Сохранять ли «Мамин выбор»

При формировании бюджета властям Перми следовало бы придерживаться консервативной политики

Поделиться

При формировании бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов депутаты Пермской городской думы и администрация Перми столкнулись сразу с несколькими сложностями. Возникла необходимость выполнять майские указы президента РФ 2012 года, подразумевающие повышение зарплат определённых групп работников бюджетных учреждений, наделение многодетных семей землёй под индивидуальное жилищное строительство, организацию многофункциональных центров для населения и прочее. По оценкам администрации Перми, на эти мероприятия дополнительно потребуется 1 млрд руб.

Кроме того, изменятся межбюджетные отношения. Собственных налоговых доходов в бюджете Перми станет меньше по сравнению с прошлыми годами, что связано с нормативами отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в городской бюджет: если раньше норматив отчислений составлял 45%, то сейчас  — 32%. В связи с этим муниципальный бюджет недополучит 2,7 млрд руб. Это существенная сумма.

С другой стороны, на краевой уровень переходят обязательства по расходам на дошкольное образование в сумме 2,5 млрд руб. с учётом роста заработных плат работникам дошкольного образования. Эта сумма примерно равна выпадающим доходам городского бюджета.

Другие статьи доходов, из которых формируется бюджет,  — транспортный налог, единый налог на вменённый доход субъектов малого предпринимательства, которые занимаются торговлей,  — не изменяются. В то же время эти источники не пополнят бюджет  — в экономике России нет факторов, способствующих её росту. А Пермский край и Пермь движутся в общероссийских тенденциях. Соответственно, не будет увеличения поступлений по НДФЛ, так как нет предпосылок для роста заработной платы. В итоге можно констатировать факт сокращения доходов муниципального бюджета.

Так, если в 2013 году план по доходам бюджета составляет 16,5 млрд руб., то на следующий год доходный план формируется на уровне 14,1 млрд руб. Общий прогнозный дефицит бюджета, планируемый администрацией Перми, находится на уровне 1,3 млрд руб.

В связи с таким падением доходов городским властям предстоит сделать непростой выбор. Первый способ  — увеличивать собственные доходы бюджета, но это делать сложно, так как экономика находится в стадии стагнации. Как вариант — можно повышать налоговые ставки, например, транспортный налог для автомобилей с количеством лошадиных сил более 200-250. Но это не даст сущест­венного увеличения доходов.

Второй вариант  — оптимизировать и сокращать расходы бюджета. Это, с одной стороны, проще, тем более что в бюджете нашлась статья из расходов категории «Е» (добровольно взятые на себя расходы мэрии)  — программа «Мамин выбор», которая «стоит» городскому бюджету 1,8 млрд руб. Если закрывается финансирование по этой программе, то будет бездефицитный бюджет. Такой вариант сейчас активно рассматривается администрацией Перми и Пермской городской думой.

Есть ещё один вариант — поиск дополнительных доходов. Не секрет, что в российской экономике доля теневого сектора достаточно высока. Разработка механизмов на общегосударственном уровне, усиление налогового админист­рирования позволят вывести бизнес из тени, в бюджет поступят дополнительные средства.

На мой взгляд, в сложившихся условиях принимать бюджет с большим дефицитом  — это риск, ведь дефицит будет необходимо погашать в следующем периоде: либо платить проценты, если он будет погашаться за счёт кредитов, либо переносить налоговое бремя на следующие поколения, если дефицит погашается за счёт выпуска облигаций. В любом случае в следующие периоды от дефицита необходимо будет избавиться, а если прогнозы говорят о том, что роста в экономике не предвидится, то принять бездефицитный бюджет было бы правильнее, и мэрии стоит остановиться на консервативной политике.

С другой стороны, при сокращении социальных программ пострадает социально незащищённая часть населения. Однако в таком выборе варианта сокращения расходов мне видится и некий политический подтекст. Если бы пострадали от сокращения расходов, например, пенсионеры, то власти потеряли бы часть активных избирателей. Властям невыгодно идти на такое. В то же время закрытие программы «Мамин выбор» не повлечёт за собой каких-то значимых электоральных изменений: молодёжь, по статистике, показывает низкий процент явки в период избирательного цикла.

Тем не менее надо понимать, что отмена «Маминого выбора» всё равно усилит социальную напряжённость. В Перми в этой программе участвуют около 24 тыс. человек, при том что 45 тыс. детей посещают детские сады, что, согласитесь, довольно много.

Может быть, целесообразно оптимизировать эту программу по какому-то из критериев: по сумме, по возрасту или по территориальному признаку. Например, если в Кировском районе есть свободные места в детских садах, а в Мотовилихинском нет, то, следовательно, в Кировском можно не давать возможность участия в программе, а там, где мест не хватает, предлагать право выбора. Это, безусловно, усложняет администрирование программы, но зато делает более адресной помощь родителям. Такой вариант политики мог бы привести к сокращению расходов.

Наша администрация идёт немного по другому пути: уже был снижен возраст детей, родители которых могут принимать участие в программе, далее программу планируется сохранить только для социально незащищённых слоёв населения. Это позволит принять бюджет без дефицита.

Если всё же будет принято решение оптимизировать расходы бюджета, уменьшив статью за счёт программы «Мамин выбор», тогда в 2014-2015 годах необходимо перераспределить инвес­тиционные деньги на восстановление и строительство детских садов, сокращая другие статьи бюджета развития (например, ремонт дорог).

Бюджет развития (инвестиционный бюджет города) на 2014 год запланирован в размере 2,5 млрд руб., это деньги на инвестирование в объекты социальной инфраструктуры. Строительство детского сада в среднем обходится в 100-200 млн руб., по данным, заложенным в бюджет Перми. По сравнению с суммами, которые тратятся сейчас на компенсации, это не так много.

Администрация Перми и городская дума должны разработать стратегию. В принципе, экономика Перми справится с умеренным дефицитом в пределах 1 млрд руб. Но окончательное решение по поводу бюджета примет Пермская городская дума. До декабря думцам предстоит решить, каким станет финансовый план города на ближайшие три года.


Поделиться