«Здание должно быть приметным, легко опознаваться как музей»

Денис Галицкий обнаружил изъяны в проекте переезда ПГХГ в здания бывшего ПВКИУ

Поделиться
Денис Галицкий

Денис Галицкий
  Константин Долгановский

Член Комиссии по землепользованию и застройке Перми Денис Галицкий составил свой вариант технического задания для нового здания Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ). «Это не нормативные требования, которые надо выполнять вне зависимости от желания. Это «вкусности», пожелания», — пояснил Галицкий.

По мнению Галицкого, центральное место в галерее должен занять «ковчег» для пермской деревянной скульптуры: «Сокровищница обязана подчеркивать особую ценность своего содержания». Также Галицкий отметил: «Желательно, чтобы наличие «ковчега» было заметно снаружи здания».

Другим его требованием стало большое общественное пространство, доступность сервисов, возможность напрямую попадать в нужное место галереи.

Денис Галицкий, член Комиссии по землепользованию и застройке Перми:

— Размывание границы между галереей и городом будет способствовать более активному врастанию галереи в городскую жизнь. Возможность изнутри музея наблюдать окружающую жизнь имеется почти во всех музейных зданиях, но возможность снаружи заглянуть внутрь и увидеть небольшой кусочек жизни музея мало где реализована

Также, по словам Галицкого, галерея должна легко адаптироваться под современные технологии: «Внутреннее пространство должно изначально проектироваться в расчёте на вариантность использования, изменение планировок, маршрутов осмотра экспозиции».

Одним из последних условий Галицкий назвал билетную программу: вход на выставки и осмотр постоянной экспозиции должен быть отдельным.

Далее Галицкий составил ряд условий для внешнего убранства здания.

Денис Галицкий:

— Здание галереи в любом случае станет одним из символов города и одним из ориентиров. Оно должно легко находиться и опознаваться. Здание должно быть приметным, легко опознаваться как музей, не быть похожим на здания иных типов (жилые, офисные, торговые). «Сарафанное радио» и раньше было лучшей рекламой, а цифровые технологии подняли его на недосягаемую высоту. Люди хотят фотографироваться на фоне уникальных объектов, они заполняют этими фото интернет — объекты становятся ещё более узнаваемыми и ещё больше людей хотят фотографироваться на их фоне... Эскалация известности. Именно из-за необходимости быть опознанными музеи стали строить сумасшедшие здания.

Галицкий отмечает, что оригинальность здания может не сработать, если она не помещается в кадр. Ещё одним его условием стало наличие перед музеем пешеходной зоны, площади или сквера.

Денис Галицкий:

— Привыкание в переполненном информацией мире происходит очень быстро, поэтому для удержания внимания необходимо постоянно меняться. Сменяемость и временность становится стандартом в самых разных областях, и музеи тут не исключение, примером тому могут быть летние павильоны галереи «Серпентайн» или четвёртый постамент на Трафальгарской площади.

Желательно предусмотреть возможность периодических изменений во внешнем облике здания или в пространстве вокруг него.

«Фишкой» здания, считает Галицкий, должно стать включение в облик «чего-то исторически подлинного или хотя бы намёк на историчность».

Денис Галицкий:

— Музеи, несмотря на их интеллигентское нутро, вынуждены обеспечивать кассу, повышать посещаемость, поэтому не могут без рекламы. Даже крупные и известные музеи вынуждены вывешивать на своих фасадах рекламу выставок и мероприятий. Не всегда это выглядит органично, так как здания строились во времена, когда о рекламе не думали. Желательно предусмотреть на фасаде или территории место для размещения рекламы выставок и мероприятий.

Не обошёл внимаем Галицкий и здание бывшего военного учебного заведения (ПВКИУ, ул. Окулова, 4, 5), куда и планируется переселить галерею.

«Очевидными проблемами размещения в этих зданиях галереи являются недостаточная площадь, низкие потолки, узкий и длинный корпус», — считает Галицкий.

Денис Галицкий:

— Проект компании Casson Mann, сделанный в 2009 году, предусматривал самый очевидный и «единственно возможный» вариант — достройку со стороны двора дополнительных экспозиционных площадей с высокими потолками. Также рассматривалась возможность убрать проезд под зданием на ул. Окулова, 5, чтобы разместить там вход.

Никаких особых достоинств этот вариант не добавляет, кроме обеспечения квадратными метрами и нужной высотой. Casson Mann больше размышляли по поводу того, как сделать хоть чуточку менее нудным маршрут посетителей по коридорам и этажам.

По мнению Галицкого, перед специалистами Casson Mann стояла задача «втиснуть галерею, по минимуму меняя само здание и ничего не меняя в градостроительной ситуации». Однако в этом случае, техзадание, по мысли активиста, стоит назвать «идиотским».

Денис Галицкий:

— Если принять как данность, что галерею удалось запихнуть в эти два здания, и всё недостающее уместилось во дворах, то перед зданием галереи всё равно необходимо сделать площадь, куда автомобилям въезд будет запрещён. Кроме того, улица Окулова заканчивается (начинается) тупиком. Даже без размещения галереи проезда здесь не будет, иначе мечты о многолюдной набережной растают.

В обосновывающих материалах Генерального плана Перми улица Окулова указана как квартальная, а пешеходными являются начало Компроса у Кафедрального Собора и почему-то проезд под зданием на ул. Окулова, 5. Нет никаких планов пустить по улице Окулова транспортный поток.

Галицкий делает вывод: если улицу Окулова власти не готовы сделать проездом, то и зданиям можно выходить при планировке за так называемые «красные линии».

Также Галицкий считает, что во здании бывшего ПВКИУ «бессмысленно сохранять фасады», балконы нужно убирать, а входную группу — изменять. «Узкий длинный первый этаж с одним входом просто не позволит создать новые взаимоотношения галереи с городом, о которых много написано в концепции развития ПГХГ», — говорит активист.

Денис Галицкий:

— При сохранении фасадов галерея станет «невидимкой» со стороны Камы и моста, так как эти два здания ничем не примечательны в длинном фронте улицы Окулова. Они не отличаются ни по высоте, ни по архитектуре от соседей... Если бы не ставили глупого условия не выходить за границы земельных участков зданий, то можно было бы и получить дополнительные 0,3 га для оригинальной архитектуры и выполнения техзадания по «вкусностям».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться