«Всё, спасибо, Марат Гельман. Давай, до свидания»

Поделиться

Опрошенные Новым компаньоном лидеры мнений в Перми неоднозначно оценивают отставку Марата Гельмана с поста руководителя Музея современного искусства PERMM.

«Всё, спасибо, Марат Гельман. Давай, до свидания»
«Всё, спасибо, Марат Гельман. Давай, до свидания»
Фото: Константин Долгановский

Игорь Аверкиев, исполнительный директор Пермской гражданской палаты:

— Отставка Марата Гельмана ничего не значит, если не будет сильной альтернативной фигуры в Перми, которая займётся современным искусством. Но поскольку таковой нет, то отставка Гельмана ровным счётом ничего не значит. Это негативная политика.

Наиля Аллахвердиева, руководитель программы «Паблик-арт» Музея современного искусства PERMM:

— Временное пермское правительство окончательно рехнулось. Теперь мы знаем имена могильщиков. Что же, это «почётная» репутация, поздравляю. А какую смелость нужно иметь или, возможно, страх, чтобы на такое решиться! А должны были к 20 числу снять губернатора. Думаю, он решил принести символическую жертву.

Олег Ощепков, генеральный директор Ozon Group, бывший министр культуры Пермского края:

— У меня нет однозначного мнения по этому вопросу. В увольнении Гельмана есть безусловные «за» и «против». Но односложно не получится ответить, я ведь не депутат и не коммунист. Дать нормальный ответ сейчас не смогу.

Игорь Шубин, член Совета Федерации от Пермского края:

— Короче, Пермский край не пострадает. Всё, что нужно, он уже сделал  — всколыхнул, взбудоражил всю общественность, всех творческих людей, дал понять, что может быть вот так. Дальше мы сами. Всё, спасибо, Марат Гельман. Давай, до свидания.

Олег Лысенко, социолог и политолог, доцент кафедры культурологии Пермского государственного педагогического университета (цитируется по публикации на Mnenia.ru):

— На мой взгляд, скандальный фестиваль «Белые ночи» — это скорее повод для увольнения Гельмана, чем реальная его причина. Это вполне ложится в логику происходящего в последние полгода в Прикамье.

Роль Гельмана в том, что называют «пермский культурный проект», несомненно, одна из ведущих. Нельзя сказать, что сотворил он это все в одиночку, к его проекту в разное время подключилось множество людей. У каждого были свои мотивы, свои идеи — эти люди использовали ситуацию, которая Гельманом была создана.

Роль Гельмана можно сравнить с ролью большого кирпича, который рухнул в болото. Полетели брызги, многие, может быть, остались недовольны, но болото заколыхалось. Кое-кто стал даже делать проекты в пику Гельману, которые иначе никогда, наверное, не были бы реализованы.

О завершении проекта говорить рано. Если деятельность Гельмана получит всходы, то его проект не рухнет, а если не получит, значит, его проект был исключительно привнесенным сверху и мертворожденным.

Мне кажется, что всё-таки эффект будет, и пермский культурный проект получит своё дальнейшее развитие. Ведь когда о нём говорят, обычно вспоминают артефакты типа «Красных человечков», фестиваль «Белые ночи» и так далее. На самом деле это явление глубокое, Гельман проделал большую работу по привитию проектной деятельности в сфере культуры не только на уровне регионов, но и на уровне муниципалитетов. Это было обучение управленцев от культуры, самих работников культуры, которым рассказывали, как пользоваться ресурсами от грантов, программ и конкурсов. Я думаю, что эти работники останутся и позаботятся о том, чтобы культурный ландшафт Перми никогда не был прежним.

Позиции в том духе, что «Дайте нам денег, потому что мы творим высокое искусство, без конца пускаясь в пляс в кокошниках», уже не будет. Теперь работает другая схема  — сначала разрабатываются проекты, потом под них ищутся спонсоры, не только среди органов власти, но и в бизнес-среде. Работник культуры уже поняли, как можно действовать, чтобы на тебя смотрели не как на городского сумасшедшего, которому нужно постоянно давать деньги, а как на равноправного партнёра, который может приносить пользу.

Михаил Скоморохов, художественный руководитель Пермского театра юного зрителя:

— Я не готов оценивать фигуру Гельмана как художника, это не моя прерогатива. Человек он умный, в своём деле соображает. Сначала все восхваляли, а теперь пинать что ли? Единственное, что могу охарактеризовать, — это выставку Слонова. Нормальная это выставка, это пародия и сатира не на олимпийцев, а на Олимпиаду. Это такой жанр, что из этого? Что сатиры бояться-то?

Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи:

— Извините, нет, я не буду комментировать. Я очень расстроена этим событием.

Юлия Баталина, редактор отдела культуры Издательского дома «Компаньон» (цитируется по публикации на Mnenia.ru):

— Гельмана хотели убрать давно, и искали повод. Он нашёлся в этих олимпиадных карикатурах. Не будь охоты на Гельмана, никто бы на них внимания не обратил, тем более что они выставлялись год назад, правда, на другой площадке.

Что касается самой отставки Гельмана, то я не склонна драматизировать её последствия. Мы проходили подобное. Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян уехал в Москву, и поднялась паника  — что же теперь будет, театр погибнет! С назначением нового художественного руководителя, театр прославился, появился новый импульс, в общем, он живёт, всё вышло не так, как того опасались. Поэтому я считаю бессмысленным бояться того, что с уходом Гельмана культура кончится, а деньги на неё перестану выделять.

А то у нас в фейсбуке уже пишут, что «надо поскорее напоследок сходить в музей, пока там наши сиволапые все не разнесли». Не факт, что новый директор будет сиволапый, и не факт, что он будет наш. Эта нелюбовь к «варягам» самим Гельманом и спровоцирована, его поведением, его манерами, его отношением к людям, его безнаказанностью, его алчностью. Но не значит, что вся провинциальная культурная среда такая ксенофобская и всех ненавидит  — к толерантным приезжим и мы толернатны. Вместе с Гельманом работает Владимир Гурфинкель, который не вызывает ни у кого неприятия, потому что он отлично сработался с пермскими творческими кадрами, и в целом позитивный, лояльный человек, который не вносит разлад, а всех примиряет.

Вся проблема не в увольнении Гельмана, а в том, кто будет вместо него. Сможет ли этот человек наладить контакт с местными творческими группами, склонен ли он вообще к диалогу. Нужно тщательно выбрать такую кандидатуру, сможет ли он не только руководить Музеем современного искусства, но и руководить фестивалями. Увольнение Гельмана  — это не просто увольнение директора музея, это увольнение двигателя, который инициировал многие культурные процессы. Теперь нужен человек, который примет на себя эту роль.

«Новый компаньон»


Поделиться