Гуманитарная среда в пермской «Вышке»

Поделиться

Как сделать процесс обучения интересным, а значит и эффективным? Думаю, такой вопрос возникает у любого преподавателя, будь то университетский профессор или школьный учитель. На социально-гуманитарном факультете Пермского кампуса НИУ ВШЭ, кажется, нашли на него ответ.

Открывая гуманитарные направления в пермской «Вышке», мы понимали всю сложность задач, стоящих перед нами. Гуманитарное образование в России находится в сложном положении . Это и очевидное отставание от лучших образцов западной гуманитаристики, и отчётливая «печать» советского наследия, и, как результат, угасание интереса к гуманитарным наукам со стороны сильных абитуриентов. Чувство неполноценности предстояло «переплавить» во что-то более позитивное и, в конце концов, постепенно освобождаться от него.

Для успешного развития студентов гуманитарных направлений необходима среда, состоящая не только из лекционных и семинарских занятий, но и различного вида социальных активностей, которые поддерживают учебный процесс. Высокое качество университетской среды обеспечивает быстрый прирост профессиональных компетентностей у студентов. Знание только тогда «присваивается» студентом, когда оно востребовано в жизни. А жизнь студента по большей части проходит в университете.

Хотя, на самом деле, вуз первоначально решает проблемы, связанные с изъянами среднего образования, доводит студентов до необходимого уровня развития и только после этого формирует профессиональные компетенции. На это уходит много времени — от года до двух. И это – несмотря на то, что в пермскую «Вышку» поступают одни из самых мотивированных и подготовленных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.

Коммуникативные барьеры, «рваное» и некритическое мышление, несформированность «культуры участия», неумение работать в команде — вот только несколько из сонма проблем, которые приходится решать университету. И недуги эти очень хорошо лечатся в деятельностном формате, который помогает студентам развиваться и создаёт стимулы, мотивацию к учёбе. Отсюда — «обрастание» социально-гуманитарного факультета гильдиями, клубами, кружками, отдельными кратко- и долгосрочными проектами.

Брендом социально-гуманитарного факультета является дискуссионный клуб «Полития», который первоначально создавался для политологов. Его бессменным руководителем является Мария Иванова. В рамках клуба политологи развивали свою речь, оттачивали мышление, учились дискутировать. Однако очень быстро студенты скорректировали проект, сделали его общеуниверситетским делом. Клуб стал площадкой, где обсуждаются самые острые политические вопросы. Соответственно, для обсуждения необходима подготовка — чтение специальной литературы, консультации с экспертами, контент-анализ прессы. В ходе этой работы и происходит закрепление профессиональных компетенций.

На заседания студенты приглашают самых разных гостей — экспертов-политологов и, конечно, самих политиков регионального и федерального масштаба. О качестве работы дискуссионного клуба говорит тот факт, что на его заседания с удовольствием ходят студенты других вузов — по желанию и с интересом.

Ещё один знаменитый клуб — Беркианский, возглавляет который Юрий Василенко. Назван клуб по имени отца-основателя британского консерватизма Эдмунда Берка. Сначала он был создан как клуб для студентов направлений «История» и «Политология», изучающих консерватизм. Необходима была площадка для обсуждения проблем, связанных с написанием курсовых работ по различным вариантам консерватизма. Но и здесь ребята пошли дальше задуманного. Из узкопрофильного клуба студенты сделали дискуссионную площадку, которую посещают студенты самых различных направлений — «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент».

Одно из последних заседаний Беркианского клуба было посвящено разбору политических взглядов руководителя Национального фронта Марин Ле Пен — дочери знаменитого французского праворадикального политика Жана-Мари Ле Пена. Марин Ле Пен в одном из своих интервью высказала идею, суть которой можно выразить просто: «Россия спасёт Западную цивилизацию». Аргументы французского политика и были проанализированы в рамках заседания клуба.

