Василий Ведерников: Мы готовим не только к блестящей сдаче ЕГЭ, но и к успешному обучению в вузе

Декан факультета довузовской подготовки филиала НИУ «Высшая школа экономики» в Перми пояснил, почему высокие баллы ещё не гарантируют успешной учебы в университете

Поделиться

— Василий Владимирович, почему для успешной сдачи ЕГЭ необходима дополнительная подготовка? Разве недостаточно ученику просто добросовестно изучать школьную программу?

— Главная проблема Единого государственного экзамена (ЕГЭ) заключается в том, что школьники, сдав его и получив вроде бы достаточно высокие баллы, сталкиваются с серьёзными проблемами в вузе. Знаний, полученных в школе, оказывается недостаточно для успешного освоения вузовских программ. Об этом говорят результаты уже первого года обучения.

К примеру, отличники, получившие краевую губернаторскую стипендию, её попросту теряют. Я преподаю в вузе макроэкономику и могу сказать: в первую же сессию мы получаем шокирующие результаты. При первой попытке сдачи экзамена 30% «завалов». Причём, это явление появилось, когда повсеместно вузы стали принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов.

Безусловно, мы пытались скорректировать подходы, в том числе упростить программу, но её нельзя упрощать до бесконечности. Есть государственные стандарты, которые определяют требования к студентам. Всё, что могли, мы сделали, но при этом количество студентов, не сдающих экзамен в первого раза, сократилось незначительно.

Профессор НИУ ВШЭ в Перми Анатолий Иванов уверяет: экзамен по математике становится проще от года к году. Это делается для того, чтобы обобщённая картина по России получилась более или менее приемлемая. В результате школьники заранее знают, сколько заданий им надо выполнить, чтобы получить положительную оценку. С одной стороны, это хорошо, поскольку правила просты и прозрачны. С другой стороны, это сразу настраивает ребят на то, чтобы не учиться в полную силу: достаточно выполнить 10 заданий - и всё, больше от них ничего не требуется.

Всё это приводит к тому, что «Вышка» уже достаточно давно вынуждена вкладываться в школьное образование через реализацию различных проектов. И таких проектов довольно много.

— Как вы попытались вписаться в учебный процесс?

— К примеру, в рамках приёмной кампании филиал НИУ ВШЭ в Перми в 2013-2014 учебном году проводит целый ряд мероприятий. Это — Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», Всероссийская научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ, посвящённая инновационному развитию современной школы, региональная Олимпиада «Профи-край» для учителей, игра «Экономическое путешествие» для учащихся пятых-шестых классов, репетиция ЕГЭ для 9-11-х классов, образовательный тренинг «Школа успеха» для учащихся 10-11-х классов. И это далеко не всё. Кроме общевузовских у каждого факультета есть свои собственные образовательные планы.

— Участие во всероссийских олимпиадах учитывается при поступлении в вузы?

— Безусловно. Это один из вариантов, который даёт выпускникам существенные преференции на вступительных экзаменах.

В связи с этим мы реализуем совместно с краевым министерством образования и науки интересный проект. Он называется «Одарённые дети», но это условно, потому что в нём принимают участие не только суперспособные ученики. Проект связан с дисциплиной «экономика», которая сегодня из многих школ уже исчезла как таковая, а осталась лишь как раздел обществознания. Проблема в том, что учителя, которые ведут этот предмет, в разделе «экономика» не специалисты.

Этот проект позволяет на первом этапе, ещё в школе, выявить детей, которые интересуются экономикой, чтобы помочь им развить способности и задатки.

На втором этапе мы уже целенаправленно обучаем их этому предмету.

Так, в рамках первого этапа в этом году запланировано проведение олимпиады по экономике, которая будет совмещена с Всероссийской олимпиадой школьников по всем предметам, которые фактически присутствуют в школьном курсе.

Для ряда школ Прикамья, где ещё работают учителя по экономике, такая олимпиада очень актуальна. Там проводят школьный этап олимпиады, готовят победителей к муниципальному этапу, а после уже приезжают к нам в «Вышку».

Понятно, что учителя экономики находятся в разных условиях, у них различная квалификация. В этом году мы предложили им помощь в проведении школьного этапа соревнований. Сами разрабатываем задания, и этот этап олимпиады проводим в дистанционном формате. Любой ребёнок из любой школы и населённого пункта края может зайти на сайт и выполнить задание. Мы эти результаты рейтингуем, отбираем детей на муниципальный этап состязаний и результаты отсылаем учителям. Они уже на месте, пользуясь нашими рекомендациями, принимают решение, отправлять ребёнка на следующий уровень конкурса или нет.

А нам эта информация полезна для того, чтобы понять, кого мы в рамках этого проекта можем также в дистанционной форме обучить, помочь в изучении экономики.

В прошлом году этот проект уже принёс плоды: «звёздочки» появились в пермских школах, участник из Нытвы стал одним из победителей. Это очень удачный момент, которым надо пользоваться всем.

В этом году мы школьный этап расширили, теперь в нём могут принимать участие учащиеся, начиная с третьего класса (есть школы, где с начальных классов детям даются основы экономических знаний на уровне общей эрудиции). На текущий момент около 500 учащихся региона принимают участие в первом этапе этой олимпиады.

Многие родители считают, что олимпиады  — это сложно, что в них участвуют только способные дети. Избранные, условно говоря. Но это не так. В качестве доказательства можно привести количество первокурсников, зачисленных в 2013 году в «Вышку» по результатам олимпиад. Их треть, и это достаточно много.

В это движение могут вливаться школьники с седьмого класса, а к 11-му классу такая подготовка даст результат. Уже в мае выпускник по результатам олимпиады, если она находится в перечне, утвержденном Министерством образования РФ, уже может считать себя студентом того или иного вуза. Олимпиады НИУ ВШЭ в этот перечень входят.

