«Это надо остановить!»

Поделиться
«Это надо остановить!»

В Министерстве транспорта и связи Пермского края 16 мая прошли общественные слушания по вопросу реконструкции шоссе Космонавтов от моста через Мулянку до улицы Аэродромной (то есть до аэропорта Большое Савино).

Владимир Митюшников, министр транспорта и связи Пермского края:

— Проект у нас был в 1,8 млрд руб. Зашли на экспертизу, которая дала нам смету 2,065 млрд руб. Сегодня у нас политическое принятие решения, мы должны во втором чтении в краевом Законодательном собрании получить одобрение. Сейчас у нас вопрос: есть ли возможность удешевления и будут ли замечания госэкспертизы и Роспотребнадзора?

Проект представил его руководитель из ООО «Geo проект» Илья Стенин. По его словам, вся длина реконструируемого участка делится на две части: 5,6 км проходит в черте города, 2,890 км — в Пермском районе. В городе ширина шоссе запроектирована на шесть полос, далее — на четыре. Между полосами будет установлен пятиметровый разделительный барьер. Освещение предусмотрено на всём протяжении, в том числе антибликующее. Особенность проекта состоит в том, что на протяжении участка будет установлено восемь надземных пешеходных переходов, кроме того, в черте города будет проложена ливневая канализация.

Илья Стенин, руководитель проекта:

— Участок имеет 32 угла поворота — автомобилисты знают, что это такое. Мы оставим всего восемь. На всём участке требуется два вида работ: до автосалона Volvo нужно то, что по классификации называется «ремонт» - это замена верхнего слоя покрытия, бортового камня и прочее, устройство оттянутого разворота в обе стороны. Далее — уже реконструкция. Здесь основной элемент — надземные переходы. Все развороты, которые сейчас есть, будут закрыты, светофоры будут убираться. Тротуарные дорожки будут шириной 3 м. Около Volvo убираем и все левые повороты, а также около подъезда к Хмелям, чтоб обеспечить непрерывность движения.

По словам Стенина, в районе Ванюков запроектирован «карман» для автобусов. Все места для разворотов будут дополнены полосами разгона. Единственный светофор, который будет работать на этом участке, — на перекрёстке улиц Промышленная и Оверятская. Он будет синхронизирован со светофорными объектами поблизости, чтоб обеспечить «зелёную волну».

Илья Стенин:

— Столбы с освещением стандартные, мы только предложили установить на каждом герб Пермского края. Предусмотрены и шумозащитные экраны на 2,4 км.

Своё выступление Стенин закончил цифрами: «Проект прошёл сметную и техническую экспертизу, вышел на 1,987 млрд руб. Стартовая стоимость на торгах будет 2,65 млрд руб., это уже со всеми накрутками».

Собравшиеся депутаты Законодательного собрания поначалу вяло задавали вопросы, поинтересовавшись только, где будут установлены шумовые полосы. Как отметил Стенин, протяжённость в 2,4 км — это сумма всех закрытых участков, также подрядчик будет должен высадить компенсационную лесополосу.

Бурное обсуждение вызвал вопрос об организации движения у самого аэропорта, где предусмотрено кольцо. Выяснилось, что первоначально рассматривался вариант обустройства направленного съезда, но на тот момент у проектировщиков не было данных о точном местоположении нового аэровокзального комплекса. «Кольцо будет сдвинуто на 650 м к Усть-Качке», - добавил Стенин.

Владимир Митюшников добавил, что кольцо должно строиться уже не в рамках проекта реконструкции шоссе Космонавтов, в во время ремонта автодороги Пермь - Усть-Качка.

С бурной критикой проекта выступил депутат Законодательного собрания Олег Жданов. По его подсчётам, водитель, огибая места для разворотов, делает четыре движения рулём, итого на пять участков в сумме получается 20, тогда как было заявлено всего восемь без учёта маневрирования около этих мест.

Олег Жданов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Ни о каком скоростном режиме говорить не приходится! Где в мире так ездят?

Отвечая на вопрос Жданова, Стенин сказал, что такая схема движения применяется в Швеции, Дании и Финляндии.

Олег Жданов:

— Вы делаете широкую дорогу. Всё основание, выстроенное когда-то, уходит под газон. Трёхметровые тротуары — это дорога-дублёр. Надо знать наш менталитет. Применение отложенных разворотов абсолютно неоправданно. Надо либо обосновать такие решения, либо уходить в двухуровневые развязки или кольцо. Я не понимаю таких вспомогательных решений как трёхметровые тротуары. К тому же объект подорожает ещё на 10%!

Геннадий Шилов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Я бы пожелал, чтоб вы остановили реконструкцию на 75 пике (недалеко от съезда на аэропорт). Что мне не понравилось? Выезд с Кондратово. Как у нас рейсовые автобусы будут выезжать? Разворачиваться на Западном обходе? Дорога была опасная, городская. Мы вывели её в край, но проблему не решили. Там невозможно проехать — машины бьются. Со стороны города не пропускают на улицу Промышленную, а там 50 тыс. человек работают. Когда строили Иву — сэкономили, а что мы детям оставили? Какая это скоростная дорога?

Олег Жданов предложил снять весь проект реконструкции и обустроить несколько развязок, в том числе, на перекрёстке улиц Промышленная и Осенцовская. По его расчётам, одна развязка обойдётся в 400 млн руб. и решит проблемы, тогда как 2 млрд руб., потраченных на рекоснтрукцию шоссе, этого не сделают.

