«Короче, так. Кинцо забавное…»

Кинокритики наперебой сравнивают фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» со знаменитыми картинами о «потерянном поколении интеллигентов»

Поделиться

В общем «командном зачёте» фильм Александра Велединского по роману Алексея Иванова получил четыре награды: приз за лучшую мужскую роль Константину Хабенскому, приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму достался участнику группы «Аквариум» Алексею Зубареву, а весь фильм кроме Гран-при получил ещё и приз Гильдии кинопрокатчиков.

По сообщению «Коммерсанта», принимая главный приз кинофестиваля, режиссёр Алексндр Велединский со сцены благодарил писателя Алексея Иванова за его книгу.

Кинокритики наперебой сравнивают фильм Александра Велединского со знаменитыми картинами о «потерянном поколении интеллигентов» – в первую очередь, с «Полётами во сне и наяву» Романа Балаяна.

«Московский комсомолец» пишет:

«Герой фильма Виктор Служкин не падает к нам с неба, он живёт среди нас, он один из нас. Он – с той тарзанки, с которой прыгнул в холодную осеннюю воду герой Олега Янковского в «Полётах во сне и наяву». В скольких фильмах мы пытались найти его, того самого, но из нашего времени. И никто не дотягивал – ни персонаж, ни артист. И вот – сложилось. Причём, так: Виктор Служкин в исполнении Константина Хабенского – герой нашего безвременья. Без оговорок, допущений, фраза эта после первого волнения от встречи с настоящим искусством пришла сама. Не надо искать и ждать героя нашего времени. Его нет. Есть он, герой безвременья.

Герой Хабенского – человек, который видит мир объёмно, поэтому выпадает из плоской картины мира. Как сказал сам актёр: «Виктор пытается сохранить свой мир, как может. Когда я думал о нём, мне понять Служкина помог монолог про смерть. Помните, он говорит: «А я смерти боюсь. Почему?.. Привык жить» Он всё-таки белая ворона. Наверное, я тоже белая ворона, на этом мы и сошлись».

Велединский перенёс действие из 1990-х в наше время. С согласия писателя. В этом фильме много пришло из жизни режиссёра, актёров. И чай Служкин курит, когда кончились сигареты, как когда-то давно сам Александр Велединский – это из его биографии. И Хабенский, и Елена Лядова, сыгравшая его жену, предлагали что-то свое на площадке – и все органично вписалось в эту историю. Частную историю, откликающуюся во всех. Главный герой – молодой и неординарный, живущий своим, а не общим пониманием жизни, он отовсюду выпадает… Конечно, в нем есть что-то и от Зилова, которого, как известно, Хабенский сыграл на сцене МХТ имени Чехова. Но у него нет зиловского эгоизма, и он не врёт. Он не безжалостен. Он, наоборот, всех жалеет, кроме себя.

В этом фильме всё сложилось. И литературная основа. И сценарий, написанный Валерием Тодоровским и Рауфом Кубаевым. Тодоровский сначала хотел снимать эту историю сам, но потом, перегорев, как хороший продюсер сделал правильный ход – пригласил Александра Велединского. Соавтор сценария знаменитого сериала «Бригада», режиссёр фильма «Русское» по мотивам произведений Эдуарда Лимонова, создатель ленты «Живой» о погибшем на чеченской войне поколении мальчиков, оказался тем, кто смог осилить эту историю. Велединский сказал, как это произошло: «Я прочитал книгу, не отрываясь. И понял, что могу в этот материал влюбиться и честно его делать».

 «МК» также взял экспресс-интервью у Александра Велединского:

– Скажите, а есть жизнь в Перми?

– Да, конечно, а эти 30 детей, которые у нас снимались, разве это не доказывают? Сколько они сами сочиняли, придумывали. И рэп, который у нас звучит, придумал Андрюша Прутков, наш Градусов. Они хотели в сцене на вокзале что-то спеть, пока ждали своего учителя. Хотели Цоя. Я им говорю: «Тогда за это надо деньги платить. А сами можете что-то сочинить?» И пока мы с камерой там возились, уже первый куплет у них был готов.

– Вы не боялись сравнений с «Полётами во сне и наяву»?

– Нет. Мы с самого начала знали, что они будут. И шли на это сознательно. Вот та сцена с качелями, когда Костя прыгает, он сам её предложил. Почему? Да потому что Служкин не мог не видеть «Полёты во сне и наяву».

Русское издание крупнейшего журнала кинопрокатчиков Variety тоже сравнивает «Географа» с советскими предшественниками:

Главный предмет обсуждения в кулуарах – впрочем, не нюансы оценки российских фильмов зарубежными отборщиками, а кино, которое, похоже, ждёт не столько фестивальный (если не считать собственно «Кинотавра», где ему, пожалуй, гарантирован главный приз), сколько прокатный успех. Речь об экранизации романа писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил».

Рассказывая историю пермского учителя географии Виктора Служкина (Константин Хабенский в самой, наверное, интересной своей роли за последние годы), Александр Велединский пытается применять к новой действительности русской жизни законы, по которым складывались большие советские фильмы об интеллигентах в состоянии душевного раздрая – от «Полётов во сне и наяву» до «Осеннего марафона».