— Научно-практические конференции  — тоже один из инструментов подготовки выпускников?

— Участие в научно-практических конференциях тоже учитывается при поступлении в вуз. Если конференция серьёзного уровня, то её участники могут даже получить немалые денежные призы.

В планах ВШЭ есть научно-практическая конференция по экономике, которая проходит так же сначала на региональном уровне, а затем на уровне России. Подготовка к научно-практической конференции на первом этапе у нас ведётся в дистанционном режиме. Помощь оказывается и учителям, и школьникам. На втором этапе участники представят свои работы в «Вышке», мы отберём лучших, чтобы с ними поработать и выставить доклады сначала на региональный уровень, а затем и Всероссийскую конференцию школьников по экономике.

Так органично мы попытались вписаться в школьный процесс.

— Но вуз проводит и «Репетицию к ЕГЭ»?

— Это ещё один проект, тоже абсолютно бесплатный для школьников. Он возник в связи с тем, что многие испытывают некий страх перед экзаменом.

В нём действительно есть свои нюансы. К примеру, часть «В» не сложная, а часть «С» довольно сложна, и, как показывает практика, не каждый школьный учитель сможет оказать квалифицированную помощь ученику в подготовке к этой части.

В этом учебном году в «Вышке» дважды будет проводиться репетиция ЕГЭ по четырём дисциплинам, являющимся для вуза ключевыми: математике, русскому и иностранному языкам, обществознанию. Ученики девятых и 11-х классов в ходе этого экзамена смогут получить квалифицированную консультацию вузовских преподавателей, провести разбор сложных для них заданий.

Это целенаправленно делается в середине учебного года, чтобы выпускники имели возможность в течение последующих месяцев осознать, какие у них промахи, устранить их. А потом, накануне сдачи экзаменов  — в апреле-начале мая 2014 года — состоится ещё один этап репетиции, чтобы ребята ещё раз убедились в том, что действительно готовы.

— «ЕГЭ-центр «Всеобуч» работает в этом же направлении?

— Этот центр является частью факультета довузовской подготовки филиала НИУ ВШЭ в Перми. В отличие от предыдущих программ он функционирует на коммерческой основе. Основная цель «Всеобуча»  — дать возможность школьникам, которые считают, что им требуется стандартная систематичная подготовка к экзаменам, могут её получить в том формате, в котором готовят к экзаменам своих потенциальных абитуриентов все вузы и негосударственные образовательные центры.

На мой взгляд, проходить обучение лучше всего на базе вузов, где отсутствует проблема «натаскивания» на ЕГЭ, преподавания только в том объёме, который ограничен контрольно-измерительными материалами, опубликованными в интернете.

Например, в нашем образовательном центре работают именно вузовские преподаватели, которые одновременно являются и сертифицированными экспертами образования. То есть это те люди, которые проверяют результаты ЕГЭ. Они, как никто другой, знают, к чему нужно готовить ученика, чтобы после сдачи ЕГЭ он был успешным в вузе. Это — ключевой момент.

Сложившаяся практика дополнительной подготовки к ЕГЭ такова, что будь то образовательные центры, центры подготовки при вузах, они строят свою работу по стандарту. То есть фактически выдают некую компактную версию школьного курса математики, русского или иностранного языков, и за шесть-восемь месяцев пытаются полностью весь курс повторить.

Но есть ребята, которые в этом не нуждаются. У них просто есть сложные темы, так называемые «белые пятна» в хорошо усвоенной школьной программе, по которым имеет смысл пройти дополнительную подготовку.

«ЕГЭ-центр «Всеобуч» сегодня дает возможность пройти очень короткие программы (супер тренинги «Трудная тема») и мастер-классы. В этом случае работа с каждым слушателем идёт более тщательно, подробно, фактически индивидуально.

Мы можем научить всех и каждого, название центра об этом говорит. Работаем не только с одарёнными учащимися, но и предоставляем возможность отстающим заниматься в любых комфортных для них условиях, по выбору. Можно это сделать в стандартной группе в составе 10-12 человек. Если нужна индивидуальная подготовка, можно пойти в VIP-группу, где численность не превышает трёх человек.

При этом мы готовим не только к блестящей сдаче ЕГЭ, но и к успешному обучению в вузе.

— Получается, что, по большому счёту, вы ведёте работу за учителей. Насколько это рационально?

— Параллельно мы занимаемся и подготовкой преподавателей. Так, ежегодно с 2007 года проводим олимпиаду «Профи-край» для учителей в масштабах всего Пермского края. Это совместный проект ВШЭ и краевого министерства образования и науки. Прежде она проводилась только по математике, сейчас список предметов расширился до восьми дисциплин.

Мы предоставляем учителям возможность принять участие в диагностике их знаний, одновременно посоревноваться за призы, которые учреждает министерство.

Если посмотреть результаты, то среди учителей тоже есть не только «звезды», но и те, кто получает очень низкие баллы. Стандартный тест по математике состоит из 30 вопросов. Чтобы иметь положительную оценку (три балла из пяти), учителю надо выполнить 12 заданий. Есть такие преподаватели, что набирают лишь шесть-восемь баллов. Понятно, что им предлагается решить задания, предназначенные для олимпиад, но задания вполне соответствуют формату ЕГЭ, не сверхсложные. Да и учителя по своему уровню должны быть выше, чем школьники, и справляться с такими тестами хотя бы на положительную оценку.

Конечно, мы эту информацию не афишируем. Наша задача сделать так, чтобы учителя по итогам олимпиад росли, работали над своими ошибками. К этому образовательному процессу подключаются и органы образования, которые повышают квалификацию учителей уже адресно.

Записала Татьяна Власенко


Поделиться