», установленная в 1975 году.

Для того чтобы включить объект недвижимости в госреестр, существует определённая процедура «выявления памятника», предусматривающая проведение историко-культурной экспертизы, определение границ его территории, предмета охраны. Проявить инициативу может любое физическое или юридичес­кое лицо, обратившись в Министерство культуры Пермского края. Специалисты оценят, обладает ли здание, сооружение или скульптура признаками объекта культурного наследия, со­ответствует ли всем формальным критериям для внесения его в госреестр, и в случае положительного заключения работы по выявлению памятника объекты будут включены в план работы министерства.

Иногда возникают любопытные парадоксы. Наряду с монументами, которые не вписаны в госреестр объектов культурного наследия, но находятся на муниципальном балансе (тот же памятник Татищеву), есть и противоположные случаи. Так, и памятник Пушкину, и памятник Ленину являются объектами культурного наследия (успели попасть в реестр до 2002 года), но на балансе муниципалитета пока не числятся, хотя и находятся, по словам Марины Сусловец, «на полпути».

Что же касается пресловутого «Ордена Ленина», то он, кроме того, что бесхозный, ещё и не памятник. Пермь была награждена в 1971 году, и памятный знак запросто «успевал» до 2002 года попасть в госреестр, но никто не счёл это необходимым. Дело в том, что, как говорят специалисты, он по всем формальным критериям не обладает ни художественной, ни исторической ценностью.


«Следить за ним некому»

Марина Сусловец, директор Пермского городского центра охраны памятников:

 — Очень много монументальных скульптур, особенно бюстов, было поставлено ещё в советское время за счёт заводов. Заводы их содержали, но после перестройки это стало нерентабельно. Памятники списали с заводских балансов, и они оказались бесхозными.

В наши дни история повторяется. Памятник доктору Гралю, «Солёные уши», памятник Александру Попову, некоторые другие монументы и огромное количество мемориальных досок делались отчасти или полностью на частные деньги. Сейчас они установлены, но никому не «приписаны». Следить за ними некому.

По уму, прежде чем давать разрешение на установку того или иного памятника, Совет по топонимике должен определить, за чей счёт он будет содержаться.

Вот Александр Флегинский установил на своей территории памятник «гайдаевской троице», украсил жизнь себе и прохожим. Это его частная собственность, он за ней следит. Молодец!

В рамках фестиваля, который проводил фонд скульпторов «Единение», были изготовлены и установлены на Комсомольском проспекте металлические скульптуры. Это было городское мероприятие, и скульптуры находятся на балансе муниципалитета, мы за ними следим. То же касается и памятника Татищеву. Он изначально изготавливался как городской объект и сразу был поставлен на баланс муниципалитета.

Но вот с теми объектами, которые изготавливают добрые люди, вроде тех же «Солёных ушей», есть какая-то организационная брешь...


Поделиться