«Город на Стиксе» — это Пермь и не Пермь
Место действия книги – просто Город. Это может быть любой провинциальный город России, поскольку речь идёт о переживаниях столичной штучки, заброшенной по распределению в некий региональный центр, который для неё, конечно, глухая провинция. Подобная коллизия могла бы случиться и в Тамбове, и в Тюмени, и в Пензе. Однако описанные в романе события имели место в реальности, и эта реальность – пермская. Среди персонажей культурно подкованный пермяк опознает знакомых – например, хореографа Евгения Панфилова.
Речь в книге идёт о затягивающей, губительной силе провинции – пространства, где творческие люди не могут развернуться, где всё даже маргинальное принимается с насторожённой недоброжелательностью, и если нет возможности убить талант – то убивают его носителя, человека. В этом смысле заголовок – просто замечательный: Стикс – это и граница потустороннего мира, и просто ручей в Перми. Но, с другой стороны, та же провинция даёт пищу для размышлений, материал для творчества, дарит вдохновение, учит выживать вопреки обстоятельствам и, уж если полюбит, то будет на руках носить.
Так что Город на Стиксе противоречив, а книга – это в некотором смысле притча о выборе творческого человека, выборе места жительства, который становится выбором судьбы. Но в то же время это очень женский роман, со сплетнями, любовными драмами и семейными разборками. Наталья Земскова посвятила его лучшей подруге, коллеге по отделу культуры газеты «Звезда» Ольге Штраус.