Две трети горожан вообще ничего не слышали о скандальной выставке Василия Слонова
Социологическое агентство СВОИ проверило, так ли уж важно для пермяков закрытие выставки красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», проходившей в рамках фестиваля «Белые ночи».
Выставка была закрыта после критики как региональных, так и федеральных депутатов и чиновников, увидевших в ней оскорбление спортивной гордости России. Этот скандал получил широкий резонанс среди интернет-пользователей: пермяки обсуждали его в блогах и социальных сетях, сторонники и противники закрытия выставки сталкивались в жарких спорах.
Опрос агентства СВОИ был проведён 19-22 июня 2013 года, в нём приняли участие 500 горожан старше 18 лет из семи районов Перми. Предельная ошибка выборки составляет ±4,5%.
Как оказалось, почти две трети горожан вообще ничего не слышали о скандальной выставке, которая стала причиной увольнения известного галериста с поста директора музея современного искусства. Для подавляющего большинства широкой общественности этот скандал прошел незамеченным, особенно для молодых людей в возрасте 18 — 30 лет (для 73% из них).
Только треть опрошенных жителей города знали про запрет выставки Слонова. Но и здесь сюрприз: доля пермяков, поддерживающих запрет выставки, (12,8%) практически равна доле тех, кто запрет осуждает (12,0%). Ещё 10,8% затруднились определить отношение к этому событию.
За запрет выставки «Welcome! Sochi 2014» высказывались чаще лица старшего возраста и преимущественно женщины. Чаще всего пенсионерки объясняли свою позицию эстетическими мотивами — «не нравится» (20,3%). Помимо этого, можно выделить четыре основные группы мотивов, которыми руководствовалась данная группа респондентов:
- неприятие современного искусства, непонимание смысла выставки, её художественной ценности («ерунда, бред», «не нравится направление в искусстве», «не является искусством», «неэстетично», «нет ничего хорошего, мы воспитаны по-другому»);
- негативное отношение к апологету современного искусства в Пермском крае Марату Гельману («всё не нравится в политике Гельмана», «нас представляют идиотами»);
- восприятие выставки как антипатриотичной, порочащей идею Олимпиады и российский спорт («если художник хотел вызвать отвращение, он этого добился», «детям такое смотреть нельзя», «в канун Олимпиады нельзя вывешивать такие картины и позорить российский спорт», «мне не понравилось, Олимпиада должна приносить радость», «символ Олимпиады, над ней издеваться не стоит», «никакого позитива, по отношению к стране выглядит очень плохо», «показал смерть, фашистские кресты, русским вообще не пахнет; проамериканскую культуру не надо»);
- мнение, что выставка пропагандирует негативное восприятие действительности, несёт в себе деструктивное начало («грубые картинки», «злые картинки», «мне не нравятся искажения», «надоели унижения в жизни, их увидела и в картинах», «с внучкой я бы на такую выставку не пошла — негатива у нас хватает», «надо соблюдать приличия и уважение к тому, на кого шарж пишешь», «хамство»).
Против запрета выставки чаще высказывались лица в возрасте 31 — 45 лет, преимущественно мужчины. Чаще всего они мотивировали свое отношение эстетическими причинами — «мне понравилось» (10,0%). Однако сильны и другие мотивы:
- отстаивание права на свободу слова и самовыражения, отрицание запретов («каждый имеет своё мнение», «всякое искусство имеет право на существование», «если выставляют фекалии на просмотр и за это берут деньги, почему сатиру не выставить на просмотр?», «затыкать рот людям, которые хотят сказать своё мнение, нечестно и несправедливо», «мы живём в свободной стране, каждый имеет право на самовыражение; он никого не унизил не оскорбил, если мы хотим — мы идём и смотрим или нет»);
- запрет — это бесплатный широкий пиар этих картин («не надо делать ему рекламу», «против всех запретов, так как человек делает на них пиар; пусть выставляется, и о нём быстрее забудут», «это провокация в чистом виде, приплаченная, чтобы привлечь внимание к этой персоне»);
- необходимость провокативного искусства как вида современного искусства («нормально отношусь и как к искусству, и как к провокации нормально», «нужно высмеивать пороки нашей действительности», «правильно делает — высмеивает недостатки руководителей, строителей, короче, всё правильно»).
Напомним, картины Василия Слонова изображают олимпийские кольца в виде виселиц и черепов, олимпийского мишку в виде Сталина и т.д. В настоящее время карикатуры проходят проверку в полиции на экстремизм и на незаконное использование олимпийской символики.
«Новый компаньон»