Учить ли экономику в школе?

С какого возраста дети должны изучать экономику? Или не должны? Если да, то зачем? Если нет, то почему?

Поделиться

Это не праздный вопрос, это давний спор. Спор руководящих работников образования, школьных педагогов, вузовских преподавателей, родителей. Но не детей. Дети не могут спорить о том, чего не понимают. Они не знают, зачем им учить (почему — не учить?) экономику. 

Проблема в том, что традиций преподавания в школе этого предмета у нас в стране нет. Понятно, почему. В условиях командной экономики такие знания не требовались. Будущему работнику необходимо было четко знать исполнительскую дисциплину, не нужно было решать, что производить, как выстоять в конкурентной борьбе, как продвинуть продукт на новые рынки, как выбрать инвестиционный проект с рациональным соотношением затрат и результатов. 

Мы говорим сейчас не о разнице советского и российского образования. Речь идет о разном экономическом мышлении. Экономическое мышление человека рыночной экономики — основа его существования, выживания. Оно позволяет ему делать правильный выбор. Выбор профессии, выбор образования, выбор профильного класса, выбор товара в магазине, выбор того, чем заняться в выходной — играть на компьютере, или учить английский язык и т.д. 

Кто должен формировать это мышление? Семья? Бесспорно. Но есть и наработанные десятилетиями в мировом экономическом образовании методы, позволяющие достичь нужных результатов. Вузы, разумеется, их применяют. Со школой — все сложнее. В 90-х годах ХХ века в школах России был бум преподавания экономики. Высшая школа экономики предприняла беспрецедентные усилия по обучению учителей преподаванию экономики в школе. Сначала в Москве, а затем, с появлением филиала Вышки, в Перми, были обучены десятки (многие десятки!) школьных учителей. 

Дело сдвинулось с мертвой точки. В городах и районах Пермского края начали обучать школьников экономике. С начала 90-х годов появилась Всероссийская олимпиада по экономике. В ней участвовали сотни детей. Лучшие из них становились победителями, поступали на экономические факультеты московских и пермских вузов. Но и другие не были в проигрыше. Их усилия по изучению экономики принесли нужные плоды: их интеллект углубился, их выбор стал более осознанным.

К сожалению, не все так радужно. В XXI веке произошли изменения в школьных программах. Экономика из них стала уходить, оставшись лишь разделом в курсе обществознания. Конечно, есть школы, где преподавание экономики как отдельного предмета сохранилось (лицей №10, гимназия №17, школа №145, лицей № 1 (Березники), гимназия №2, лицей№4 и другие), но, на наш взгляд, их очень мало.

НИУ ВШЭ — Пермь уже много лет работает не только с учителями экономики (это наши верные друзья и единомышленники), но и со школьниками. Способов работы много, сейчас я акцентирую внимание на одном из них. Это олимпиады. Да, по-прежнему, здесь выявляются самые одаренные дети. Пермский край ежегодно дает победителей и призеров Всероссийской олимпиады по экономике. Но и все остальные школьники, которые в них участвуют, набирают свой интеллектуальный капитал.

Традиционно в олимпиадах участвуют учащиеся 7-8-х и 9-11-х классов. В этом году мы впервые совместно с Министерством образования и науки Пермского края (не только впервые в Перми, но и впервые среди регионов, раньше это делалось только в Москве) разработали задания для 3-4-х и 5-6-х классов и провели школьный тур в дистанционном режиме. Нам задавали вопрос — не боитесь ли вы, что дети будут использовать помощь родителей, учебники? Нет, отвечали мы, главное, чтобы дети занимались экономикой, подумали над вопросами. Наша главная цель — их приобщение к экономическому материалу. Ну а победителей мы возьмем на заметку и будем работать с ними дальше, да впрочем — со всеми, у кого будет желание.

Результаты превзошли все ожидания. В школьном туре олимпиады участвовали 2039 человек, из них — 235 учащихся 3-4-х классов, 390 — 5-6-х, 783 — 7-8-х, 631 — в 9-11-х классах. Среди них были школьники не только Перми, но и многих городов и сел Пермского края. Неожиданным стало участие детей из других регионов — Уфы, Челябинска, Кызыла, Москвы, Волгоградской области.

Олимпиаду проводил факультет довузовской подготовки НИУ ВШЭ-Пермь.

Сейчас мы готовимся к муниципальному туру Всероссийской олимпиады. В г. Перми он пройдет на территории пермского кампуса Вышки, которая выделит для этой цели целый корпус 1 декабря 2013 года. В муниципальном туре, в соответствии с федеральными рекомендациям, принимают участие учащиеся 7-8-х и 9-11 классов.

Конечно, решение проблемы экономического образования детей не может исчерпываться проведением олимпиад. Но это один из кирпичиков будущего здания.


Поделиться