«За что в школе ребёнка гнобили?»
Сертифицированные эксперты и преподаватели попытались найти рецепты борьбы с «натаскиванием» учеников на ЕГЭ
Единый государственный экзамен отныне будет проходить по новым правилам. Эксперты Общественной палаты РФ предложили сделать по всем предметам открытый банк заданий ЕГЭ, кроме вопросов части С (сложные задания для тех, кто претендует на высокий балл). Ожидается, что таким образом будет решена проблема «слива» ответов в интернет и социальные сети. Кроме того, сам экзамен станет двухуровневым — обычным и профильным. Но это планы 2015 года. В этом же году никаких изменений в содержательной части ЕГЭ не предвидится, предупреждают в Министерстве образования Пермского края.
Тему «Кардинальные изменения ЕГЭ: «плюсы» и «минусы» двухуровневой системы итоговой аттестации» обсудили участники «круглого стола», организованного НИУ «Высшая школа экономики» в Перми. В дискуссии приняли участие сертифицированные эксперты по ЕГЭ, представители общеобразовательных учебных заведений Перми и краевого министерства образования.
Заведующий кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ в Перми Анатолий Иванов констатировал, что формат ЕГЭ по математике крайне неудачен.
«Говорить об объективной оценке знаний учащихся на его основе я бы не осмелился», — посетовал профессор. В качестве примера он привёл демонстрационную версию варианта ЕГЭ по математике на 2014 год. По его мнению, многие задания первой части базового уровня экзаменационной работы (В1-В14) рассчитаны на учеников третьего, четвёртого, пятого класса средней школы.
В то же время эксперты отмечают, что при сегодняшней системе 100 баллов по математике тоже получить нельзя, поскольку во второй части экзаменационной работы есть задания олимпиадного характера, а таких знаний никакие школы не дают. Поэтому те учащиеся, которые трудились вполне добросовестно, лишены возможности получить заслуженные баллы.
«Получается, «двоечников» подняли, а отличников опустили», — сожалеют преподаватели. Они соглашаются, что нынешний вариант ЕГЭ вынудил учителей «натаскивать» детей на выполнение пяти простейших задач, чтобы показать, что у них всё в полном порядке. Тем более что критерий сдачи ЕГЭ включён в систему материального стимулирования педагога.
Предложение сделать двухуровневый ЕГЭ — это не новинка, а хорошо забытое старое, напоминает Анатолий Иванов.
«Народ и прежде знал: если выпускник собирается пойти учиться на биологический факультет или изучать иностранный язык, то ему хватит «математики‑1», а поступающим на мехмат и физический факультет не обойтись без «математики‑2». Сейчас предлагается официально разрешить выпускникам сдавать как базовый уровень, так и повышенный», — поясняет профессор предстоящее нововведение.
Правда, участники дискуссии опасаются, что в такой ситуации большая часть детей пойдёт более простым путём — выберет для себя базовый уровень, записавшись в гуманитарии. А технические специальности будут обречены вымирать.
Ничуть не меньше проблем у преподавателей обществоведения, поскольку большинство из них — историки. Разделы права, экономики, политологии они не могут знать в силу своей профессиональной подготовки.
По словам доцента кафедры гражданского и предпринимательского права Екатерины Дерябиной, преподавателям обществоведения не хватает базовых знаний: основ конституционного, гражданского, трудового права. Кроме того, по этому предмету нет базового учебника. Ученикам приходится полагаться на репетитора, а учителя ждут от вузов методического пособия, курсов повышения квалификации.
Существующие правила сдачи ЕГЭ — прерогатива федерального уровня. Пока не поменяются «правила игры», ситуацию можно лишь подкорректировать с помощью вузов, уверены эксперты.
Одна из форм сотрудничества средних образовательных учреждений с вузами — базовые школы и базовые классы — уже опробована. В частности, в рамках программы, которая реализуется для школы и родителей как платная дополнительная услуга, НИУ ВШЭ в Перми выступает экспертом по ряду предметов.
Василий Ведерников, декан факультета довузовской подготовки НИУ «Высшая школа экономики» в Перми:
— Мы помогаем повысить качество образования за счёт введения в школах дополнительных часов на изучение той или иной дисциплины, за счёт более активной работы с преподавателями, повышения их квалификации. Кроме того, предлагаем преподавателям использовать наши методические разработки, проводим независимую диагностику знаний. В настоящее время на территории края действует около 20 базовых школ.
Директор лицея №10 Ирина Ивенских не случайно сконцентрировала своё внимание на понятии «академической честности». В этом году государственная экзаменационная комиссия рассматривала семь случаев удаления выпускников с экзаменов за наличие и использование сотовых телефонов. Всех семерых, включая претендентку на золотую медаль, не допустили до пересдачи экзамена в резервный день. Пятеро из них не получили аттестат.
«Это было тяжело, но необходимо, чтобы дети поняли, что есть правила и они для всех одинаковы», — пояснила консультант отдела общего образования Министерства образования и науки Пермского края Наталья Килина.
«Этот процесс — не проблема конкретной сдачи конкретного экзамена, а лакмусовая бумажка того, что происходит в стране. Это вопрос отношения к собственному образованию, к собственной деятельности и её результатам», — уверена Ирина Ивенских. По её словам, если этой проблеме уделять внимание с первого класса, то у детей будет формироваться чувство собственного достоинства, правильное отношение к авторскому праву и уважение к человеку, находящемуся рядом, к его изобретению, к его знаниям. В лицее №10, по словам его директора, уже сложился положительный опыт такой работы.
Наталья Килина предупредила, что в этом году не будет никаких содержательных изменений в процедуре проведения ЕГЭ. Новым будет только меньшее количество пунктов приёма экзаменов, число которых в крае сократится в целях информационной безопасности.
Рособрнадзор рекомендует также в этом году установить металлические рамки на входах в пункты сдачи ЕГЭ, а также обеспечить средства подавления сотовой связи.
Кроме того, ведомство планирует проведение ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме, для этого по федеральной программе закуплено 75 рабочих аудиторий.
Анатолий Иванов, заведующий кафедрой высшей математики НИУ «Высшая школа экономики» в Перми:
— Ситуация парадоксальна: если ученик, на подготовку которого государство тратило в течение 11 лет огромные деньги, научился решать первые пять задач базового уровня, то на экзамене он уже получает удовлетворительную оценку.
Преподаватели, добросовестно относящиеся к своим обязанностям, в процессе учёбы оценивали знания такого потенциального выпускника на «двойку» и «тройку». А экзамен демонстрирует его якобы вполне достойные знания. Родители в недоумении — за что в школе ребёнка гнобили? Выпускники, в свою очередь, уверены, что знают математику, хотя на самом деле мало что знают.
При этом у всех участников процесса создаётся впечатление, что «пахать» для сдачи экзамена не обязательно. А дети потом в вузе учиться не могут по причине отсутствия базовых знаний. Это подтверждают и сами авторы контрольно-измерительных материалов (КИМов) в своих ежегодных отчётах, из которых следует, что в высших и средних специальных учебных заведениях могут обучаться только 22% выпускников. Абитуриенты идут в технические вузы, имея 40-50 баллов по математике. Таких студентов учить сопромату, физике, теоретической механике невозможно.