Олег Жданов:

— Дорога ничего не улучшит. Мы не решим проблему автобусов, мы не решим вопрос аэропорта. Это надо остановить! Надо сделать  развязки, а потом посмотреть.

«Надо просчитать как минимум на 10 лет вперёд: с новым аэропортом у нас поток вырастет в три раза, а все больные точки останутся», - добавил Шилов.

На расчёты Жданова Стенин заявил, что современные развязки также стоят 2 млрд руб., на что Жданов сказал: «Тогда надо китайцев звать».

В ходе бурной дискуссии Стенин сказал, что существует и другой проект — сделать улицу Строителей дублёром шоссе Космонавтов с соединением в Ясырях. Олег Жданов, тем не менее, бурно реагировал на каждую реплику Стенина. «После моста на Мулянке пробок нет! В Домодедово вообще две полосы ведут», - критиковал Жданов.

В защиту проекта была представлена статистика: в 2012 году на участке, который планируется реконструировать, погибли четыре ребёнка, в 2013 году — два.

«Статистика показывает:  хуже дороги — меньше аварий», - прокомментировал Жданов.

Чтобы доказать Жданову состоятельность проекта, Стенин выключил проектор и начал рисовать перекрёстки на бумаге. В это время Геннадий Шилов внёс предложение: «Должны быть согласованные действия города и края. Не надо ничего строить около аэродрома до начала его строительства». При этом и. о. заместителя главы администрации Перми Николай Уханов ответил, что в трёхлетнем бюджете города денег на эти цели не заложено.

Параллельно собравшиеся говорили и о пробках: то утверждалось, что их нет, то доказывалось, что с реконструкцией шоссе и после неё центр города «встанет». Говорилось и о том, что пробки собираются только в тех местах, где есть съезды.

«Никакими проектными решениями мы не изменим менталитет людей», - резюмировал Стенин.

Олег Жданов потребовал перечислить ему всю смету, но когда Стенин начал её зачитывать, коллеги попросили остановиться только на основном. Так, согласно расчётам, 52 млн руб. уйдёт на подготовительные работы, 1,080 млрд руб. - на основные объекты строительства, 272 млн руб. - на инженерное обеспечение. Также планируется выкупить 1,6 га, на что предусмотрено 18 млн руб. «Это рыночная стоимость, но ещё без судов, а они будут!», - заверили проектировщики.

Владимир Нелюбин, владелец ОАО «Пермдорстрой», депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Въезд в город — это наше лицо. Деньги, которые мы вкладываем сегодня, не совсем эффективно используются. В том году, когда мы отдали аукцион (строительство Восточного обхода, которое выполняет ЗАО «Ханты-Мансийскдорстрой» - ред.), - бюджет получил 490 млн руб. убытков. Никто в Законодательном собрании мне не сказал, что надо экономить деньги. Сегодня нельзя имидж города измерять деньгами. Люди прилетают в красивый аэропорт и в итоге встают на въезде в город. По большому счёту, каждый из нас прав. Золотая середина — это если на этом участке не погибнет ни один ребёнок, это самая большая награда.

«Это удар ниже пояса — про детей модно в любой отрасли сказать», - не унимался Жданов.

«Три дня назад у нас появилось Савинское поселение — это объединились Сокол и Савино. А значит, трафик сейчас будет перераспределён», - отметил глава Пермского района Александр Кузнецов.

Дискуссия всё больше перерастала в личные споры, на фоне которых прозвучала фраза: «Зачем сегодня губы красим?».

Утихомирить коллег попытался Геннадий Шилов, ещё раз чётко озвучив предложение о точке на 75 пике и согласовании действий с городом. Его поддержал и Митюшников: «Если город скажет о’кей, займётся кольцом и попросит 1 млрд руб., и  мы рассмотрим...», - однако договорить ему не дали. После ещё одной волны споров Митюшников продолжил: «229 млн руб., которые мы дополнительно просим, если нам их не дадут, то давайте тогда уберём шумовые экраны». Здесь уже не выдержал Кузнецов: «Даже тогда не приходите ко мне в район!»

«Мы должны найти компромисс с городом, мы же не отдельное государство. Но у нас нет рычагов давления на город», - отметил Шилов.

Владимир Митюшников:

— То, что предложил Олег Жданов: зерно есть, но проект тогда надо похоронить. Прозвучала рекомендация найти удешевление. Будут торги, будет снижение, шаг там большой, 10-15% уйдёт. У нас сложный инфраструктурный объект, надо задействовать город. Возможности снижения цены постараемся найти в процессе.

Геннадий Шилов также предложил оформить протокол слушаний, где нужно указать конечную точку реконструкции — 75 пик. В качестве компромисса Стенин предложил 81 пик — точка съезда на улице Аэродромная.

«Желание - построить много, но некачественно, а этого бы не хотелось. Выносим на Законодательное собрание», - сказал Шилов.

«Тяжело будет», - отметил депутат краевого парламента Александр Третьяков.

Высказаться попросили и Николая Уханова. «Шоссе Космонавтов до Гознака — здесь нужно 5 млрд руб. Как это город будет решать — я не знаю. А городской участок шоссе — ещё сложнее», - ответил чиновник.

«Ну, тогда нужны консультанты, которые сделают нам маршрутную сеть. А мы будем по ней развиваться», - сказал Митюшников.

Собравшиеся, казалось, начали второй круг дискуссии, на что Митюшников пояснил, что остаться могут только те, у кого ещё есть вопросы. В итоге беседу в узком кругу продолжили сам Митюшников, Шилов и их коллега по Законодательному собранию Виктор Плюснин. 


Поделиться