«Географ» подразумевает примерно тот же конфликт возвышенных идеалов и убогости окружающего мира. Служкина разлюбила жена, любовницы, действующие и потенциальные, героя не вдохновляют, работа, кажется, скатывается в бессмысленную трату сил: современным пермским десятиклассникам абсолютно не интересны ни история, ни красоты родного края.

Остается пить, что герой Хабенского с упоением и делает – пока поход по местным лесам с несколькими школьниками-энтузиастами чуть не оборачивается трагедией. У Велединского получается большое, часто смешное, полное выразительных актёрских работ кино, но до советских фильмов на тему, оно, как ни старается, всё-таки не дотягивает – не покидает ощущение некоторой сконструированности, недокрученности конфликта и героя. Возможно, дело в автоматическом переносе действия из конца 1990-х в наши дни – драма сорокалетнего лузера, знающего наизусть всего Пушкина, но не способного нормально зарабатывать, получается несколько анахроничной: в отличие от Бузыкина и Зилова, Служкин не тянет на героя своего времени, скорее уж он – живой атавизм ушедшей эпохи.

На показ фильма на «Кинотавре» откликнулась в своём интернет-дневнике и «светская львица» Божена Рынска:

Фильм «Географ глобус пропил» прошёл при переполненном зале. С местами было настолько плохо, что нам пришлось впереться на ряд дирекции. Даже ложи и галёрка были увешаны зрителями. На «Кинотавре» обычно на 21-00 зал полный, но при желании места найти можно. Этот фильм, пока что, был самым аншлаговым.

Сказать, что я в восторге, не могу. Тем не менее, ни я, ни И. Е. с фильма не ушли, что показатель. Фильм смешной. Очень старомодный. Очень советский. В книге Алексея Иванова действие происходило в восьмидесятые. Режиссёр это всё перенёс в наши дни. А советский душок остался.

Кроме того, фильм дико вторичен. Был и гениальный Балаян с «Полётами», были «Доживём до понедельника» и «Розыгрыш». Хабенский уже сыграл Зилова в «Утиной охоте». В чём драма в «Географе», я так и не поняла. Да, Хабенский играет персонажа, который якобы должен быть трагическим. Но Зилов трагический, а географ жалкий и остроумный. За больное место жизнь авторы пытались укусить, пытались его нащупать, но в яблочко не попали.

Короче, так. Кинцо забавное. Диалоги остроумные. Сокращать на четверть как минимум надо, как почти всё фестивальное кино. Человечество ничего бы не потеряло, если бы этот фильм не был снят. Вполне можно было его и не снимать. Но и присутствие этого кинца в подлунном мире подлунный мир не портит. Вы ничего не потеряете, если картину не посмотрите. Но если посмотрите, тоже ничего не потеряете. Похихикаете, полюбуетесь на клёвого Хабенского.

Обозреватель «Известий» Лариса Юсипова считает сходство «Географа» с советскими предшественниками его безусловным плюсом:

Фильм Велединского был поставлен в программу под занавес фестиваля и вызвал огромный ажиотаж… После первой же сцены раздались аплодисменты, и они ещё не раз прерывали течение фильма. Аплодировали и актёрам – замечательному ансамблю, состоящему из Хабенского, Лядовой, Робака, Лагашкина, Уколовой, Брик, Стекловой и нескольких талантливых подростков, – и режиссёрскому решению каждой сцены. Даже не верится, что Велединский снял этот сложнейший фильм, включающий и каскадёрские трюки, за тридцать с небольшим дней. Еще более удивительно то, как советская «пост-оттепельная» традиция – от «Утиной охоты» до «Полётов во сне и наяву» и «Осеннего марафона» – сочетается здесь с совершенно современным кино.

В отличие от своих предшественников – героев Вампилова, Янковского, Басилашвили – «географ» (Константин Хабенский) по всем внешним признакам – обыкновенный лузер. Из каждой ситуации, будь то роман жены с его лучшим другом, война с 10-м «А» или отчаянная влюблённость ученицу внутренне выходит победителем. В этом мягком и безвольном на первый взгляд человеке живёт железная воля и абсолютное чутьё на то, что правильно, а что нет. В разряд «правильно» могут попасть совершенно неполиткорректные вещи: и пьянство (в том числе с учениками), и игра в классе в подкидного дурака, и рукоприкладство. Но никогда предательство, жестокосердие, глупость.

Самому герою Константина Хабенского, в прошлом аспиранту биофака, устроившемуся работать в школу в Перми на единственную вакантную должность, вряд ли приходит в голову, что он «дауншифтер», или «внутренний эмигрант». Возможно, он даже не формулирует для себя такое понятие, как внутренняя свобода, но он обладает ею. В давней, на каждом фестивале вновь возникающей дискуссии «кто он, современный герой?» фильм Велединского становится очень существенной репликой.

Действие романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», по которому снят фильм, происходит как минимум лет 15 тому назад, но на экране это легко опознаваемые наши дни. И даже не потому, что герою на день рождения дарят книгу «Современное искусство Перми» (просвещённый зритель сразу вспоминает и о Марате Гельмане, и о фестивале «Территория», и о многом ещё), а потому что Велединский сумел обозначить такую трудноуловимую материю, как настроение социума, или «температура общества», выражаясь языком позапрошлого века.

… В отличие от многих других участников конкурса, «Географ» в его нынешнем виде совсем не кажется затянутым. Цитаты из фильма разлетелись по фестивалю, а песня «Его же посадят за мёртвых детей» моментально стала хитом.


Поделиться