«С точки зрения приоритетов, шоссе Космонавтов — не самое важное»
Аукцион на реконструкцию участка шоссе Космонавтов от Мулянки до международного аэропорта «Пермь» был отменён спустя всего неделю после объявления. Однако, по словам министра транспорта и связи Пермского края Владимира Митюшникова, торги всё же состоятся.
Напомним, начальная цена контракта составляла 1 млрд 872,8 млн руб., которые предполагалось выделить из краевого бюджета. Согласно техническому заданию, общая протяжённость объекта составляет 8,47 км. Проектом реконструкции предусмотрено восемь полос движения от начала участка до транспортной развязки с Западным обходом Перми, далее - шесть полос движения до поворота на посёлок Сокол, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», на остальном протяжении - четыре полосы движения. По всей длине трассы - центральная разделительная полоса шириной от 5 до 8,31 м, наружное освещение, в районах автобусных остановок - восемь надземных пешеходных переходов. По завершению реконструкции необходимо нанести на дороги разметку термопластиком.
Сразу после объявления этих торгов отраслевые специалисты высказали своё мнение относительно проекта. Так, по мнению директора Института транспорта ПНИПУ Михаила Якимова, шоссе Космонавтов не нуждается в настолько масштабной реконструкции как в силу небольшой загруженности, так и в силу того, что в регионе есть как минимум две дороги с повышенной опасностью, это трассы Пермь — Усть-Качка и Пермь — Березники.
«Именно вопросы обеспечения безопасности движения явились основным «обоснованием» очередного удорожания объекта — реконструкция шоссе Космонавтов. Ибо, как утверждает Министерство транспорта Пермского края, именно эта дорога является самой аварийной в крае. Надо заметить, что и год, и два года назад точно такое же «обоснование» ложилось в основу выделения денег на реконструкцию участка автомобильной дороги Пермь — Березники», - поясняет Якимов.
Эксперт также указывает, что выезд на аэропорт является наименее загруженным выходом из города.
«Депутатам было предложено снять деньги с дороги на Березники и направить их на дорогу в аэропорт. На основании чего — непонятно. Надо заметить, что из пяти выездов из Перми как раз выезд на аэропорт (автомобильная дорога Пермь — Усть-Качка и Болгары — Юго-Камск — Крылово) является наименее загруженным, с минимальной интенсивностью движения и наибольшим запасом пропускной способности. Сейчас на различных участках этой дороги намеченных к реконструкции суточная загрузка колеблется от 30 до 44%. Это самый низкий показатель из всех въездов в город. Зачем их реконструировать — непонятно», - недоумевает Михаил Якимов.
По мнению Якимова, второй «странностью» это проекта является его «тайна».
«Лично я не только сам не видел проект реконструкции шоссе Космонавтов, но даже сомневаюсь, что такой проект вообще существует, - говорит Якимов. - Если он всё же существует, то его стоило уже давно представить общественности и публично обсудить. Реконструируемый участок частично пройдёт по территории Перми, и я не уверен, что жители понимают, что их ждёт. Пока этого не понимают и специалисты».
«Новый компаньон» попросил прокомментировать эту ситуацию главу департамента дорог и транспорта администрации Перми Дениса Гвоздева. Несмотря на то, что эта трасса не входит в зону его ответственности, чиновник выразил своё мнение относительно проекта.
«К шоссе Космонавтов у меня двойственное отношение. Я против строительства масштабных проектов в центре города, — заявил Гвоздев. - Это - рост потока машин, пробки, проблемы с парковкой, вопросы экологии. Всё это уже осознано, в ряде стран люди отказываются от многоуровневых развязок. Надо идти от окраин к центру. Чем ближе к центру — тем ниже скорость. Так что задача, скорее, не скорость, а равномерность».
Также Гвоздев добавил, что в Перми «есть более важные объекты».
Денис Гвоздев, руководитель департамента дорог и транспорта администрации Перми:
— С точки зрения приоритетов, шоссе Космонавтов — не самое важное. Более злободневный объект сейчас — это улица Героев Хасана в районе тоннеля под Транссибом. Да, шоссе это, конечно, связь с аэропортом. Дорогу надо привести в соответствие с нормами. Но мне сложно оценить, надо ли там восемь полос? Капитального ремонта (с решением вопросов освещения и пешеходных переходов) было бы вполне достаточно.
Олег Жданов, депутат Законодательного собрания Пермского края:
— Прежде чем разыгрывать этот контракт, необходимо провести публичные слушания. Мы во втором чтении этот проект не приняли, потому и нет оснований для дополнительного финансирования. Реконструкцию шоссе Космонавтов можно провести только в том объёме, который был утверждён в ноябре, а сумма тогда была меньше 1,8 млрд руб. Тем более что федеральный закон №235 гласит, что закупки свыше 1 млрд руб. должны проходить общественные слушания. Там, правда, не определён их порядок, но мы хотим опробовать сразу по трём проектам — это шоссе Космонавтов, Восточный обход Перми и южное направление на Башкирию.
Заказчик реконструкции шоссе Космонавтов планировал проведение общественных слушаний, по крайней мере, о них говорится в официальном объявлении о торгах. В частности, в документе сказано, что первый этап публичных слушаний прошёл с 17 по 22 апреля, и за это время в адрес КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» (заказчик) не поступило ни одного вопроса. Второй этап слушаний — очные открытые - был намечен на 25 апреля.
Генеральный директор ОАО «Пермдорстрой» Павел Чумаков в беседе с «Новым компаньоном» предположил, что торги были отменены «из-за ажиотажа, который спровоцировали СМИ».
Как пояснил и. о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю Антон Удальёв, крупные контракты могут разыгрываться регионами самостоятельно, но жалобы на них в любом случае будут рассматриваться в ФАС России.
Ясность в ситуацию с реконструкцией шоссе Космонавтов попытался внести и губернатор Пермского края Виктор Басаргин.
«С отменой этого аукциона продолжится работа по другим объектам, то есть, деньги, «отнятые» с проектов Пермь - Березники и Восточного обхода Перми, уйдут на них обратно. Теперь не будет лотов по 2 млрд руб., а весь объём работ будет разбит на лоты», - пояснил Басаргин.
Министр транспорта и связи Пермского края Владимир Митюшников при этом уверен, что шоссе Космонавтов всё же будет реконструировано.
«Произошла не отмена торгов — мы просто разбираемся по классификации видов работ. Будем рассматривать конкурс или аукцион. В конкурсе должны принимать участие более квалифицированные компании», - пояснил чиновник «Новому компаньону».
По словам Митюшникова, торги состоятся в любом случае: «Реконструкция будет. Проект у нас выйдет с окончанием в 2014 году. Сейчас он находится в стадии госэкспертизы, итоги будут около 20 мая. Тогда и будем выходить на торги, но сначала отработаем технические вопросы с проектантами».
Митюшников также пояснил, на какие средства планируется провести реконструкцию, если Басаргин заявил, что деньги «уходят обратно» на Восточный обход и трассу Пермь -Березники.
«Мы деньги будем использовать только в рамках суммы, которую назначит экспертиза. Даст экспертиза на 2 млрд руб. реконструировать — будем на 2 млрд руб. Попробуем удешевить. Если получится, то разницу финансов перебросим на другие проекты, например, на Восточный обход», - заявил министр транспорта Пермского края.