«Приоритет нашего театра — высокое качество исполнения музыки»

Пермский театр оперы и балета объявил о своих планах на сезон 2014/2015

Поделиться

Впервые за долгое время Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского откроет новый сезон в августе. Первое представление назначено на 19 августа. Это будет недавнее репертуарное приобретение театра — блистательный балетный вечер «Век танца: Стравинский — Баланчин».

Специальным событием открытия 143-го сезона станет «Оперный экстрим», которому в этот раз будет посвящён не один, а два дня из жизни театра, с перерывом в неделю — 17 и 24 августа.

Первая же премьера 143-го сезона ожидается в сентябре: оперой «Дон Жуан» завершится широко обсуждаемый проект «Трилогия Моцарта — да Понте в Перми» под музыкальным руководством маэстро Теодора Курентзиса. Премьерная серия спектаклей «Дон Жуан» намечена на 21, 22, 24, 25, 27 и 28 сентября.

Планы театра на сезон 2014/2015 по достоинству будут оценены самой взыскательной публикой. И в первую очередь, это касается трёх оперных премьер — «Дон Жуан» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха и «Князь Игорь» Бородина.

Моцартовским шедевром завершится «Трилогия Моцарта — да Понте в Перми»: один за другим на сцене одного российского театра были поставлены три совместных творения великого композитора и великого либреттиста. На протяжении всего периода проект, приведший к возникновению такого культурологического понятия, как «пермский Моцарт», оставался в руках дирижера Теодора Курентзиса, но при этом представлял варианты разных режиссерских решений. В случае с «Дон Жуаном» можно говорить об еще одном новом взгляде на Моцарта и его заглавного героя — и это взгляд женский.

За постановку взялась режиссер из Аргентины Валентина Карраско, которая в 2013 году справилась с вагнеровским «Кольцом нибелунга» (Буэнос-Айрес), а в мае 2014-го сделала «Поворот винта» Бриттена (Лион). Будучи участницей знаменитой каталонской труппы La Fura dels Baus, воспроизводящей душу музыки в эффектных сценических образах, Валентина Карраско планирует населить сцену пермского театра манекенами и суррогатами живых людей, среди которых единственным настоящим человеком оказывается Дон Жуан.

«Сказки Гофмана» запланированы на январь 2015 года, их ставит гречанка Катерина Евангелатос — выпускница мастерской Леонида Хейфеца в Российском университете театрального искусства — ГИТИС. Дирижёром-постановщиком премьеры выступит Теодор Курентзис.

К марту поклонников оперы ждёт большой подарок — возвращение «Князя Игоря» Бородина. Это будет постановка ещё одной женщины-режиссёра — бельгийки Зигрид Т'Хуфт, и главного дирижёра театра Валерия Платонова. Особенность спектакля — в его «музейном» характере: театр реконструирует первую постановку 1890 года в Мариинском театре.

Работа по возобновлению художественного решения ведётся под руководством Штефана Дитриха — эксперта в области исторического костюма, двумя годами ранее придавшего роскошный стиль пермской постановке Cosi fan tutte («Так поступают все женщины»). Таким образом, балетный фрагмент «Половецкие пляски» из оперы Бородина, с 2009 года идущий в пермском театре в хореографии Михаила Фокина и в декорациях по эскизам Николая Рериха, обрастет соответствующим оперным объёмом.

Алексей Мирошниченко

Алексей Мирошниченко
  Антон Завьялов

Список балетных новинок в сезоне 2014/2015 ничуть не уступает оперным в масштабности. В декабре состоится премьера триптиха «Зимние грёзы», замысел которого давно вынашивал главный балетмейстер театра и художественный руководитель этого проекта Алексей Мирошниченко. Вечер будет посвящён трём поколениям английского балета — он объединит работы британских классиков сэра Фредерика Аштона («Конькобежцы» на музыку Дж. Мейербера, 1937) и сэра Кеннета Макмиллана («Зимние грезы» на музыку П. И. Чайковского, 1991, сюжетно отсылающие к «Трём сестрам» Чехова) и постановку, выполненную по заказу Дагласом Ли. Напомним, что ранее за балет Souvenir, поставленный для пермских танцовщиков, Даглас Ли был номинирован на премию «Золотая маска» как лучший хореограф года.

