«Оборонпром»: Двуликий Янус, когда генконструктор совмещал должность гендиректора, — пережиток прошлого
Коллектив ОАО «Авиадвигатель» воспротивился смене управляющего директора, инициированной собственниками компании, ОАО УК «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). На 11 апреля назначено собрание коллектива ОАО «Авиадвигатель», на котором будет поднят вопрос о несогласии коллектива с решением собственников. Одновременно коллектив ОАО «Авиадвигатель» направил письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором выступил против лишения Александра Иноземцева функций управляющего директора.
«Управление конструкторскими бюро, работающими в наукоёмких секторах экономики, сложный неординарный процесс, имеющий свою специфику: в конструкторском бюро может быть только одно первое лицо — Генеральный конструктор, на нём лежит полная ответственность, и у него же должна быть вся полнота власти. Генеральным конструктором может быть только профессионал с практическим опытом работы и глубоким знанием продукта, его тонкостей и особенностей отрасли и т. п. Эффективные менеджеры-управленцы в таком деле абсолютно бесполезны, в противном случае в мире было бы много разных конструкторских школ, а у России не было бы проблем с инновациями!» — говорится в письме.
Пресс-служба ОАО УК «ОДК» в ответ на просьбу «Нового компаньона» предоставила ответ ОАО ОПК «Оборонпром» на письмо коллектива «Авиадвигателя» Владимиру Путину. Приводим текст письма без сокращений.
Перед КБ «Авиадвигатель» стоит амбициозная задача — создание нового поколения семейства гражданских двигателей тягой 9-18 тонн. От успеха «Авиадвигателя» как разработчика во многом зависит, какое положение будет занимать российское двигателестроение в ближайшие 50 лет. ПД-14 — это на сегодняшний день единственная перспективная разработка ОДК в гражданском сегменте. Поэтому спрос с КБ очень велик. Только бюджетных ассигнований на этот проект государство выделяет около 35 млрд. рублей. И за эти деньги надо будет держать ответ.
Поэтому А. Иноземцеву было предложено сконцентрироваться на работе над этим двигателем в качестве генерального конструктора.
Задача ОДК, сформулированная в Стратегии развития двигателестроения и одобренная акционерами, — сформировать из конгломерата входящих в холдинг предприятий эффективную компактную структуру, способную реально конкурировать на мировых рынках и закрепиться к 2020 году в числе одного из пяти лидеров мирового рынка. Данные задачи, также нашли свое отражение в государственной программе «Развитие авиации».
Только в этом случае мы можем говорить о сохранении в России компетенции по созданию и производству газотурбинных двигателей. И только в этом случае можем говорить о развитии производства, загрузке мощностей, сохранению и созданию рабочих мест
Объединение функций управления и создания новых моделей было оправдано в советский период, когда во главе КБ стояли ярчайшие и талантливые личности — Миль, Камов, Соловьев, Люлька, Кузнецов и др., на которых и зижделась и наука, и производство. Это также было целесообразно в приватизационный период, когда КБ становились отдельными юридическими лицами и генеральные конструкторы как наиболее пассионарные личности в КБ брали на себя миссию выживания своих бюро в рыночных условиях.
Однако ситуация изменилась: бороться за выживание уже не надо. Государство обладает достаточными ресурсами, чтобы финансировать разработки, оно само дает через ФЦП и ГОЗ задания промышленности по созданию и производству необходимой техники.
Поэтому т. н. двуликий Янус, когда генконструктор совмещал должность гендиректора — менеджера, продавца, хозяйственника и т. д., — пережиток прошлого.
Ряд предприятий, входящих в «ОБОРОНПРОМ», уже прошли через эту процедуру. Несколько лет назад административные функции и функции конструирования были разделены в КБ Миля и КБ Камова. Как результат — появление новых моделей вертолётов Ка-226Т, Ка-62, Ка-52, которые идут в серийное производство.
В Самаре из четырех юридических лиц, среди которых были и конструкторские бюро — СНТК им. Кузнецова и СКБМ — в 2011 году было создано одно юрлицо. Сейчас конструкторы заняты практической работой по своему непосредственному профилю — модернизации двигателей НК-33 и НК-32.
Конкуренты ОДК на мировом рынке — это высокотехнологические холдинги с центром в головной компании, где сосредоточены все основные ресурсы: конструкторские, финансовые, логистические. Здесь принимаются решения, выстраиваются цепочки взаимоотношений по всему миру, создаются все продуктовые линейки. А помимо головной компании существуют только центры технологической компетенции, отделения поузловой специализации, сборочные площадки. Никаких крупных заводов с развитой дополнительной инфраструктурой и многотысячным штатом управленцев. Только так сегодня можно развивать производство, получать рентабельные предприятия, работающих с прибылью. Никто не знает имен конструкторов иностранных двигателей и вертолётов и тем более никто из зарубежных коллег-конструкторов А.Иноземцева не возглавляет ни Pratt & Whitney, ни General Electric, однако компании, в которых эти конструктора работают, являются мировыми лидерами.
ОДК также идёт по этому пути. И разделение конструкторских и управленческих функций на «Авиадвигателе» — логическое продолжение начатых преобразований.
Функции создания новых изделий остаются за «Авиадвигателем» как головным КБ Дивизиона гражданских двигателей. Также за компанией остается функция сопровождения двигателя ПС-90, который требует также немалых доработок и внимания. Тот производственный план, который имеет «Авиадвигатель», будет выполняться.
В Перми остается центр конструкторской мысли гражданского двигателестроения с огромным объемом задач.
Перед КБ «Авиадвигатель» стоит амбициозная задача — создание нового поколения семейства гражданских двигателей тягой 9-18 тонн. От успеха «Авиадвигателя» как разработчика во многом зависит, какое положение будет занимать российское двигателестроение в ближайшие 50 лет. ПД-14 — это на сегодняшний день единственная перспективная разработка ОДК в гражданском сегменте. Поэтому спрос с КБ очень велик. Только бюджетных ассигнований на этот проект государство выделяет около 35 млрд. рублей. И за эти деньги надо будет держать ответ.
Поэтому А. Иноземцеву было предложено сконцентрироваться на работе над этим двигателем в качестве генерального конструктора.
«Новый компаньон»