Работает у нас и «Английский клуб». Причём, обычно такого типа клуб всегда возникает как что-то элитное, с очевидными джентльменскими началами и собственно английский язык в нём вторичен по сравнению с обсуждаемыми философскими, историческими и политическими проблемами. Так случилось и у нас. Английский клуб ушёл от утилитарной цели освоить английский язык, он предлагает постичь код иной культуры при посредстве языка. Основу работы клуба составляют встречи с носителями языка, которых можно определить одним ёмким словом «интеллектуалы». Клуб также работает в межфакультетском режиме.

Следующим брендом социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ-Пермь является клуб «Музыкальная шкатулка», который возглавляют Кирилл Прозументик и Артемий Савченко. Артемий Савченко, кстати, является профессиональным скрипачом, концертмейстером симфонического оркестра MusicAeterna. Цель работы клуба — дать студентам ключи к постижению классической музыки. Это, пожалуй, один из самых активно действующих клубов, который поддерживается Пермским театром оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Не случайно, в продолжение работы клуба возникла идея создания студенческой филармонии.

Ещё один общеуниверситетский проект — это студенческий пресс-центр, который возглавляет Ян Мазитов. От сотрудников пресс-центра не ускользнет ни одно значимое для «Вышки» мероприятие. Студенты учатся здесь писать, лаконично и грамотно выражать свои мысли. Здесь они находят творческое самовыражение. Регулярно к студентам, одержимым журналистикой, приезжают с мастер-классами корифеи этого дела. Например, студентам очень запомнились серия мастер-классов и курс лекций известного советского и российского журналиста-международника Бориса Калягина.

В «Литературной гостиной», ещё одном проекте социально-гуманитарного факультета, студенты учатся постигать смыслы художественного текста, осваивают герменевтику. Интерес к чтению у ребят теряется часто из-за того, что они не понимают смыслы, они от них ускользают. Восстановить культуру чтения — вот цель этого клуба, который возглавляет Наталья Верещагина.

Есть у нас на факультете и свой античный театр — «Менандр». Идея его создания пришла доценту Максиму Трофимову, который решил поставить со студентами-историками спектакль на древнегреческом языке. С тех пор, эта традиция поддерживается и оберегается. Студенты разбирают манускрипты, сравнивают существующие переводы пьес на русский язык, делают свои собственные. Это не удивительно, ибо реконструкция прошлого — это «конёк» историков.

Не осталось в стороне и «важнейшее из всех искусств» — кино. Клуб, ему посвящённый, так и называется «ВышКИНО». Клуб открылся просмотром и обсуждением фильма режиссёра Джо Райта и сценариста Тома Стоппарда «Анна Каренина». Казалось бы, знакомое с детство произведение вызвало бурную дискуссию, в рамках которой мнения разделились надвое — за и против. И это хорошо, значит фильм достойный. Думаю, что если какое-то произведение вызывает у людей однозначную реакцию, то оно не интересно. К слову, эта острая дискуссия спровоцировала целый список фильмов, которые студенты предложили посмотреть и обсудить со своими профессорами.

Наконец, у нас существует и туристический клуб, которым руководит Екатерина Шестакова. Он связан с археологическими раскопками, путешествиями по миру и Прикамью. Ребята презентуют и обсуждают свои путешествия, постигают археологию. Причём, в заседаниях участвуют не только студенты и профессура, но и школьники, которые через это знакомятся с университетом и его жизнью. Школьники — это наши будущие абитуриенты, они имеют возможность профессиональных проб и получают пространство выбора. Кстати, курируя те или иные активности в вузе, очень быстро растут и сами преподаватели, которым они заменяют скучные методические семинары.

Все эти проекты в принципе работают в одном направлении — сделать процесс обучения интересным и эффективным. Невозможно присвоить те или иные компетенции, не научившись их применять.

Отмечу, что наши заседания всегда открыты, и на них может прийти любой желающий, даже если он не имеет никакого отношения к нашему университету. Кроме всего, университетские активности позволяют развивать горизонтальные связи, формируют корпоративные скрепы, ощущение того, что все мы — «вышкинцы». А это счастье!


Поделиться