В мае готовится ещё более изобретательная танцевальная премьера. Хореограф Алексей Мирошниченко представит два балета с участием вокальных групп — «Оранго» и «Условно убитый» на музыку Шостаковича. Обе партитуры — настоящие раритеты.

Долгие годы считавшаяся утерянной, опера «Оранго» была обнаружена в 2004 году в архивах Музея имени Глинки. «Условно убитый» был поставлен в России единственный раз в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле, а за рубежом первое театральное представление этой оперы состоялось лишь в 2013-м — в Люцерне, в рамках фестиваля «Смена декораций», под названием Der Fall YY («Дело YY»). Загоревшись идеей вернуть сочинения Шостаковича в актуальное российское театральное пространство, Алексей Мирошниченко заручился поддержкой вдовы композитора и хранительницы авторских прав на произведения. Сенсационная премьера «Оранго» и «Условно убитого» готовится специально к открытию Международного Дягилевского фестиваля — 2015.

Фестивальный, то есть первооткрывательский, стиль распространяется на весь грядущий сезон Пермского театра оперы и балета. В том числе, это касается премьеры для детской аудитории. По заказу театра композитор Пётр Поспелов пишет оперу на стихи «английского Хармса» Эдварда Лира. Ставят — режиссёры Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, создатели таких незабываемых спектаклей для семейного просмотра, как «Сказка, которая не была написана» (Театр «Практика», 2005, «Сцена-Молот», 2011), «Эпос о Лиликане» (Московский театр «Тень», 2009), «Дети неба» (Ханты-Мансийский театр обско-угорских народов «Солнце», 2013) и др. Совмещая в своих спектаклях возможности кукольного, теневого, драматического и музыкального жанров, Игнатов и Литвинова создают атмосферу уютного домашнего театра, наполненного важными смыслами.

В новом сезоне продолжится цикл концертных исполнений мировых оперных шедевров: «Пассажирка» Вайнберга, «Сельская честь» Масканьи, «Сестра Анжелика» и «Тоска» Пуччини, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Иоланта» и «Пиковая дама» П. Чайковского.

Мини-фестиваль, посвящённый Петру Ильичу Чайковскому, имя которого носит пермский театр, состоится в начале мая 2015 года — он будет посвящён 175-летию со дня рождения великого русского композитора. Программа этого события будет объявлена в начале нового сезона.

С 23 мая по 3 июня в Перми пройдёт Международный Дягилевский фестиваль, девятый по счёту. Спектаклем открытия станет хореографический проект на музыку Шостаковича, а на закрытии фестиваля прозвучит Пятая симфония Густава Малера.

Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Приоритет нашего театра — высокое качество исполнения музыки. Пермский театр оперы и балета, пожалуй, единственный в России, если не во всей Европе, который об этом заявляет. В новом сезоне мы продолжим совершенствоваться, это, естественно, требует большего количества репетиций. Повышение качества исполнения поведет за собой уменьшение количества представлений, это неизбежно. Но в результате мы получим действительно постановки мирового уровня.

На 143-й сезон запланировано около 60 камерных и более 20 симфонических концертов: в исполнении пермских артистов прозвучат все симфонии Бетховена, избранные произведения Гайдна, Шумана, Моцарта, Рахманинова, Шостаковича, Дворжака, Рамо и многих других композиторов.

Несколько раз артисты театра отправятся на гастроли по России и городам Европы. В сентябре — Екатеринбург, в октябре, декабре и феврале — Москва, в ноябре — Санкт-Петербург и Катар, в январе — города Франции. Ещё ряд европейских выступлений запланированы на март. В июне пермских артистов будет приветствовать Болонья, а затем хор MusicAeterna примет участие в фестивале в Экс-ан-Провансе, с которым, как ожидается, Пермский театр оперы и балета реализует несколько совместных проектов.

Источник — пресс-служба Пермского театра оперы и балета

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться