«То, что они делают, — это изумительно»

Начинающие пермские мультипликаторы поучились творчеству у малышей

Поделиться
Бабушка и гарыныч
Кадр из мультфильма «Бабушка и Горыныч»

В Перми побывал художественный руководитель новосибирской киностудии «Поиск» Пётр Анофриков. Он провёл мастер-класс для начинающих мультипликаторов Пермского края в центре «Росток».

Детская киностудия «Поиск» работает в Новосибирске с 1973 года. За это время «Поиск» помог открыться мультипликационным студиям во многих городах России: Салехарде, Норильске, городах Горного Алтая, Тывы и Ханты-Мансийского округа. «У нас большой опыт и мы готовы делиться им, поэтому к нам приезжают на стажировку из других городов России или мы сами выезжаем с семинарами, чтобы помочь начинающим мультипликаторам-педагогам», — говорит Анофриков.

В 1980-е годы Анофриков с учениками студии превратили старый троллейбус в кинозал на 40 мест.

Пётр Анофриков, художественный руководитель киностудии «Поиск»:

— Ребята, подростки всё делали сами: и зрителей принимали, и фильмы показывали, чувствовали себя взрослыми. За лето наш детский кинотеатр «Старый троллейбус» посещал 25-30 тыс. детей — и это только по билетам. А после того, как мы побывали на киностудии «Союзмультфильм» и увидели, как там снимают мультики, — мы заболели этим видом искусства. Стали тоже снимать мультфильмы.

Если в кинотроллейбусе постигали искусство школьники, то теперь главные мультипликаторы студии «Поиск» — трёх-пятилетние малыши. Студия развивается как творческий и педагогический центр. Мамы приводят в студию восьмимесячных детей к монтессори-педагогам. Они помогают ребенку привыкнуть к самостоятельности, научиться важным для этого возраста навыкам. И к двум годам, а бывает и раньше, ребёнок готов перейти в группу «я сам» и снимать мультфильмы.

Любителям мультфильмов показали картины, созданные малышами: «Что такое зима», «Прекрасный свет», «Дед Мороз», «Про колечко», «Бочка с красотой», «Песня эльфов», «Семь разноцветных».

Мультфильм «В огородике у нас» создан детьми двух и трёх лет, а одному из участников съёмочной группы на момент создания картины не исполнилось и двух лет.

Пётр Анофриков:

— В мультипликации множество возможностей. Это творческий процесс и редкий вид деятельности, где педагог готовит автора. Ребёнок создает оригинальное художественное произведение и получает знания в процессе работы над фильмом. Был случай, когда ребёнок решил снимать фильм про альбатроса, а сам даже не знал, как этот альбатрос выглядит. Преподаватель ему говорит: «А ты попробуй сам узнать!» И вот мальчик пяти лет идёт с бабушкой в библиотеку, они находят книгу, читают про альбатроса, рисуют его, потом пишут с мамой стихи, и уже вся семья помогает ребёнку — а он, между прочим, во главе процесса. Это ли не научит самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность? Хотя никто и не знает, чем закончится создание фильма, насколько он получится удачным. Подвиги, как у Мюнхгаузена, по расписанию не совершаются.

В студии «Поиск» используют самую простую технологию создания мультфильмов под названием «перекладка» со стеклянными ярусами и вырезанными из бумаги плоскими персонажами. Компьютерной графикой в новосибирской студии стараются не увлекаться. Важно, чтобы ребёнок научился вырезать, рисовать — творить своими руками.

Юный режиссёр придумывает историю, пишет раскадровку и реплики, рисует и вырезает персонажей, фоны, снимает мультфильм. Монтаж и звук обычно помогает сделать педагог. И, как говорит Пётр Анофриков, «важная задача педагога в процессе сотворчества — давать свободу тогда, когда ребёнок уже готов сделать то или иное действие без помощи взрослого. Рано или поздно наступит момент, когда он создаст мультфильм от начала до конца самостоятельно».

Так в киностудии «Поиск» рождаются мультипликационные фильмы, которые смотрят с радостью и дети, и взрослые.

Мультипликатор Юрий Норштейн так охарактеризовал деятельность «Поиска»: «То, что они делают, — это изумительно, просто счастье смотреть. Наивные, чистые, светлые фильмы, потому что вся творческая часть принадлежит детям. Многим было бы хорошо поучиться у них простоте и ясности».

Педагоги «Поиска» не только ведут занятия в студии, но и выезжают к маленьким пациентам НИИ патологии кровообращения им. Е. Н. Мешалкина. В клинике оборудовали небольшую киностудию, назвали её «МешалКино» и ребята, которых готовят к операции, или которые уже прошли через неё, рисуют мультфильмы.

«Самое главное, что мы можем отвлечь детей от их проблем», — говорит Пётр Анофриков.

Встреча с Петром Анофриковым заставила пермяков вспомнить, как снимать мультфильмы. Ведь с 1965 по 1997 годы здесь работал мультцех «Пермьтелефильма». Режиссёрами и аниматорами Светланой Можаевой, Леонидом Кощениковым, Ириной Тимофеевой, супругами Ольшевскими в разные годы были созданы 40 мультипликационных фильмов, среди которых «Самый уважаемый», «Капризка», «Ксюша и Компьюша». Это были рисованные, кукольные и пластилиновые мультфильмы, которые смотрели во всём мире.

Сегодня в Перми существует несколько отдельных любительских студий мультипликации. Работает «Центр развития анимационного творчества». Кроме того, в центре художественного творчества «Росток» развивается проект «Мульттерапия».  По словам руководителя проекта Галины Субботиной, это цикл обучающих семинаров, с помощью которых педагоги осваивают мультипликацию для работы с детьми в детских киностудиях, социально-реабилитационных центрах, учреждениях культуры и дополнительного образования Пермского края.

В ходе семинара выяснилось, что мультипликация интересует многих педагогов. Любители картин для самых маленьких приехали из разных уголков края: Чусового, Верещагино, Кизела, Соликамска, Березников, Добрянки, Сивинского, Кунгурского, Суксунского, Уинского, Усольского, Кудымкарского, Куединского районов.

По словам Галины Субботиной, проект «Мульттерапия» будет развиваться дальше. Обучение возобновится в феврале. У организаторов также есть планы организовать мультипликационную студию в одной из пермских клиник.


Поделиться